15 февраля 2019 utmedia
В начале августа мы предлагали инвесторам поучаствовать в IPO компании Arlo. Инвестиция оказалась неудачной, и потери составили чуть больше 20%. Как оказалось дальше, это был не самый плохой исход. Разбираемся, что пошло не так и почему акции компании упали ровно настолько, насколько упал биткоин — только намного быстрее.
IPO и взлет акций
27 июля мы опубликовали инвестидею о выходе на IPO дочерней структуры компании Netgear по производству и обслуживанию систем видеонаблюдения. Все выглядело неплохо на тот момент: Arlo — лидер рынка с одним из лучших предложений на рынке как по качеству, так и по цене, удвоившаяся за предыдущий год выручка и даже небольшая прибыль, рост базы пользователей. Смущала только чрезмерная зависимость от продаж «железа» — камер и прочих девайсов (такие компании, например, Fitbit и GoPro, традиционно имеют сложности в последние годы) и серьезные конкуренты (Amazon, Google, Samsung и D-Link разрабатывали свои системы для «умного дома»).
Однако компания работала над своими сервисами, вовлеченность пользователей находилась на высоком уровне, а качество продукции позволяло надеяться, что Arlo сохранит долю на быстрорастущем рынке систем безопасности, и сервисная выручка будет расти. В общем, компания пыталась убедить рынок в том, что она отличается от традиционных hardware-компаний, и как видим, успешно.
Цена акций спустя три недели после IPO показывала рост на 44% от цены размещения, и ничего не предвещало беды. Но реальность оказалась немного более суровой: ситуация начала развиваться по самому негативному сценарию, реализовались главные риски, и совпало еще несколько факторов
Первый отчет и заговорившие аналитики
28 августа компания опубликовала свой первый квартальный отчет, и у аналитиков появилась возможность давать прогнозы. Убыток составил 0,29 долл. на акцию (при ожиданиях -0,24 долл, и -0,03 долл. в прошлом году, хотя рост убытка во многом был вызван разовыми расходами из-за отделения от Netgear). Выручка составила 111 млн. долл (в проспекте к IPO компания прогнозировала 112-117 млн. долл). Маржа составила 25,5% (ждали 25-26%, в прошлом году было 21,1%). То есть в целом отчет был совсем немного хуже ожиданий, но инвесторы, похоже, надеялись на позитивные сюрпризы.
Аналитики оценили справедливую цену акций в 29 долл. и в целом дали позитивные комментарии, связывая надежды с ростом сервисной выручки, но предупреждали о том, что это пока «не доказано» реальностью. Также опасения вызывал высокий риск, связанный с конкуренцией с Amazon и Google, которые занимаются системами умного дома.
Презентации Amazon и Google
Опасения были не напрасны. В сентябре Amazon провел мероприятие Alexa Event, на котором представил сразу 70 новых девайсов, функций и инструментов для умного дома, включая возможность, уходя из дома, активировать режим безопасности с помощью голосового помощника Alexa, а при звуке разбитого стекла или сработавшей сигнализации отправлять сигнал на смартфон владельца дома или сразу в охранную организацию.
Спустя несколько недель Google тоже представил свои новые продукты. Среди них была система охраны дома без использования камер, что в наш век борьбы за приватность данных пользователей может быть очень позитивно принято потребителями. Система также управляется с помощью голосового помощника Google Assistant. Угроза потери рынка для Arlo заиграла новыми красками.
Очередной отчет
В октябре компания выпустила второй отчет, который оказался даже лучше прогнозов: убыток был меньше ожиданий, выручка — выше ожиданий, а количество платных подписчиков удвоилось. Но рынку не понравились прогнозы по снижению маржи в четвертом квартале из-за высоких расходов на продвижение. Это вызывало вопросы — сможет ли Arlo сохранить темпы роста в будущем без огромных маркетинговых затрат? При этом комментарии большинства аналитиков были по-прежнему положительными, они верили, что трудности временные.
Мошенничество?
3 декабря компания выпустила прогноз, в котором сообщила, что «на финальном этапе тестирования» были выявлены проблемы с батареей у одного из поставщиков. Чтобы обеспечить потребителей качественной продукцией, запуск продаж новой флагманской камеры Arlo Ultra отложен с конца ноября на январь. Это привело к снижению прогнозов по выручке со 140-155 млн. долл. до 125-130 млн. долл. и еще большему снижению показателей маржи (с 13-15% до 10% и ниже), которые и так, мягко говоря, не устраивают инвесторов.
В разгар самого прибыльного на потребительском рынке праздничного квартала компания сообщает, что ее главный продукт будет продаваться в январе, когда покупатели уже устанут от шопинга, купив все, что они хотели, в ноябре-декабре. И терпение инвесторов лопнуло.
Компанию завалили коллективными исками в отношении возможных нарушений законов о ценных бумагах и мошенничества. Истцы утверждают, что менеджмент ввел их в заблуждение во время IPO — руководство знало о том, были проблемы с качеством батарей и не предупредило о рисках. Акции рухнули на 27% за два дня. Спасибо, что сообщили об этом хотя бы после локапа.
Последний гвоздь
Последний отчет 5 февраля уничтожил акции Arlo — -49% за один день. Руководство компании снимает с себя ответственность и ссылается на замедление рынка, которое привело к затовариванию и будет влиять на выручку 2019 года. Убыток за 4й квартал больше ожиданий. Прогноз по выручке на 1й квартал — ужаснейший: 48-52 млн. при ожиданиях 127 млн. и прогнозе на год 380-420 млн (то есть 11-19% снижения после такого мощного роста в прошлые годы). Убыток 0,51-0,55 долл. против 0,24 долл. В общем, все плохо, роста нет и перспективы крайне туманны, что будет делать руководство и как выйти из этой ситуации, не понятно.
Выводы
Это была та ситуация, когда сошлось сразу несколько факторов: завышенные ожидания, падение всех рынков, выпуск новых продуктов от больших конкурентов, непредвиденные проблемы с батареями в самый неподходящий момент (или махинации руководства) — и вот акции Arlo упали на 84%.
Не время для hardware
Все последние годы акции hardware компаний чувствуют себя не лучшим образом. Рынок надеется на рост выручки от сервисов, но эти надежды пока не оправдываются — пользователей не так просто перевести на платные подписки.
B2B лучше B2C
Ориентация бизнеса на потребительский сектор тоже сыграла свою роль — сейчас инвесторы больше ценят b2b компании. Хотя Arlo имеет в планах работу с малым бизнесом, страхованием и строителями, но пока это также слишком маленькая доля бизнеса и лишь туманная перспектива. Для снижения риска следует обращать внимание на компании, у которых подписчики и сервисы для бизнеса приносят более существенную долю выручки (что более маржинально), а не только обещания и перспективы.
Слишком сильные конкуренты
Активизация Amazon и Google на рынке умного дома. Нельзя недооценивать риск, если Amazon значится среди возможных конкурентов компании — нужно уделить этому максимальное внимание и изучить вероятность и целесообразность его выхода на конкретный рынок. Сколько компаний погубил Amazon, не счесть.
Что это значит для меня, как для инвестора?
Да, Arlo, BlueApron и Tintri случаются. Иногда компании умышленно скрывают факты, и даже такие андеррайтеры, как Goldman Sachs, Merrill Lynch и Deutsche Bank могут пропустить это. Иногда конкуренты выходят с лучшими продуктами. Иногда падает рынок в целом. И все эти риски надо иметь в виду.
Что можно сделать? В случае IPO — можно пользоваться досрочным выходом (в случае с Arlo можно было выйти со всеми комиссиями около +10%). И в любом случае — не надеяться на одну компанию, а формировать портфель из разных инструментов и таким образом снижать риск.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу