20 сентября 2016 Conomy
Не так давно появилась новость о конкурсе на получение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии для Ингушетии и Чечни взамен ранее утративших это право «Нурэнерго» и «Ингушэнерго». На фоне данной новости хочется упомянуть о проблемах, существующих в южных регионах России. Какова картина здесь?
Если рассматривать Северный Кавказ с позиции гарантирующих поставщиков и раскрываемой ими информации, то поводов для оптимизма в регионе мало: порой у них возникают поистине гигантские дебиторские, и, как следствие, кредиторские задолженности. Для большего понимания стоит представить, что кредиторская задолженность, например, «Дагестанской энергосбытовой компании» составляла по результатам 2015 года 18 349 506 тыс. руб. при объеме полезного отпуска в 6 030,950 млн кВт*ч, а ОАО «Севкавказэнерго» 4 026 955 тыс. рублей на 987,252 млн кВт*ч отпущенной электроэнергии, т. е. на 1 кВт*ч у «ДЭСК» приходится 3,04 рубля задолженности, а у «Севкавказэнерго» 4,07 рубля. Для сравнения можно рассмотреть «Ставропольэнергосбыт», где на 1 кВт*ч отпущенной энергии приходится порядка 0,36 руб.
В чем же причина возникновения задолженностей гарантирующих поставщиков перед кредиторами? Конечно, рассматривая каждую компанию в отдельности можно выявить ряд причин внутренних, но, как правило, все долги компаний связаны с неправильным подходом к организации управленческой и производственной деятельности, или в силу такой присущей Северному Кавказу черты, как давление на руководство компаний и использование бюрократических рычагов для влияния на нелояльных руководителей сбытовых компаний.
Отдельно стоит отметить менталитет: отсутствие у населения необходимости своевременной, ну или вообще какой бы то ни было оплаты счетов за электричество, что ведет к накоплению задолженности на всех уровнях.
Несомненно, не стоит списывать всю задолженность компаний только на безответственность потребителей, или «круговую поруку» на Кавказе, стоит вспомнить и о социально-экономическом положении региона. Так, с ухудшением экономической ситуации в стране, люди тратят объем электрической энергии не меньший, нежели раньше, но теперь, в силу очередности платежа (после продуктов питания, лекарств и прочей жизненно необходимой продукции), осуществляется и смена приоритетов этого платежа. Корень проблемы гарантирующего поставщика состоит в том, что он не может отказать в заключении договора купли-продажи электроэнергии согласно федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», даже если контрагент грешит неплатежами.
Именно поэтому руководство большинства компаний ставит приоритетной задачу своевременного погашения дебиторской задолженности: разработка современной платежной системы в Интернете, повышение удобства платежей, открытие новых платежных центров.
Что касается проблемы «Нурэнерго» и «Ингушэнерго», то тут проблема неплатежей является результатом совокупности проблем, перечисленных выше; теперь, для получения статуса гарантирующего поставщика победитель конкурса будет обязан вернуть в общей сложности 1,6 млрд рублей: 1,4 млрд кредиторам в Чечне, 236 млн — в Ингушетии. Изначально сумма обязательств к погашению составляла 16,3 млрд. Сейчас, временно, на срок не более года, функции гарантирующего поставщика будет исполнять «МРСК Северного Кавказа», а дальнейшая судьба компании будет определяться по итогам конкурса, сбор заявок на участие в котором пройдёт с 16 по 30 сентября. По всей видимости, данный конкурс также не станет последним. А по прошествии времени с высокой долей вероятности статус гарантирующего поставщика будет присвоен «МРСК Северного Кавказа», если в регионе не будет создана новая энергосбытовая компания, что пока выглядит маловероятным.
https://conomy.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу