Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Отчёт "Магнита" за 3 квартал 2018 года: падение показателей замедлилось » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Отчёт "Магнита" за 3 квартал 2018 года: падение показателей замедлилось

23 октября 2018 Открытие Нигматуллин Тимур
«Магнит» представил сокращённые неаудированные финансовые и операционные результаты за 3 квартал 2018 года. Отчётность неоднозначна, что, впрочем, является логичным следствием недавней смены структуры акционеров, команды менеджмента и стратегии развития.

Выручка ускорилась по сравнению с первым полугодием и прибавила 8,4% год к году до 310 млрд руб. Темпы роста торговой площади при этом не изменились: 9,5% год к году до 6,1 млн кв. м. Однако вышеозначенная динамика площадей – больше заслуга первого полугодия. В 3 квартале 2018 открытие магазинов резко замедлилось и оказалось вдвое меньше показателя 3 квартала 2017.

Примерно 69% площадей приходятся на формат «магазин у дома». Ритейлер решил полностью отказаться от формата «гипермаркет», в отчётности он объединен с форматом «супермаркет». Менеджмент ранее сообщал, что полностью планирует избавиться от гипермаркетов, ранее выступавших основным драйвером ухудшения показателей всей компании. Соответствующие торговые площади будут урезаны до супермаркетов, что, судя по динамике соответствующего показателя в сегменте, уже реализуется.

Показатели сопоставимых магазинов (LFL) остались в отрицательной зоне, но глубина падения по сравнению с 1 полугодием сократилась более чем в два раза. В 3 квартале 2018 года средний чек просел на 0,2%, а количество чеков сократилось на 1,8%. Таким образом, сопоставимые продажи в 3 квартале просели на 2%. По отчёту Росстата за 3 квартал, номинальный оборот продовольственной розницы в РФ вырос на 3,2% год к году до 3,8 трлн руб.

В вышеозначенные LFL показатели «Магнита» не входят результаты магазинов с проведенной реновацией, которые проработали менее 12 месяцев. С учётом этих особенностей данные по сопоставимым продажам могут быть существенно занижены относительно конкурентов (у Х5 реновация почти завершилась). Ранее менеджмент заявлял, что переломным моментом, когда негативный эффект закрываемых на реновацию магазинов компенсируется вкладом возросших показателей обновлённых торговых точек, наступит в 3-4 квартале 2018 года.

Валовая маржа ритейлера сократилась на 1,7 п. п. год к году до 23,9%. Отчасти это следствие промоакций. При этом маржа EBITDA сократилась лишь на 0,2 процентного пункта год к году до 7% на фоне активной работы с издержками. Проведено сокращение численности управленческого персонала и расходов на материалы за счёт проведения тендерных процедур. Из квартальной отчётности ритейлера можно сделать несколько выводов.

Во-первых, в 3 квартале 2018 менеджмент резко замедлил экспансию и, очевидно, сократил инвестиционную программу. Скорее всего, это связано с продолжающимся поиском оптимальной модели дальнейшего развития в продовольственном сегменте с достаточно высокой рентабельностью инвестированного капитала, которую впоследствии можно будет использовать для достижения доли рынка 15% в 2023 г. против 9% в 2017 г. Помимо этого, экспансию могла затормозить смена менеджмента. Вероятно, темпы открытия новых магазинов восстановятся не ранее 1 квартала 2019 года.

Во-вторых, менеджмент явно ищет новый баланс между наценкой и оборачиваемостью товаров, примером в этом отношении выступает X5. Показанный в отчёте «Магнита» уровень валовой маржи соответствует историческим значениям X5 Group (предыдущее место работы CEO). Таким образом, возвращение «Магнита» к сложившейся в эпоху Галицкого бизнес-модели (с высокой наценкой и высокой относительно рынка маржой) маловероятно. Впрочем, учитывая растущую конкуренцию, вряд ли это было в принципе возможно.

Мы считаем, что сейчас «Магнит» является компанией со «сломаным» фундаменталом. Смена менеджмента, акционеров и бизнес-модели несёт в себе множество рисков и не позволяет надеяться на быстрое восстановление капитализации – даже при улучшении финансовых и операционных показателей. Отмечая также слабые показатели FMCG в РФ, рекомендуем фокусироваться на непродовольственном ритейле.