Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Чем опасна идея Баффета «инвестировать во все знакомое» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Чем опасна идея Баффета «инвестировать во все знакомое»

20 июля 2018 Financial One Ширшова Яна

Такой совет можно часто услышать в сфере финансов и инвестиций – сам Уоррен Баффет придерживается его. Но в итоге оказывается, что мы часто просто обманываем себя.

Ресторан, специализирующийся на приготовлении жареной курицы, излюбленное место горожан, только что объявил о планах расширения на региональном уровне с целью стать следующим Shake Shack или Chipotle. Телефон консультанта разрывался от звонков с предложениями клиентов инвестировать в предприятие. Когда он попытался объяснить им сложность ресторанной индустрии и большой риск, связанный с такими инвестициями, в ответ чаще всего звучало: «Как вообще что-то может пойти не так? Ведь курица такая хрустящая и вкусная», пишут колумнисты Marketwatch Эндрю Лонг, Филип Фернбах и Барт де Ланге.

Энтузиазм клиентов несложно понять. Один из самых распространенных финансовых советов гласит: инвестируй в знакомое. Так рекомендует делать основатель Berkshire Hathaway (акции компании можно купить на Санкт-Петербургской бирже) миллиардер Уоррен Баффет. Тем не менее, как показывает пример с жареной курицей, неопытные инвесторы часто неверно интерпретируют саму идею, принимая ложное чувство понимания за фундаментальные знания.

Инвестор Питер Линч, еще один приверженец такой философии, недавно поделился своими размышлениями на этот счет: «Я никогда не говорил, что если вы идете в торговый центр, видите там Starbucks и вспоминаете, что у них вкусный кофе, вы должны сразу же инвестировать в эту компанию». «Люди покупают акции, хотя ничего об этом толком не знают» – отмечает он.

Наше новое исследование, опубликованное в журнале Marketing Research, показывает, почему люди склонны к неверному восприятию описанной выше философии. Когда мы думаем, что хорошо разбираемся в том, чем занимается та или иная компания, то считаем, что инвестировать в нее будет безопасно. Но, к сожалению, это не так. Полагаться на свои догадки – неразумная инвестиционная стратегия.

Мы провели исследование – попросили участников прочитать описание всех компаний в индексе S&P 500. Оно включало в себя информацию о том, на чем специализируются компании, каковы их основные направления деятельности, где находится штаб-квартира, кто является генеральным директором и так далее. После этого испытуемым было предложено оценить, насколько хорошо они разобрались в том, чем занимается компания, а также насколько рискованно было бы в нее инвестировать. В итоге эксперимент показал, что чем больше знакома деятельность компании для инвестора, тем меньшим ему кажется риск инвестирования. Но когда мы собирали данные о фактическом риске компаний, включая такие показатели, как волатильность и доходность, результаты показали совершенно обратное.

Также мы определили, как люди оценивают возможный риск, попросив их сделать прогнозы, что будет с акциями компаний в течение следующего года. Участники эксперимента предположили, что деятельность «простых» компании будет более продуктивной и предсказуемой. Опять же, ни одно из убеждений не подтвердилось, когда мы сравнили их с фактическими данными.

Мы пошли дальше и немного изменили информацию о компаниях – у одних упростили для восприятия, а у других сделали более сложной для понимания. Несмотря на то, что участники исследования оценивали одни и те же компании, они думали, что повышается риск инвестирования, когда описания было сложнее понять.

На заключительном этапе мы попросили нескольких участников сыграть роль финансового консультанта и сформировать портфель акций для двух клиентов. Первый был молод, решителен, и склонен к риску. Второй был близок к выходу на пенсию и не был готов рисковать.

Участники могли выбрать акции различных компаний: деятельность некоторых из них была оценена как более понятная, а других – как трудная для понимания. Мы также предоставили им дополнительную информацию, такую как рейтинги аналитиков и графики, которые демонстрировали результаты деятельности компаний в прошлом. Независимо от того, в какой степени риска находились акции в действительности, участники составили инвестиционный портфель из «понятных» компаний для второго клиента (неготового идти на риск), а акции тех компаний, деятельность которых оказалась более сложной для понимания, решили отдать первому (молодому и склонному к риску).

Кроме того, мы также провели тестирование и для опытных инвесторов, которые активно торгуют и имеют под управлением более $100 тысяч, а некоторые и миллионы долларов.

Интересно то, что результаты оказались такими же, как и в предыдущем исследовании: эксперты в сфере инвестирования выбирали преимущественно компании, которые «легко понять, как работают». Можно заметить, как прочно укоренилась идея «инвестировать только в знакомое». По иронии судьбы, даже эксперты неверно истолковывают советы Баффета.

Почему так происходит? Вероятно, из-за естественного желания человека избегать взаимодействия с тем, что ему неизвестно. Мы часто думаем, что хорошо разбираемся в чем-то, но это далеко не так; например, когда сосредотачиваем все свое внимание на вкусной курице ресторана и пренебрегаем сложностями бизнеса. Такое заблуждение может заставить пойти на большой риск, который приведет к серьезным неприятностям.

Что же делать? Мы считаем, что нужно быть реалистами, то есть отдавать себе отчет в том, что ресурсов на полноценную самостоятельную оценку бизнеса той или иной компании просто нет. Инвестируйте в активы с высокой диверсификацией, не дайте себя обмануть чувству, что вы знаете, как работает тот или иной бизнес, которым вы никогда не занимались.