31 октября 2017 MarketWatch
Во время крушения 19 октября 1987 года, среди инвесторов началась настоящая паника. Для большинства снижение такого масштаба было незнакомым явлением. Прошлый раз подобное случалось 58 лет назад в 1929 году. Теперь спустя 30 лет после Черного понедельника, профессиональные инвесторы, которые пережили этот роковой день, рассказали о своем опыте, о предупреждающих знаках на рынке сегодня и дали рекомендации о том, как справляться с крупными спадами.
• Льюис Альтфест (Lewis Altfest), президент Altfest Personal Wealth Management, который управляет около $1,3 млрд частных клиентов. Альтфест основал фирму в 1983 году после того, как работал генеральным партнером и директором по исследованиям в Lord, Abbett & Co
• Брайан МакМэхон (Brian McMahon), директор по инвестициям Thornburg Investment Management, совместно управляет $2,5 млрд фонда Thorburg Global Opportunities Fund и $16 млрд фонда Thornburg Tivax. В октябре 1987 года МакМэхон управлял «облигационной лестницей»
• Лоуренс Хаверти (Lorrence Haverty), портфельный управляющий $231 млн. в Gabelli Multi-Media Trust. В октябре 1987 года Хаверти управлял Putnam Growth Fund и Putnam Convertible Fund, с совокупными активами около $2 млрд
Во-первых, давайте взглянем на динамику индекса Dow Jones с 1987 по 1989 год. Индекс упал на 4% в пятницу, 16 октября 1987 года, а затем обрушился на 23% в Черный понедельник.
Было много факторов, способствующих разворачиванию этого беспрецедентного события. Одним из них был рост индекса на 44% с конца 1986 года по 25 августа 1987 года. Этот рост был частично вызван Законом о налоговой реформе 1986 года. Долгосрочные процентные ставки быстро росли, что подпитывало атмосферу неопределенности. По словам МакМэхона, «распродажи в Черный понедельник были во многом обусловлены использованием, так называемого, портфельного страхования, которое все продавали, в основном выставляя приказы стоп-лосс».
На Нью-Йоркской фондовой бирже есть «временная автоматическая приостановка» торгов в дни крупных спадов. Но эта мера не предотвращают падение в течение нескольких торговых сессий.
События «Черного понедельника»
Итак, в субботу, на следующий день после падения 16 октября 1987 года, Альтфест отправился в свой офис, чтобы удержать клиентов от паники. Но в период рыночных потрясений люди теряют веру в способность рынка восстанавливаться и устанавливать новые рекорды.
Льюис Альтфест, президент Altfest Personal Wealth Management
«Многие просто вышли и подождали восстановления рынка. И это было не очень хорошим выбором», - сказал Альфест.
В выходные Charles Schwab Corp. начал принимать приказы клиентов для исполнения в понедельник.
«Я позвонил им и сказал, что хочу знать отношение ордеров на покупку и продажу. Продаж было, может быть, 12 к 1. Итак, я закладывал около 8% падения на рынке», - сказал Альтфест.
После того, как в понедельник индекс упал на 8%, Альтфест купил акции на крупную сумму. Он не мог знать, что рынок обрушится еще на 15% в тот же день. Однако инвестор отметил, что «был в восторге после того, как рынок восстановился».
МакМэхон отмечает рост доходностей облигаций, который имел место до Черного понедельника. По данным Федерального резерва, доходности 30-летних гособлигаций подскочили до 9,61% 1 октября 1987 года с 7,39% в начале года.
«Рост доходностей облигаций, как правило, приводит к содроганию фондового рынка. Поэтому в течение большей части 1987 года у нас не было энтузиазма по отношению к акциям», - сказал МакМэхон.
Брайан МакМэхон, директор по инвестициям Thornburg Investment Management
Хаверти цитирует своего коллегу, который сказал, что «более высокие процентные ставки работают», что означает, что растущие темпы могут подавить перегретую экономику и инфляцию. «Но в конечном итоге более высокие доходности вызовут проблемы», - заключил инвестор.
Хаверти отметил, что октябрь 1987 года был частью «Милкенской эры», когда Майкл Милкен и Дрексель Бернэм Ламберт воспользовались аппетитом инвесторов к высокой доходности и стали первооткрывателями класса мусорных облигаций.
«Когда я получил должность в конвертируемом фонде в 1984 году, под его управлением были активы размером $200 млн. В 1987 году фонд вырос до более чем $1,5 млрд, что в тот момент было огромной суммой для небольшого класса активов», - сказал Хаверти.
В октябрьском крушении он увидел явные признаки того, что рынок конвертируемых облигаций перегрелся. «Либо у вас есть хорошие компании, выпускающие конвертируемые облигации по нелепой цене, либо вы получаете нелепые компании, выпускающие конвертируемые облигации по хорошим ценам», - сказал он.
Лоуренс Хаверти, портфельный управляющий Gabelli Multi-Media Trust
Во вторник, на следующий день после Черного Понедельника, Хаверти «чувствовал себя очень комфортно» после того, как Федеральная резервная система сделала «мощное заявление» перед открытием рынка. Он сказал перед начальством в Putnam, что выражает свою новообретенную уверенность в отношении покупки акций Caesars World (теперь Caesars Entertainment Corp. ). Это в конечном итоге привело к его увольнению в декабре 1987.
Однако история имела счастливый конец. Получив в декабре выходное пособие, Хаверти купил акции Caesars World и в 10 раз увеличил свои инвестиции.
Предупреждающие знаки на рынке сегодня
«Я думаю, что рынок облигаций переоценен, поэтому меня не удивит, если это подтолкнет к росту процентные ставки, а кредитный спред расширится», - сказал МакМэхон. Наряду с планом Федеральной резервной системы по сокращению баланса, возможный законопроект о налоговой реформе побудит инвесторов ожидать, что экономика будет нагреваться, что приведет к росту доходности и снижению цен облигаций. Более высокие процентные ставки обычно означают большую волатильность акций.
Альтфест, тем временем, не ждет немедленного снижения и считает, что текущая ситуация на рынке отличается от 1987 года, а также технологического пузыря конца 1990-х годов и докризисного климата 2007 года.
Хаверти рассматривает цены некоторых акций как серьезные предупреждающие признаки для здоровья рынка. Он отмечает, что «безумные поиски прибыли инвесторами» после стольких лет очень низких процентных ставок были явным сигналом для рынка. В качестве примера он упомянул популярность государственных облигаций Таджикистана.
Совет для инвесторов
Альтфест советует инвесторам «посмотреть, делают ли компании, в которые они вкладывают капитал, прибыль, и насколько высокие коэффициенты P/E».
В случае крушения рынка «сделайте глубокий вдох и выйдите на улицу». Другими словами, имейте в виду, что фондовый рынок всегда оправлялся от крушения. Существует опасность, что вы будете слишком долго ждать, пока рынок восстановится. Вы упустите возможности и, возможно, даже вернетесь на рынок на более высоком уровне, чем при продаже.
Хаверти сказал, что, несмотря на то, что цены акций очень высоки, он почти 100% капитала инвестирует в акции. Но когда его спросили, что он сделал бы прямо сейчас, будь он непрофессиональным инвестором, он сказал: «Я бы сейчас забрал немного денег с рынка, потому что есть явные признаки безудержного роста цен».
http://www.marketwatch.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба