3 октября 2016 Project Syndicate
Саудовская Аравия уже давно полагается на нефть как на источник роста экономики и развития страны.
В прошлом году на долю нефти пришлось около 75% валютной выручки королевства и примерно 90% доходов госбюджета.
Однако, как пишет в своей статье на Project Syndicate экономист Международного финансового центра Дубаи Насер Саиди, недавнее падение цен на нефть сделало очевидным то, что уже давно было пора понять: Саудовской Аравии, как и другим богатым нефтью странам Ближнего Востока, необходима диверсифицированная модель развития.
В прошлом году на долю нефти пришлось около 75% валютной выручки королевства и примерно 90% доходов госбюджета.
Однако, как пишет в своей статье на Project Syndicate экономист Международного финансового центра Дубаи Насер Саиди, недавнее падение цен на нефть сделало очевидным то, что уже давно было пора понять: Саудовской Аравии, как и другим богатым нефтью странам Ближнего Востока, необходима диверсифицированная модель развития.
С тех пор как в середине 2014 г. нефтяные цены начали свое падение, Саудовская Аравия столкнулась с резким спадом темпов роста ВВП, сокращением ликвидности и снижением объемов кредитования. Профицит бюджета и счета текущих операций сменились дефицитом; ожидается, что в этом году дефицит достигнет 13% и 6,4% ВВП соответственно.
Кроме того, несмотря на прежние успехи экономики, размеры реального национального богатства королевства снижаются. Нефтяные доходы, как и в других странах региона, не были эффективно конвертированы в человеческий капитал, инфраструктуру и инновационные мощности, необходимые для роста производительности и диверсификации экономической деятельности. В итоге, помимо адаптации к "новой норме" нефтяных цен, Саудовская Аравия должна разработать радикально новую экономическую модель, которая устранит структурные препятствия на пути производительности и роста.
Это очень сложная задача. Большинство правительств решают ее постепенно. Однако, как следует из представленной в июне вице-кронпринцем Мухаммедом ибн Салманом "Программы национальной трансформации" (ПНТ), Саудовская Аравия выбрала прямо противоположный подход, подвергнув экономику своеобразной шоковой терапии. В программе на 110 страницах перечислен список мер и задач для министерств и ведомств, которые они должны выполнить в 2016-2020 гг. Это 543 конкретные реформы, стоимость которых оценивается в 270 млрд саудовских риялов ($72 млрд) без учета издержек на адаптацию в частном секторе. Суть предлагаемых реформ как раз и заключается в расширении роли частного сектора в экономике, где сейчас доминирует государство. Тем самым будет создано больше рабочих мест в сферах, отличающихся более высокой производительностью.
Финансирование реформ (не говоря уже о гигантском государственном инвестиционном фонде размером в $2 трлн, призванном поддержать экономику в эпоху после нефти) потребует повышения эффективности, быстрой приватизации, эффективных частно-государственных партнерств, расширения налогооблагаемой базы (в том числе введения НДС в размере 5% в 2018 г.), а также сокращения расходов на существующие инфраструктурные проекты. Все это должно быть сделано с максимальной эффективностью, чтобы удалось достичь другой важной цели правительства – сбалансировать бюджет к 2020 г.
Конкретные задачи звучат невероятно амбициозно. Сначала саудовские власти частично приватизируют нефтяную компанию Saudi Aramco и учредят инвестиционный фонд. Они будут также постепенно сокращать субсидирование топлива и энергетики, стимулируя постепенный отказ от энергоемких видов деятельности. Данный план содержит конкретные целевые показатели повышения вклада в ВВП различных секторов экономики: недвижимость, информационные технологии, услуги, туризм, оборонная и фармацевтическая промышленность.
Для того чтобы эта программа действительно помогла повысить уровень диверсификации экономики, Саудовской Аравии придется перейти к модели роста, опирающейся на экспорт и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, а также постепенно расширять региональную и международную интеграцию. Новая программа закладывает необходимый для этого фундамент: в ней содержатся планы реформ в сфере образования, содействующие инновациям и отвечающие требованиям меняющегося рынка труда. В частности, она включает план улучшения результатов учащихся по математике и английскому языку на 15% в течение пяти лет, а также делает акцент на предметах группы STEM: точные науки, технологии, инжиниринг, математика.
Программа ПНТ предусматривает также повышение доли экономически активных женщин – с 22% на сегодня до 28% к 2030 г. Наряду с поддержкой и созданием новых возможностей для молодежи, численность которой быстро растет, эти меры должно привести к снижению уровня безработицы с 11,6% до 9% в течение ближайших пяти лет. Реформы, запланированные в ПНТ, в том числе сокращение субсидий и снижение зарплат в госсекторе, фактически представляют собой новый социальный контракт для королевства. Этот план тем самым является своего рода длительным "великим походом", который потребует эффективного частно-государственного сотрудничества, широкой заинтересованности общества и открытой стратегии коммуникаций с целью проведения глубокой экономической реструктуризации, поддерживаемой фискальной и другими реформами на макроуровне.
У этой стратегии есть прецеденты. Некоторые богатые нефтью страны уже диверсифицировали свою экономику: Норвегия, Малайзия, Индонезия, Мексика. Однако внешний контекст, в котором эти страны проводили свои реформы, отмечался нарастающей глобализацией и быстрым подъемом экономики, то есть сильно отличался от доминирующих сегодня обстоятельств. И даже в подобных благоприятных условиях процесс трансформации длился долго – до 20 лет.
Реализация программы ПНТ, напротив, станет гонкой на время, сражением с неблагоприятной внешней средой – низкие цены на нефть, ослабевшая мировая экономики, отступление глобализации. Помимо этого, краткосрочный внутренний рост, скорее всего, будет тормозиться политической неопределенностью, бюджетной консолидацией, первичными последствиями реформ, а также необходимостью перехода от процикличных к контрцикличным мерам в монетарной и фискальной политике страны.
Сможет ли Саудовская Аравия справиться со всеми этими вызовами, остается неясным. Успех будет зависеть, в частности, от амортизационных возможностей экономики и институциональной компетентности правительства. Он будет также зависеть от способности страны пробудить энергию и амбиции в молодых саудовцах и раскрыть "животный дух" частных инвесторов.
Для успеха Саудовской Аравии придётся сделать несколько дополнительных шагов. Правительству следует либерализовать режим прямых иностранных инвестиций, позволив в отдельных случаях 100%-ю иностранную собственность; привлекать и удерживать иностранные талантливые кадры с помощью предлагаемой сейчас новой иммиграционной политики "зеленых карт"; содействовать открытости и туризму через политику "открытого неба".
Кроме того, для финансирования инфраструктурных проектов и дефицита госбюджета потребуются внутренние рынки капитала. Стране следует также воспользоваться прорывными возможностями финансовых технологий и учредить фондовую биржу для компаний второго эшелона, которая могла бы содействовать повышению финансовой инклюзивности и упрощению доступа к финансированию для динамичных малых и средних предприятий.
Серьезных макроэкономических реформ будет недостаточно. ПНТ потребует еще и постепенного перехода к гражданской правовой системе в части управления экономикой и бизнесом. А новый социальный контракт придется дополнить повышением прозрачности и подотчетности в госсекторе, а также расширением участия общества в управлении. ПНТ свидетельствует о том, что саудовское руководство осознает возникшие проблемы и что оно готово заниматься их решением. Но только одно можно сказать сейчас определенно: на длинном пути экономической трансформации Саудовскую Аравию ждет много неопределенностей.
http://www.project-syndicate.org/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать +Enter