6 августа 2018 The Wall Street Journal
Их часто озвучивают, но сбудутся ли они – большой вопрос.
«Большую часть своей инвестиционной карьеры я нахожусь в ожидании того момента, когда основные финансовые прогнозы начнут воплощаться в жизнь. Но они упорно отказываются это делать, – отмечает многолетний колумнист The Wall Street Journal, автор книги From Here to Financial Happiness Джонатан Клементс. – Конечно, есть вероятность, что прогнозы ниже все же окажутся верными, хотя у меня уже стали появляться сомнения на этот счет».
1. Стоимость акций вернется к средней исторической отметке
Если вы посмотрите на соотношение цена/прибыль, скорректированное с учетом экономического цикла, дивидендную доходность или коэффициент Тобина, то увидите, что сегодня фондовый рынок стоит дорого. Но это не новость.
Ведь действительно, если бы инвесторы хотели продать акции из-за заоблачно высокой стоимости, они бы уже давно это сделали. Акции из S&P 500 были дорогими практически на всем протяжении последней четверти века, и все же цены на них не демонстрируют признаков возврата к 100-летнему среднему значению коэффициента P/E, который в 16,5 раз ниже текущего. Похоже, в нашем мире стало слишком много денег и слишком мало инвестиционных возможностей.
Это не значит, что цена теперь не имеет значения. Из-за высокого P/E и низкой дивидендной доходности биржевая прибыль, скорее всего, будет довольно скромной в течение следующего десятилетия, если новое повышение цен не скажется на росте акций. Такое может случиться, но не стоит слишком на это надеяться.
2. Процентные ставки продолжат свой рост
«Я помню, как еще 20 лет назад обсуждал с финансовым консультантом продукты страховых компаний, предполагающие фиксированные выплаты. В то время я еще работал в The Wall Street Journal и доходность среднесрочной казначейской облигации была вдвое выше сегодняшнего уровня, – пишет Клементс. – Мой собеседник был готов рекомендовать аннуитеты своим клиентам, но хотел дождаться повышения процентных ставок».
Такая «игра в ожидание» для многих инвесторов началась еще в 90-х и продолжается до сих пор. Стоит отметить, что процентные ставки все же немного выросли – например, ставка по облигациям Казначейства Соединенных Штатов со сроком погашения 10 лет в настоящее время составляет 2,96%, по сравнению с 1,37% в июле 2016 года.
Тем не менее абсолютный показатель процентных ставок так и остается довольно низким, поэтому в ближайшие годы не предвидится роста номинальной доходности облигаций. Кроме того, низкое значение процентных ставок не гарантирует их будущий рост в будущем. Предположение о том, что рыночные цены, являющиеся «коллективным разумом» всех инвесторов, ошибочны или что вы разбираетесь в ситуации лучше, скорее всего, не приведет ни к чему хорошему. Напротив, стоит ориентироваться именно на показатели рынка. Какими бы они ни были, это самый правильный индикатор.
3. Высокая инфляция еще вернется
Одной из причин сохранения низких процентных ставок является тот факт, что уровень инфляции также невысок. Есть ли вероятность того, что он начнет стремительно расти?
30-е годы прошлого столетия навсегда изменили финансовое положение тех, кто пытался пройти через все трудности этого плачевого десятилетия с наименьшими потерями. Пусть в меньшей степени, но похожее случилось и в 70-х – десятилетие, которое можно охарактеризовать такими терминами, как высокая инфляция, дефицит газа, высокие процентные ставки и «падение» фондового рынка. Может ли такое произойти снова? Истории свойственно повторяться, особенно если обстоятельства схожи.
4. Налоги продолжат расти
Многие верят в то, что налоговые ставки будут расти, поскольку сейчас они находятся на слишком низком уровне. Дефицит федерального бюджета США уже составляет $900 млрд, а затраты на соцобеспечение и Medicare (национальная программа медицинского страхования в США) продолжают увеличиваться. Такие финансовые «головные боли» компенсируются низкими процентным ставками, поэтому федеральный долг не кажется слишком обременительным – но вряд ли так будет всегда.
Как итог – ставки федерального подоходного налога продолжают сокращаться, но это часто сопровождается потерей других налоговых льгот. Так что нельзя однозначно сказать, как было бы лучше. Тем не менее пока что американцы не столкнулись с большим увеличением налогов, даже несмотря на все неудобства, связанные с госдолгом.
5. Кризис системы пенсионных накоплений не за горами
Многие столкнулись с проблемами из-за неумения правильно использовать накопительный счет 401(k), который заменил традиционный пенсионный план. Хотя волнения по этому поводу вполне оправданы, возможно, американцы просто держатся за воспоминания о «золотой эпохе», которой на самом-то деле никогда и не было. Согласно исследованию службы социального обеспечения США, среди самого старшего поколения бэби-бумеров, родившихся в 1946-1950 годах, только 50% семей получают традиционные пенсии. Это как раз и показывает, что не существовало якобы беззаботного прошлого, когда все американцы могли со спокойной душой уйти на пенсию и даже после этого продолжить получать солидные ежемесячные выплаты от бывших работодателей.
Дело не в том, что современное поколение совершенно не подготовлено к выходу на пенсию. Просто нужно понимать, что на сегодняшний момент из-за увеличения пенсионного возраста такой подготовке нужно уделять намного больше внимания, чем в прошлом. Это касается не только возможных трудностей, связанных с личными финансовыми возможностями американцев – если люди продолжат увольняться, достигнув 60-летнего возраста или даже раньше, в мире станет слишком мало работников и слишком много пенсионеров. Это действительно приведет к кризису, поскольку заниматься производством товаров и услуг, которые необходимы обществу, будет просто некому.
Каким-то образом нужно убедить население работать как можно дольше – и не только ради собственной финансовой выгоды. К такой ситуации можно прийти через увеличение налогов, инфляции, и, наоборот, сокращение инвестиционных доходов и затрат на социальное и медицинское обеспечение.
Это справедливо для всех финансовых прогнозов, которые были описаны выше. Но возможно и другое – люди просто решат продолжить работать, даже когда достигнут 70 лет. Будет производиться больше товаров и услуг, что повлечет за собой бОльшую выплату налогов. Это, в свою очередь, поможет сдержать инфляцию и рост процентных ставок, увеличит прибыль корпораций, а следовательно и цены на акции.
Так каким же тогда будет результат? Нам не придется решать проблемы, связанные с пятью великими прогнозами, так как они никогда и не станут реальностью.
http://www.wsj.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу