Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Андрей Ганган, Финансовые "санитары леса" » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Андрей Ганган, Финансовые "санитары леса"

В нынешних макроэкономических условиях одна из главных задач, стоящая перед финансовыми властями ключевых экономически развитых стран - не допустить раскручивания так называемой дефляционной спирали
10 февраля 2009 Калита-Финанс
В нынешних макроэкономических условиях одна из главных задач, стоящая перед финансовыми властями ключевых экономически развитых стран - не допустить раскручивания так называемой дефляционной спирали. Именно подобный сценарий таит в себе наибольшие угрозы вступления мирового экономического сообщества в тяжелую затяжную рецессию. И текущие события, происходящие, к примеру, в экономике Соединенных Штатов, подтверждают нарастание дефляционных тенденций. Тотальное сокращение потребительского спроса неминуемо приводит к снижению цен и спаду производства, что в свою очередь ведёт к резкому сокращению рабочих мест. Рост уровня безработицы, заставляет граждан еще более сокращать свои расходы, провоцируя новый виток снижения цен и сворачивания производства, и так по замкнутому кругу.

Именно по этой причине монетарные власти Соединенных Штатов прибегают к целому ряду средств по активизацию потребительского спроса. И главный выход из дефляционного тупика ФРС видит в размораживании кредитного рынка. А так как традиционные методы денежно-кредитного регулирования уже исчерпаны /учетная ставка сегодня фактически равна нулю/, Федрезерв пошел на прямое вливание денежных средств в банковскую систему, используя разнообразные программы и кредитные окна /в том числе TARP/. Помимо этого регулятор активно выкупает с рынка облигации ипотечных агентств и бумаги, обеспеченные пулом потребительских и авто-кредитов. Казалось бы, подобные нетрадиционные и весьма агрессивные меры должны помочь вывести кредитные рынки из комы, а многомиллиардные вливания подхлестнуть потребительскую инфляцию, но ничего подобного на сегодняшний день не происходит.

И здесь следует понимать, что любые инъекции ликвидности в кредитные организации будут безрезультатны до тех пор, пока не будет решена главная причина нынешней болезни мирового банковского сегмента - "токсичные" неликвидные активы. Сколько бы денег не вливалось в финансовые институты сегодня, выделяемые средства будут почти полностью аккумулироваться на балансе банка, в качестве резервов под возможные убытки от проблемных активов и до населения и реального сектора деньги в ближайшей перспективе не доберутся. А если доллары находятся в банковском заточении и лежат мёртвым грузом, то, как бы нещадно Федрезерв не эксплуатировал печатный станок остановить дефляцию и запустить денежный мультипликатор ему не удастся.

В этой связи, если власти намерены любой ценой оживить кредитные рынки и повысить доверие между финансовыми контрагентами, то в первую очередь необходимо решать проблему неликвидных "мусорных" активов. И тут у монетарных регуляторов /будь-то ФРС или любой другой ЦБ большой семерки/ не так уж много методов лечения. Наиболее часто озвучивают следующие три способа решения проблемы. Первый – это создание правительством так называемого "Плохого Банка", куда финансовые организации смогли бы сбросить все свои ядовитые инструменты. Второй вариант – это обеспечение госгарантий под возможные банковские убытки от подобных проблемных активов. Третий и самый радикальный сценарий – национализация финансовых институтов. Все три метода имеют множество недостатков, главные из которых – огромные гос. расходы и неясность по какой цене выкупать, гарантировать или национализировать. Ведь на сегодняшний день рынок подобных "мусорных" активов фактически мертв, и определить рыночную стоимость того или иного дериватива крайне сложно, вот и приходится банкам каждый раз резервировать всё новые суммы под потенциальные убытки после очередной переоценки своих активов.

Таким образом, пока не будет решена одна из ключевых проблем мировой финансовой системы, говорить о её санации бессмысленно. Вот почему инвесторы с таким нетерпением ждут оглашения нового плана администрации Барака Обамы касательно помощи банковскому сектору. Участники рынка хотят, наконец, услышать каким образом финансовый тандем "Казначейство – ФРС" собирается очистить балансы кредитных организаций от всего того обременительного груза, который душит крупнейшую экономику мира. И если вариант национализация практически исключен, то первые два сценария оздоровления банковской системы выглядят весьма реалистичными. И, возможно, уже сегодня вечером министр финансов Соединенных Штатов Америки Тимоти Гейтнер объявит о создании нового финансового института, который будет выкупать у банков проблемные активы. Цены, по которым "плохой банк" будет приобретать неликвидные инструменты, вероятно, окажутся ниже рыночных /если это определение уместно/, но всё равно весьма приемлемыми для большинства держателей подобных активов. Взяв на себя функцию "санитара леса" Казначейство и ФедРезерв смело могут начинать заказывать новые печатные станки, так как мощности уже имеющихся может и не хватить. По скромным подсчетам создания подобного финансового "мусороперерабатывающего завода" будет стоить Штатам свыше $1 трлн. При этом вполне вероятно, что г-н Гейтнер не ограничится лишь созданием "плохого банка". Так, министр финансов может одобрить и идею государственных гарантий по возможным убыткам, что, на мой взгляд, весьма разумно. Несмотря на то, что "плохие" активы практически нельзя реализовать, а некоторые из них просто абсолютно неликвидны /и в этом их главная проблема/, большинство подобных инструментов по-прежнему приносят финансовым институтам доходы. В этой связи, гарантируя убытки, американские власти, возможно, сумеет даже сэкономить, нежели бы они все силы и средства бросили лишь на создание "Bad bank".

http://www.kalita-finance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу