Запрет «русских» ЭПС. «Покращення» или очередное усложнение ведения онлайн-бизнеса? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Запрет «русских» ЭПС. «Покращення» или очередное усложнение ведения онлайн-бизнеса?

22 ноября 2016 TSI Analytics Лебедь Дмитрий

7 ноября НБУ принял законопроект, который взорвал просторы Интернета. Введен запрет на деятельность четырех платежных систем: Яндекс.Деньги, Единый кошелек, Webmoney и Qiwi. Причина – несогласованность этих компаний с правилами, которые устанавливает банковский регулятор Украины. Но интересно то, что все четыре компании имеют свой материнский капитал в соседней стране – России. Кроме того, если вести речь о Яндекс.Деньги, то это ЭПС одной из крупнейших IT-компаний в СНГ, которая является достойным эмитентом на технологической фондовой бирже – NASDAQ.

Но речь не об этом и не о том, в чем же причина такого решения НБУ. Будем откровенны, по сути и роли это не играет. Может быть причина реально в том, что эти ЭПС не хотели согласовывать правила с НБУ, но как тогда вести речь о такой компании, как Qiwi, которая с 2012 года не осуществляет деятельность на территории Украины? Да и Яндекс, и Вебмани – это компании не последнего «разлива» и понимают, что регулирование есть не только в России и Украине, но и по всему миру.

Интересно еще и то, что именно эти четыре платежные системы являются крупнейшими на данном рынке, и именно их коснулся запрет 7 ноября от НБУ. Точная цифра операций денежных переводов данными платёжными системами на территории Украины не определить, но явно это сотни миллионов долларов каждый год. Некоторые источники заявляют о том, что суммарный объем перевода и конвертации денег через эти ЭПС составляет около 1 млрд. долларов в год лишь на территории Украины.

В данный момент интересует другое: каковы последствия данного запрета? Понимает ли госпожа Гонтарева то, как важны эти кошельки для рядового предпринимателя в онлайн-сфере. Кроме того, стоит понимать, что, если мы начнем разговор о фрилансерах, то ущерб для их деятельности может быть катастрофическим. НБУ не может понять, что эти «ребята» не будут пользоваться украинскими платежными системами лишь по той простой причине, что расчет с ними проводят зачастую иностранные заказчики, львиная доля которых идет из России.

НБУ не может понять и то, что фрилансерами зачастую выступает молодежь и люди среднего возраста, которые занимают ключевое место на рынке потребителей. И в случае запрета этих ЭПС и усложнения перевода денег на кошельки и банковские карты украинских учреждений, мы способны увидеть и уменьшение платежеспособности этих потребителей. В любом случае, решение 7 ноября не включает основное – понятие того, какие могут быть последствия в разрезе той же макроэкономической статистики.

Можно определить 3 ключевых сегмента субъектов, которые, вероятно, пострадают из-за данного законопроекта НБУ 7 ноября:
Интернет-магазины и площадки.
Фрилансеры.
Трейдеры финансовых рынков.

Вышеперечисленные три сегмента отличаются активным использованием таких платежных систем, как Киви, Яндекс и Вебмани. Именно тех ЭПС, которые и попали на «немилость» госпожи Гонтаревой. Нет, можно и её понять, она ведь явно хочет помочь этим субъектам в их делах, но…таким ли способом?

Уберем личное недовольство и вернемся к трём сегментам субъектов деловой активности в просторах Интернета. Фрилансеры, как по мне, занимают ключевую роль. Объясню почему. Если взять крупнейшие биржи фрилансеров, то среди них будут такие, как Адвего, FL.ru и TEXT.ru. Все вышеперечисленные биржи выступают русскими ресурсами, на которых в большинстве находятся заказчики из России и других стран СНГ. Возьмем пример, есть Иван Сергеевич, который выступает верстальщиком сайтов. К примеру, один его заказ занимает неделю работы, за месяц он берет 4 заказа, средняя сумма которого составляет 15 000 рублей. И вот тут уже и начинается самое интересное: все эти заказы, с 99% вероятностью, будут оплачены в рублях. Кроме того, 90-95% из них будут переведены со счетов заказчиков по платежным системам, как Вебмани, Яндекс и Киви.

А теперь давайте возьмем интересную иллюстрацию, которую опубликовал НБУ на своем официальном сайте, как сопровождение к законопроекту, 7 ноября.

Например, возьмем загадочную платежную систему «Простір». Давайте будем откровенными. Какой заказчик с Адвего или FL.ru слышал о такой платежной системе? Вот честно, будет ли какой-то заказчик из Ростова-на-Дону использовать эту ЭПС? Нет. «Ну и ладно, дело его», –скажет госпожа Гонтарева, но что делать тогда Ивану Сергеевичу, который выступает этим верстальщиком сайтов и имеет по 4 заказа в месяц. Сможет ли он нормально работать после того, когда с ним проведут расчёт, он осознает, что в магазине «Фоззи» он не сможет скупиться на семейный ужин, потому что со своего Киви-кошелька он не переведет деньги на карточку «Приватбанка». Это простой пример, но он выступает отличным показателем всей логики данного закона от НБУ 7 ноября. Все эти запреты не упрощают жизнь, они её усложнят и для некоторых субъектов деловой активности в несколько раз!!!

Аналогично можно вести речь о трейдерах. Эта тема вообще отдельная. Примеры будут по сложнее. Зачастую, трейдеры рынка Forex проводят пополнение своих торговых счетов у валютных брокеров через такие же платежные системы. Но вывод денег будет происходить аналогично через эти же реквизиты. То есть, согласно международному законодательству по поводу отмывания денег, определенный брокер «Альфа» не сможет вывести деньги Денису Сергеевичу на другую платежную систему, потому что ранее он пополнял свои деньги через Вебмани.

И что прикажет ему делать та же госпожа Гонтарева? Единственное, что он сможет, это все-таки вывести деньги на кошелек Вебмани, но далее, куда ему деть эти деньги? Благодаря различным обменникам и ресурсам можно конвертировать деньги с одной ЭПС на другу. Представим, что он выведет деньги с Вебмани на «Простір», а далее оттуда на карточку своего банка. Но, суммарно, у него будет уплачена двойная комиссия. Даже более, ведь за каждый обменник он будет платить вдвойне. Представим, что стандартная комиссия одного перевода/конвертации составляет 1,5%. Получается, что при конвертации через обменник он уплатит 3%, а из-за двойной конвертации через промежуточный ЭПС целых 6%. Сюда добавьте ввод и вывод, и мы получим комиссию почти до 10%.

Давайте вернёмся к нашему фрилансеру, который за один заказ получит 15 000 рублей. С них он процентов 8% заплатит на все комиссии из-за чего у него останется не 15 000, а 14 000. Скажете: «что такое 1 000 рублей»? Но представьте себе, сколько таких выводов денег и сколько таких фрилансеров и трейдеров. Лишь за один год они могут попросту потратить на лишнюю конвертацию миллионов 100, и ведь эти деньги могли пойти на украинский рынок товаров и потребления. Вместо этого, мы имеем потребителя, конечная покупательная способность которого упадет на 100 миллионов. Цифра округленная, но все равно, данный законопроект от НБУ «покращенням» считать точно нельзя!

«Покращення», это когда наоборот: «держите инструмент и пользуйтесь им на здоровье», сейчас же мы наблюдаем картину иного разлива. Мы имеем инструменты, но нам запрещают ими пользоваться, после чего возникает вопрос: а где гарантии того, что завтра не будут сделаны запреты на другие ЭПС или даже карты определенных банков, клиентами которых выступают миллионы людей. Гарантий нет, есть лишь НБУ, а они уже, как «паны в поле», решают, кому что можно, а кому что нельзя, увы.

https://tsianalytics.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter