Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Минфин разработал проект федерального бюджета на 2019-2021 годы » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Минфин разработал проект федерального бюджета на 2019-2021 годы

3 октября 2018 Sberbank CIB
РЫНКИ. Нефть Urals к пятнице – дороже $82/барр. ОПЕК+ не приняла решений о росте добычи на встрече в Алжире. Рынок ждёт возврата цен к $100/барр. впервые с 2014г. США продолжают призывать ОПЕК нарастить добычу. Саудовская Аравия может увеличить производство в ближайшие 2 месяца и ограничить в 2019г. Рынок ожидает сжатия спроса на нефть. Страны Азии начали субсидировать потребление топлива на фоне дорожающего импорта. Рубль укрепился к пятнице до 65,6 руб./$

НОВОСТИ ПО СТРАНАМ. Торговая война США и Китая – это борьба за лидерство на рынке технологий. Эрдоган резко смягчил внешнеполитическую риторику.

РОССИЯ. Минфин разработал проект федерального бюджета на 2019-2021 годы. Законопроект составлен в консервативных внешних предпосылках, но оптимистично оценивает перспективы развития экономики. Федеральный и расширенный бюджеты будут в профиците, что окажет сдерживающее влияние на внутренний спрос. Расходы будут заморожены, но несколько перераспределены, что может умеренно увеличить потенциал роста экономики. Дальнейшее наращивание инвестиций за счёт госдолга может быть не оправданным.

СОСЕДИ. Белорусская экономика в августе сократилась на 1,2%гг. Основная причина – сектор сельского хозяйства, результаты которого отразили ранний сбор урожая. По итогам года ждём рост ВВП на 3,6% и замедления до 2,5% в 2019г.

Финансовые и товарные рынки
 Urals к пятнице – дороже $82/барр. ОПЕК+ не приняла решений о росте добычи на встрече в Алжире. Рынок ждёт возврата цен к $100/барр.
 США продолжают призывать ОПЕК нарастить добычу. Саудовская Аравия объявила об увеличении производства в ближайшие 2 месяца
 Рынок ожидает сжатия спроса на нефть. Страны Азии начали субсидировать потребление топлива на фоне дорожающего импорта
 Рубль укрепился к пятнице до 65,6 руб./$

Средняя цена нефти Urals на прошедшей неделе составила $81,2/барр., что на 2,9% выше, чем неделей ранее ($78,9/барр.). Главные фактором поддержки котировок остаются ограничения со стороны предложения.

Напомним, 23 сентября (воскресенье) состоялась встреча ОПЕК+ в Алжире. Страны-участницы объявили, что располагают свободными добывающими мощностями для недопущения дефицита. В то же время, ОПЕК+ не приняла решения о росте добычи, мотивируя это достаточностью предложения в текущий момент. ОПЕК+ заявила, что не намерена запускать свободные добывающие мощности в качестве превентивной меры. В ходе торгов в понедельник цены на нефть достигали максимумов за 4 года. По данным Bloomberg, многие участники рынка прогнозируют возврат нефтяных котировок к $100/барр. впервые после 2014г. Рынок оценивает нехватку нефти из-за санкций против Ирана в объёме 1,5-2 млн барр./день в 4кв текущего года. Это превышает майские прогнозы, когда США анонсировали санкции: дефицит ожидался в объёме 300-700 тыс. барр./день.

По данным Reuters, США продолжают призывать ОПЕК нарастить добычу на фоне санкций против Ирана. В конце недели Саудовская Аравия объявила, что в ближайшие два месяца увеличит производство в целях сглаживания эффекта санкций. Однако в 2019г Саудовская Аравия может ограничить предложение в целях восстановления баланса на рынке. Баланс спроса и предложения, согласно заявлению Саудовской Аравии, нарушается на фоне резкого роста добычи в США. По данным EIA, добыча США достигла 11,1 млн барр./день (+0,9% за неделю). Коммерческие запасы нефти выросли на 1,9 млн барр.

Минфин разработал проект федерального бюджета на 2019-2021 годы


Несмотря на прогнозы многих инвесторов о возврате цены нефти к $100/барр., рынок ожидает, что высокие цены не будут устойчивы в долгосрочном периоде. Давление на котировки, согласно ожиданиям, будет оказывать сжимающийся спрос. Основные факторы, способствующие замедлению спроса, – торговая война США и Китая, а также ослабление валют некоторых развивающихся стран. Ослабление валют на фоне растущих цен на нефть создаёт инфляционное давление для импортирующих энергоресурсы стран. В частности, это касается развивающихся стран Азии – региона, чей спрос является основным двигателем роста мирового спроса на нефть.

По данным Reuters, нефтеперерабатывающие заводы Индии уже рассматривают варианты снижения импорта и использования запасов, пока цены не снизятся. Индонезия увеличивает субсидии потребителям топлива, а также импорт бензина более низкого качества. Филиппины разрешили продажу конечным потребителям топлива более низкого качества. Согласно Reuters, многие страны Азии (включая Индию и Индонезию) после снижения цен на нефть в 2014г упразднили субсидии на потребление энергоресурсов и повысили налоги. Сейчас, с ростом мировых цен на нефть, это начало приводить к рекордно высоким ценам на топливо для конечных потребителей в этих странах.

Средний курс рубля на прошедшей неделе составил 65,7 руб./$ против 67 руб./$ неделей ранее. Курс рубля к пятнице – 65,6 руб./$. Ослабление валют развивающихся рынков относительно начала года составило к пятнице 10% (ослабление рубля – 12%). Курс евро – 1,17, как и неделей ранее. Индекс ММВБ вырос по итогам недели на 2%, рост китайского индекса Shanghai составил 0,9%. Индекс S&P500, напротив, снизился на 0,5%.

Китай
 Торговая война – это борьба за лидерство на рынке технологий

Ключевым фактором торговой войны США и Китая, на наш взгляд, является вовсе не перекос в двусторонней торговле. Основная причина – гонка инновационных технологий и защита интеллектуальной собственности. Подогревает ситуацию государственная программа Китая Made in China 2025, заявляющая технологическое развитие ключевой задачей на ближайшие годы, и серьёзные инвестиции в развитие новых технологий.

С 2011 года Китай является мировым лидером по количеству заявок на патенты. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), в 2016 году Китай подал 1,3 млн заявок на регистрацию патентов, что составляет более 40% всех мировых заявок и в 2 раза превышает количество заявок из США. Однако далеко не все патенты превращаются в реальные изобретения. Как показывает статистика Национального ведомства интеллектуальной собственности КНР, на пятый год после подачи лишь 9% заявок на патенты остаются актуальными. Во многом это связывается с отказом заявителей от дополнительных плат на продление действия патента. В качестве яркого примера можно привести знаменитый автобус-тоннель, прототип которого был показан в августе 2016 года в провинции Хэбэй. Уже в конце 2016 года он был найден в заброшенном ангаре, а против его создателя было заведено уголовное дело.

Более того, хотя Китай и является мировым лидером в высокотехнологичном экспорте, он все ещё не стал ключевым игроком на рынке технологий. Как показывают расчеты IHS Markit, на долю Китая приходится лишь 3-6% стоимости iPhone X (для iPhone 7 – около 4%). В 2017 году, по данным Counterpoint и IHS Markit, только лишь поставки iPhone 7 добавили $15,7 млрд торговому дефициту США и Китая (4,4% всего дефицита). Таким образом, хотя в итоговых цифрах Китай и выглядит главным бенефициаром в мировой торговле высокотехнологичными товарами, его вклад в развитие технологий остается относительно невысоким.

По нашим оценкам, именно потенциальный технологический скачок Китая оценивается американским руководством как ключевая угроза для экономического лидерства США. Именно с трансфером технологий, а не с взаимоотношениями с КНДР мы связываем вводившиеся против китайской компании ZTE точечные санкции, заключавшиеся в запрете на поставки составляющих американскими компаниями. Мы ожидаем, что подобные точечные санкции в ближайшие годы станут применяться к китайским компаниям все чаще и чаще.

Турция
 Эрдоган резко смягчил внешнеполитическую риторику
 Турецким властям удалось успокоить инвесторов и жителей Турции
 Опережающие экономические индикаторы резко упали в сентябре

Эрдоган резко смягчил внешнеполитическую риторику. Он заявил, что Турция и США смогут преодолеть разногласия, так как страны являются стратегическими партнёрами. Более того, появлялись неофициальные сообщения о том, что Турция освободит пастора Брансона (из-за ареста которого США ввели санкции против Турции) в октябре. Также Эрдоган посетил Германию для «создания тёплой атмосферы между странами». Очевидно, Турция пытается «помириться» с основными партнёрами. Мы рассчитываем на постепенную нормализацию отношений между странами несмотря на то, что между ними остаются серьёзные противоречия по Сирии, Ирану и экстрадиции Гюлена. Лира положительно отреагировала на заявления президента: за неделю она укрепилась с 6,29 лир/$ до 6,06 лир/$.

Турецкие власти во многом смогли успокоить инвесторов и турецких граждан. Спред по 5-летним CDS снизился с пика августа более чем на 200п (см. рис), а доходность 10-летних гособлигаций в долларах снизилась с 9,1% до 7,3%. Более того отток депозитов в иностранной валюте в турецких банках в середине сентября сменился притоком. Сбить панику помог комплекс мер. Во-первых, ЦБРТ резко ужесточил ДКП и отметил растущие инфляционные риски даже в условиях резкого замедления экономики. Во- вторых, исходя из представленного среднесрочного экономического плана, правительство откажется от чрезмерного стимулирования экономики и сосредоточится на финансовой стабильности и устойчивом экономическом росте. В-третьих, Турция смягчила риторику в отношении основных внешнеэкономических партнёров. Мы не ожидаем очередного резкого обесценения лиры в случае сохранения текущих условий.

Несмотря на успехи Турецких властей по борьбе с паникой, резкого замедления экономики избежать уже не удасться. Индекс экономической уверенности, ожидаемо, продолжает сигнализировать об ухудшении экономической динамики. В сентябре он снизился на 12,9п до 71п. Это максимальное падение за десять лет и минимальное значение с марта 2009 года. Индекс уверенности реального сектора также упал с 96,4п до 89,6п. Мы ожидаем, что в 3кв 2018 года экономика Турции перейдёт к снижению



Россия
 Минфин разработал проект федерального бюджета на 2019-2021 годы
 Законопроект составлен в консервативных внешних предпосылках, но оптимистично оценивает перспективы развития экономики
 Федеральный и расширенный бюджеты будут в профиците, что окажет сдерживающее влияние на внутренний спрос
 Расходы будут заморожены, но несколько перераспределены, что может умеренно увеличить потенциал роста российской экономики
 Дальнейшее наращивание государственных инвестиций за счёт госдолга может быть не всегда оправдано

Минфин внёс в Госдуму проект федерального бюджета на 2019-2021 годы. Проект составлен в консервативных предположениях о внешних условиях, но оптимистично оценивает перспективы развития российской экономики. Прогноз предполагает замедление роста мировой экономики, сохранение санкций и снижение цен на нефть с $63 до $58 за баррель. Экономический рост замедлится в следующем году до 1,3%гг из-за повышения ставки НДС. В дальнейшем рост ускорится до 3,1% к 2021 за счёт резкого роста инвестиций (7,6% и 6,9% в 2020-2021) благодаря господдержке. Инфляция ускорится до 4,3% к декабрю 2019г, но позже вернётся к целевому уровню. Краткосрочное ускорение будет вызвано повышением НДС, но будет частично сдержано укреплением рубля. Валютный курс вернётся на уровень 64 рубля за доллар и стабилизуется в среднесрочной перспективе. Зарплаты, доходы и расходы населения будут расти с постепенно ускоряющимся темпом. На наш взгляд, заложенный прогноз недооценивает экономический рост и инфляцию в 2019 году и переоценивает потенциал роста в среднесрочной перспективе.

Доходы бюджета вырастут в 2019 году, но будут сокращаться в 2020-2021. В следующем году доходы вырастут до 18,9%ВВП против 18,5% и 16,4% в 2018 и 2017 годах соответственно. Подъем будет вызван скачком ненефтегазовых доходов (+1,1%ВВП) благодаря увеличению НДС (+0,7%ВВП). В дальнейшем доходы упадут до 17,7%ВВП к концу прогнозного периода из-за снижения цен на нефть на фоне стабилизации объёмов добычи и экспорта. При этом дополнительные нефтегазовые доходы сверх цены отсечения по итогам трёх лет составят 8,8 трлн рублей или $137 млрд. Напомним, что эти доходы не тратятся, а направляются на пополнение валютных резервов.

Расходы бюджета будут заморожены на уровне около 17%ВВП. Это заметно меньше, чем в предыдущие годы (в 2011-2017 годах – в среднем 18,5%ВВП). Структура расходов несколько изменится в пользу расходов на экономику, здравоохранение и образование за счет оборонных и социальных статей. Но изменения будут умеренными. Доля расходов на экономику и человеческий капитал вырастет с 22,5% до 25% а доля оборонных и социальных – упадёт с 57% до 54% (по сравнению с 2018 годом, без учёта условно утвержденных). Бюджет делает особый упор на финансирование национальных проектов, утвержденных указом Президента. В рамках национальных проектов планируется реализовать 70 федеральных проектов и направить на их выполнение 5,6 трлн за три года. Крупнейшими нацпроектами станет «Демография», «Магистральная инфраструктура» и «Цифровая экономика» (1.6 трлн, 1.1 трлн и 0.4 трлн). Отметим, что указанные суммы – это не дополнение к вышеприведённым расходам, а лишь другая классификация. Теперь все расходы бюджета классифицируются в трех целевых разрезах: по направлению, национальным проектам и государственным программам.

Федеральный бюджет будет профицитным. Бюджет выйдет в профицит уже в этом году: по обновлённой оценке Минфина, профицит составит 1,3%ВВП. В следующем году профицит достигнет 1,8%ВВП, но снизится до 0,8%ВВП к концу прогнозного периода из-за снижения цен на нефть. Профицит станет следствием бюджетного правила, так как дополнительные нефтегазовые доходы будут направлены в ФНБ. Благодаря этому фонд вырастет с 3,8%ВВП в 2018 году до 12,1%ВВП к 2021 году (3,8 и 14,3 трлн). Таким образом, ФНБ уже в следующем году превысит отметку в 7%ВВП, позволяющую начать инвестирование средств. Но Минфин не планирует использовать это право. Доходов бюджета будет недостаточно для финансирования расходов и пополнения резервов. Недостаток будет покрыт за счет привлечения госдолга. Минфин планирует привлечь 4,9 трлн за три года. Это приведет к увеличению госдолга с 13,6%ВВП в 2018 до 16,5%ВВП к концу 2021 года.

Минфин подготовил прогноз основных параметров бюджетной системы РФ. Расширенный бюджет в 2019-21 будет профицитным за счет федерального бюджета, так как остальные уровни будут в небольшом дефиците (0,2%ВВП в год). Доходы и расходы системы будут следовать динамике федерального бюджета. К концу периода доходы снизятся до 35%ВВП, расходы – до 34,3%. Прогноз предполагает медленное снижение трансферта в региональные бюджеты и внебюджетные фонды. Прогноз бюджета ПФР составлен с учетом индексации страховых пенсий (7,05%-6,6%-6,3%) и продления моратория на пополнение накопительной части пенсий до конца прогнозного периода.

Бюджетный процесс привлекал особое внимание аналитиков в этом году. Повышенный интерес вызывало то, как именно будут реализованы задачи майского указа и программа на следующую шестилетку. На наш взгляд, стоит обратить внимание на пять ключевых аспектов бюджетных решений.

1. Бюджетная политика не будет стимулирующей. Профицит бюджета и сдерживание трат означает, что бюджет не будет стимулировать спрос. По нашей оценке, выполнение законопроекта сократит денежную массу на ~5 трлн. На наш взгляд, ожидания среднесрочного ускорения роста экономики благодаря бюджету являются оптимистичной оценкой.

2. Эффект бюджетных решений на потенциал роста, возможно, переоценен. Ожидается, что заявленные масштабные инвестиционные проекты приведут к увеличению потенциала роста экономики и ускорят рост на горизонте 3-6 лет. Мы считаем, что эффект будет умеренным. Так как утверждение национальных проектов не привело ни к увеличению планируемых расходов, ни к существенному пересмотру их структуры.



3. Бюджетная политика позволит ЦБ снизить ставки в среднесрочной перспективе. Это следует из сдерживающего влияния политики на спрос и поддерживающего, хоть и умеренного, влияния на предложение. Кроме того, бюджетные операции незначительно сократят ликвидность банков, что позволит ЦБ сократить операции по ее абсорбированию. Но в случае проведения отложенных покупок валюты, ликвидность вырастет на ~1,5 трлн, что заставит ЦБ увеличить объем абсорбирования и удержит ставки МБК в нижней половине процентного коридора.

4. Дополнительное увеличение инвестиций стало бы спорным решением. Наращивание бюджетных инвестиций приведет к росту доли госсектора (включая квази-государственные компании). По последней оценке МВФ доля госсектора в России уже достигла 33%, что является высоким уровнем и снижает эффективность экономики (IMF 2018).

5. Наращивание инвестиций за счет выпуска госдолга не всегда оправдано. С одной стороны, Россия имеет низкий уровень долга, что позволяет ей увеличивать обязательства без риска потери долговой устойчивости. Но Россия – одна из немногих стран, чей ожидаемый экономический рост не покрывает стоимости привлечения долга (см. график). То есть, стоимость долга выше «средней доходности» проектов, в которые направляются средства. Учитывая предыдущий абзац, это означает, что бюджет должен тщательно выбирать проекты для инвестиций. Иначе, увеличивая инвестиции, бюджет будет генерировать отрицательную экономическую прибыль. При этом инвестиции за счет госдолга приводят к эмиссии денег в экономику и заставляют ЦБ держать ставки выше. Это еще больше увеличивает стоимость госдолга и еще сильнее усложняет задачу выбора оправданных инвестиционных проектов.



Беларусь
 Экономика в августе сократилась на 1,2%. Основная причина – сектор сельского хозяйства, результаты которого отразили ранний сбор урожая
 По итогам года ждём рост ВВП на 3,6% и замедления до 2,5% в 2019г


Рост ВВП в январе-августе резко замедлился до 3,7%гг, после 4,4%гг месяцем ранее. По нашим оценкам это означает сокращение экономики в августе на 1,2%гг, после роста на 3,8%гг в июле. Переход к спаду в годовых терминах обусловлен динамикой сектора сельского хозяйства. В этом году из-за ранней уборки урожая произошёл резкий рост с/х в июле (24%гг по оценке ЦМИ), а затем стремительный спад в августе (-81%гг). Кроме того, урожайность зерна и зернобобовых культур в Беларуси, как и во многих других странах, в этом году оказалась значительно ниже показателей предыдущего года: 26,4 центнера с одного гектара убранной площади, против 33,2 по итогам 2017г. В результате, отрицательный вклад сельского хозяйства в рост ВВП составил 0,3пп.

Остальные отрасли в целом двигались согласно своей ранней динамики (см. график ниже). Розничная торговля выросла на 2,7%мм (здесь и далее с сезонной очисткой), промышленность на 1,7%мм, строительство на 6,6%мм. Внутренний спрос остаётся сильным благодаря быстрому росту зарплат (11%гг в августе) и восстановлению кредитования.

Во втором полугодии 2018г будет усиливаться эффект от высокой базы сравнения прошлого года, что в совокупности с замедлением в промышленности окажет давление на экономический рост. По итогам этого года мы ожидаем замедления роста ВВП до 3,6% и до 2,5% в 2019г. В среднесрочной перспективе рост экономики будет стремиться к своему потенциальному уровню, что по различным оценкам составляет около 2,1%. В условиях сокращения численности населения ускорить экономику получится только при росте производительности. Для этого руководству страны придётся решить проблему масштабного и крайне неэффективного госсектора, который продолжает оставаться основной структурной проблемой белорусской экономики.


http://www.sberbank-cib.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу