19 апреля 2018 BitCryptoNews
Гарвардский экономист Примавера де Филиппи в своей статье What Blockchain Means for the Sharing Economy, опубликованной в Harvard Business Review, объясняет, как блокчейн помогает создавать новые формы организации. В эпоху вроде Facebook или Uber, извлекающих прибыль из деятельности пользователей, блокчейн может радикально демократизировать их работу. BitCryptoNews решил проанализировать статью ученого и разобраться так ли это.
Нематериальная экономика
В статье Де Филиппи начинает свое рассуждение с простого наблюдения. Что объединяет крупнейшие интернет-компании сегодняшнего дня — Google, Facebook, Twitter, Uber, Airbnb и других? Ответ: важнейшим ресурсом для них является деятельность пользователей, будут ли это посты в социальных сетях, лайки, формирование рейтингов товаров и услуг или размещение объявлений. В течение последних двух десятилетий экономика в целом постепенно уходила от модели централизованной иерархической организации как основной единицы производства и обмена, где крупные компании предоставляли товары и услуги пассивным потребителям. Движение продолжает идти в сторону новой модели, ядром которой является децентрализованная организация, а крупные игроки занимаются агрегированием ресурсов множества людей, предоставляя свои услуги значительно более активным потребителям.
Данный переход экономист рассматривает как появление нематериальных организаций, которым почти не требуются физические помещения, активы или сотрудники. Основная проблема здесь в том, что ценность, создаваемая деятельностью активных потребителей, крайне неравномерно распределяется между ними — большая часть прибыли достается платформам, которые действуют в качестве посредников. Например, эффективность рекламы в Facebook зависит, прежде всего, от данных, которые генерируются пользователями в процессе использования социальной сети. Очевидно, что какая-то часть доходов компании тратится на поддержание и развитие инфраструктуры, однако насколько справедливо распределяется остаток?
Facebook, eBay и Uber, но на блокчейне
По мнению Де Филиппа, блокчейн станет технологией, которая сможет поколебать сложившееся равновесие, наиболее благоприятное для крупных посредников, управляющих компаниями похожими на Facebook. Блокчейн снимает необходимость централизованного управления такими платформами: они могут управляться p2p-сетями, контроль над которыми распределен и недоступен одному-единственному агенту.
Блокчейн позволяет большому количеству людей организоваться без участия каких-либо посредников и это его главное преимущество. Уже сегодня существует немало аналогов социальных сетей вроде Facebook, организованных на основе блокчейн. Akasha, Steem.io, Synereo работают без опоры на центральную платформу. Если в случае Facebook социальная сеть контролируется централизованной организацией, которая может модерировать контент и определять, что будет показано и кому (часто с помощью проприетарных алгоритмов, принцип работы которых неизвестен общественности), то перечисленные выше децентрализованные аналоги координируют работу множества индивидов и групп, которые фактически являются самоуправляемыми. Участникам необходимо делать микроплатежи, чтобы публиковать сообщения в сети, оплачивая труд тех, кто поддерживает ее работу. По мере того, как сообщения распространяются по сети и получают оценку других участников, их авторы получают вознаграждение.
Другим пример сайт OpenBazaar — децентрализованная площадка для торговли вроде eBay или Amazon, но работающая независимо от посредников или операторов. Блокчейн позволяет продавцам и покупателям взаимодействовать напрямую, так что они могут обойтись без посредника. На платформе может зарегистрироваться кто угодно, а его или ее товар увидят все остальные участники. Сделки осуществляются путем консенсуса между продавцом и покупателем, при этом предусматривается возможность участие третьей стороны в случае возникновения конфликта. Роль посредника выполняет не централизованная организация, а такой же пользователь, выбранный случайным образом.
Существуют также децентрализованные системы кар-пулинга (совместных поездок), например, Lazooz или ArcadeCity, аналогичные Uber, но основанные на блокчейне. Перевозчики и пассажиры взаимодействуют напрямую, при этом первые получают вознаграждение в виде специальных токенов, представляющих собой их долю в платформе. Чем больший вклад перевозчик вносит в работу сети, тем более выгодным для него или нее становится участие, а также увеличивается влияние на управление работой платформы.
Низовая кооперация
Основной вывод Де Филиппи в том, что блокчейн позволяет создавать новые формы организации — не просто дематериализованные, как платформы вроде Uber или Facebook, но также и децентрализованные. В таких организациях нет иерархической структуры, совета директоров или менеджмента, так как они управляются коллективно всеми участниками блокчейн-сети. Они также отличаются от краудсорсинга, где люди вносят вклад в финансирование проекта, но не обязательно выигрывают от его успеха. Блокчейн может стать основной для более кооперативной формы краудсорсинга, которую иногда называют «платформенным сотрудничеством» (анг. platform cooperativism — прим. ред.).
В этом случае инвесторы одновременно становятся держателями доли в платформе, которую они профинансировали, а в отсутствие посредников экономические результаты ее работы могут быть более справедливо распределены среди участников. Такие механизмы первый шаг на пути к кооперативной экономике, которая не контролируется крупными посредническими структурами. На смену иерархической организации, построенной «сверху вниз», могут прийти децентрализованные, распределенные системы низовой кооперации. Тем не менее, этот результат ни в коей мере не является гарантированным, предупреждает Де Филиппи, указывая на историю развития Интернета.
https://bitcryptonews.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Нематериальная экономика
В статье Де Филиппи начинает свое рассуждение с простого наблюдения. Что объединяет крупнейшие интернет-компании сегодняшнего дня — Google, Facebook, Twitter, Uber, Airbnb и других? Ответ: важнейшим ресурсом для них является деятельность пользователей, будут ли это посты в социальных сетях, лайки, формирование рейтингов товаров и услуг или размещение объявлений. В течение последних двух десятилетий экономика в целом постепенно уходила от модели централизованной иерархической организации как основной единицы производства и обмена, где крупные компании предоставляли товары и услуги пассивным потребителям. Движение продолжает идти в сторону новой модели, ядром которой является децентрализованная организация, а крупные игроки занимаются агрегированием ресурсов множества людей, предоставляя свои услуги значительно более активным потребителям.
Данный переход экономист рассматривает как появление нематериальных организаций, которым почти не требуются физические помещения, активы или сотрудники. Основная проблема здесь в том, что ценность, создаваемая деятельностью активных потребителей, крайне неравномерно распределяется между ними — большая часть прибыли достается платформам, которые действуют в качестве посредников. Например, эффективность рекламы в Facebook зависит, прежде всего, от данных, которые генерируются пользователями в процессе использования социальной сети. Очевидно, что какая-то часть доходов компании тратится на поддержание и развитие инфраструктуры, однако насколько справедливо распределяется остаток?
Facebook, eBay и Uber, но на блокчейне
По мнению Де Филиппа, блокчейн станет технологией, которая сможет поколебать сложившееся равновесие, наиболее благоприятное для крупных посредников, управляющих компаниями похожими на Facebook. Блокчейн снимает необходимость централизованного управления такими платформами: они могут управляться p2p-сетями, контроль над которыми распределен и недоступен одному-единственному агенту.
Блокчейн позволяет большому количеству людей организоваться без участия каких-либо посредников и это его главное преимущество. Уже сегодня существует немало аналогов социальных сетей вроде Facebook, организованных на основе блокчейн. Akasha, Steem.io, Synereo работают без опоры на центральную платформу. Если в случае Facebook социальная сеть контролируется централизованной организацией, которая может модерировать контент и определять, что будет показано и кому (часто с помощью проприетарных алгоритмов, принцип работы которых неизвестен общественности), то перечисленные выше децентрализованные аналоги координируют работу множества индивидов и групп, которые фактически являются самоуправляемыми. Участникам необходимо делать микроплатежи, чтобы публиковать сообщения в сети, оплачивая труд тех, кто поддерживает ее работу. По мере того, как сообщения распространяются по сети и получают оценку других участников, их авторы получают вознаграждение.
Другим пример сайт OpenBazaar — децентрализованная площадка для торговли вроде eBay или Amazon, но работающая независимо от посредников или операторов. Блокчейн позволяет продавцам и покупателям взаимодействовать напрямую, так что они могут обойтись без посредника. На платформе может зарегистрироваться кто угодно, а его или ее товар увидят все остальные участники. Сделки осуществляются путем консенсуса между продавцом и покупателем, при этом предусматривается возможность участие третьей стороны в случае возникновения конфликта. Роль посредника выполняет не централизованная организация, а такой же пользователь, выбранный случайным образом.
Существуют также децентрализованные системы кар-пулинга (совместных поездок), например, Lazooz или ArcadeCity, аналогичные Uber, но основанные на блокчейне. Перевозчики и пассажиры взаимодействуют напрямую, при этом первые получают вознаграждение в виде специальных токенов, представляющих собой их долю в платформе. Чем больший вклад перевозчик вносит в работу сети, тем более выгодным для него или нее становится участие, а также увеличивается влияние на управление работой платформы.
Низовая кооперация
Основной вывод Де Филиппи в том, что блокчейн позволяет создавать новые формы организации — не просто дематериализованные, как платформы вроде Uber или Facebook, но также и децентрализованные. В таких организациях нет иерархической структуры, совета директоров или менеджмента, так как они управляются коллективно всеми участниками блокчейн-сети. Они также отличаются от краудсорсинга, где люди вносят вклад в финансирование проекта, но не обязательно выигрывают от его успеха. Блокчейн может стать основной для более кооперативной формы краудсорсинга, которую иногда называют «платформенным сотрудничеством» (анг. platform cooperativism — прим. ред.).
В этом случае инвесторы одновременно становятся держателями доли в платформе, которую они профинансировали, а в отсутствие посредников экономические результаты ее работы могут быть более справедливо распределены среди участников. Такие механизмы первый шаг на пути к кооперативной экономике, которая не контролируется крупными посредническими структурами. На смену иерархической организации, построенной «сверху вниз», могут прийти децентрализованные, распределенные системы низовой кооперации. Тем не менее, этот результат ни в коей мере не является гарантированным, предупреждает Де Филиппи, указывая на историю развития Интернета.
https://bitcryptonews.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу