21 ноября 2019 finversia.ru
Банк России объявил о моратории на принятие новых нормативных актов до 2021 года. Что это может значить для рынка, и есть ли повод вздохнуть с облегчением?
Выступая на конференции НАУФОР в Екатеринбурге, зампред Банка России Владимир Чистюхин заявил, что в текущей повестке регулятора «слишком много инициатив» в разной степени готовности, законодательная повестка сформулирована на несколько лет вперёд и настало время «дать друг другу подышать». «Подышать» представитель ЦБ предложил в течение следующего года.
Участники конференции восприняли эти слова с воодушевлением, и приветствовали, что «регуляторная горячка» спадёт и мы, наконец, заживём. То есть, задышим.
Ежегодно в ведомстве на Неглинной принимается порядка 400 нормативных актов. Это не так много в масштабах нашей страны и с учётом того, что Банк России несколько лет назад стал мегарегулятором, то есть под его пристальным и чутким надзором находятся все без исключения финансовые рынки. Смущает другое: большинство из этих сотен актов часто дублируют друг друга, ещё чаще относятся к одной и той же отрасли. То есть, выпускается акт, через месяц – новый, уточняющий и так далее по кругу. Понятное дело, одновременно растёт и нагрузка на бизнес: финансовые компании вынуждены бесконечно увеличивать штат сотрудников, которые занимаются всё новой и новой отчётностью.
При этом регулятор далеко не всегда готов идти на уступки профсообществу, например, в вопросах установления более длительных переходных сроков, при введении новых нормативных решений. Так, например, два года назад на такой же конференции НАУФОР, но в Москве, Юрий Минцев, генеральный директор «Открытие Брокер», обратился к представителям ЦБ с просьбой перенести сроки сдачи такого формата отчётности, как XBRL, сославшись на то, что не успевает нанимать новых сотрудников под эту задачу, а половина IT-департамента брокера работает на внедрение регуляторных требований. Поясним для ясности: чем больше таких высокооплачиваемых разработчиков, тем выше тарифы на обслуживание для конечного клиента. Тогда ещё не было бума частных инвесторов на фондовом рынке, но он был уже на подходе. Участники конференции поддержали эту просьбу, однако регулятор отказался дискутировать по поводу сроков или даже пояснять, чем они оправданы. Он лишь предупредил, что, если отчётность не будет сдана в срок или окажется недостоверной, в Банке России брокеру уже ничем не смогут помочь – его руководство вызовут к следователю.
Не так давно в холдинге «Финам» подсчитали, что для соблюдения нового законодательства о категоризации инвесторов, компании потребуется увеличить штат минимум на 15%. Весь штат, а не только IT-департамента. Естественно, остальным брокерам также придётся это сделать, за чем неизбежно последует рост тарифов и на массовом притоке людей в частное инвестирование можно будет поставить жирную точку.
Так прислушались ли в ЦБ к рынку? Это большой вопрос. Представитель регулятора заявил, первое, что предстоит осмыслить в рамках моратория, это именно отчётность, затем очередь должна дойти до нормативных актов. В ЦБ полны решимости оценить, насколько прочна и удобна та конструкция, которая выстраивалась в течение последних пяти лет, чтобы избежать рисков некачественного использования всего того, что уже имеется. Это не значит, что регулятор резко остановится – работа по законопроектам, которые находятся в высокой степени готовности, будет продолжена. Конкретно речь идёт о законопроекте, касающимся совершенствования брокерской деятельности, о введении упрощённой идентификации для инвестиционных советников и держателей реестров. Другие проекты, видимо, перенесут на 2021 год.
Непонятно, специально ли не был отдельно упомянут скандальный законопроект о категоризации инвесторов, но если в ЦБ, всё же решили дать сообществу и себе как можно больше времени, чтобы «обмозговать» его во всех деталях, то это хорошая новость. Поскольку в текущей версии этот документ может серьёзно навредить рынку, но, главное, вынудит многих розничных инвесторов искать иностранных брокеров.
Инициатива ЦБ, адресованная профессиональному проанализировать имеющуюся законодательную и нормативную базу с целью выявить избыточные или неработающие её составляющие по своей сути верна. Делается это в рамках объявленной правительством «регуляторной гильотины» - под нож должно пойти всё старое, вредное и неэффективное. Предложения от бизнеса ждут до конца года и надо поторопиться. Ведь когда ещё в следующий раз представится возможность высказать и властям, и регулятору свои пожелания, к которым точно прислушаются? Надеемся, что прислушаются.
Есть опасения, что время для диалога катастрофически убывает, при этом существуют темы, требующие немедленного вмешательства регулятора. Их огромное количество. Можно упомянуть, например, расцвет хищений с банковских карт или же проблему чёрных списков, где Банк России явно перегнул палку и помимо всего прочего вовлечён в широкий конфликт интересов, выступая одновременно и судьей, и прокурором и апелляционной инстанцией. Наконец, объявленная «регуляторная гильотина» должна не просто изничтожить ненужные законы, а создать условия и стимулы для развития банковской и финансовой системы в целом, вместо того, чтобы направлять все силы на закручивание гаек по принципу лучше перегнуть, чем не догнуть, что не позволяет подавляющему большинству участников финансовой системы думать о каком либо стратегии развития и ставит их на грань выживания.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Выступая на конференции НАУФОР в Екатеринбурге, зампред Банка России Владимир Чистюхин заявил, что в текущей повестке регулятора «слишком много инициатив» в разной степени готовности, законодательная повестка сформулирована на несколько лет вперёд и настало время «дать друг другу подышать». «Подышать» представитель ЦБ предложил в течение следующего года.
Участники конференции восприняли эти слова с воодушевлением, и приветствовали, что «регуляторная горячка» спадёт и мы, наконец, заживём. То есть, задышим.
Ежегодно в ведомстве на Неглинной принимается порядка 400 нормативных актов. Это не так много в масштабах нашей страны и с учётом того, что Банк России несколько лет назад стал мегарегулятором, то есть под его пристальным и чутким надзором находятся все без исключения финансовые рынки. Смущает другое: большинство из этих сотен актов часто дублируют друг друга, ещё чаще относятся к одной и той же отрасли. То есть, выпускается акт, через месяц – новый, уточняющий и так далее по кругу. Понятное дело, одновременно растёт и нагрузка на бизнес: финансовые компании вынуждены бесконечно увеличивать штат сотрудников, которые занимаются всё новой и новой отчётностью.
При этом регулятор далеко не всегда готов идти на уступки профсообществу, например, в вопросах установления более длительных переходных сроков, при введении новых нормативных решений. Так, например, два года назад на такой же конференции НАУФОР, но в Москве, Юрий Минцев, генеральный директор «Открытие Брокер», обратился к представителям ЦБ с просьбой перенести сроки сдачи такого формата отчётности, как XBRL, сославшись на то, что не успевает нанимать новых сотрудников под эту задачу, а половина IT-департамента брокера работает на внедрение регуляторных требований. Поясним для ясности: чем больше таких высокооплачиваемых разработчиков, тем выше тарифы на обслуживание для конечного клиента. Тогда ещё не было бума частных инвесторов на фондовом рынке, но он был уже на подходе. Участники конференции поддержали эту просьбу, однако регулятор отказался дискутировать по поводу сроков или даже пояснять, чем они оправданы. Он лишь предупредил, что, если отчётность не будет сдана в срок или окажется недостоверной, в Банке России брокеру уже ничем не смогут помочь – его руководство вызовут к следователю.
Не так давно в холдинге «Финам» подсчитали, что для соблюдения нового законодательства о категоризации инвесторов, компании потребуется увеличить штат минимум на 15%. Весь штат, а не только IT-департамента. Естественно, остальным брокерам также придётся это сделать, за чем неизбежно последует рост тарифов и на массовом притоке людей в частное инвестирование можно будет поставить жирную точку.
Так прислушались ли в ЦБ к рынку? Это большой вопрос. Представитель регулятора заявил, первое, что предстоит осмыслить в рамках моратория, это именно отчётность, затем очередь должна дойти до нормативных актов. В ЦБ полны решимости оценить, насколько прочна и удобна та конструкция, которая выстраивалась в течение последних пяти лет, чтобы избежать рисков некачественного использования всего того, что уже имеется. Это не значит, что регулятор резко остановится – работа по законопроектам, которые находятся в высокой степени готовности, будет продолжена. Конкретно речь идёт о законопроекте, касающимся совершенствования брокерской деятельности, о введении упрощённой идентификации для инвестиционных советников и держателей реестров. Другие проекты, видимо, перенесут на 2021 год.
Непонятно, специально ли не был отдельно упомянут скандальный законопроект о категоризации инвесторов, но если в ЦБ, всё же решили дать сообществу и себе как можно больше времени, чтобы «обмозговать» его во всех деталях, то это хорошая новость. Поскольку в текущей версии этот документ может серьёзно навредить рынку, но, главное, вынудит многих розничных инвесторов искать иностранных брокеров.
Инициатива ЦБ, адресованная профессиональному проанализировать имеющуюся законодательную и нормативную базу с целью выявить избыточные или неработающие её составляющие по своей сути верна. Делается это в рамках объявленной правительством «регуляторной гильотины» - под нож должно пойти всё старое, вредное и неэффективное. Предложения от бизнеса ждут до конца года и надо поторопиться. Ведь когда ещё в следующий раз представится возможность высказать и властям, и регулятору свои пожелания, к которым точно прислушаются? Надеемся, что прислушаются.
Есть опасения, что время для диалога катастрофически убывает, при этом существуют темы, требующие немедленного вмешательства регулятора. Их огромное количество. Можно упомянуть, например, расцвет хищений с банковских карт или же проблему чёрных списков, где Банк России явно перегнул палку и помимо всего прочего вовлечён в широкий конфликт интересов, выступая одновременно и судьей, и прокурором и апелляционной инстанцией. Наконец, объявленная «регуляторная гильотина» должна не просто изничтожить ненужные законы, а создать условия и стимулы для развития банковской и финансовой системы в целом, вместо того, чтобы направлять все силы на закручивание гаек по принципу лучше перегнуть, чем не догнуть, что не позволяет подавляющему большинству участников финансовой системы думать о каком либо стратегии развития и ставит их на грань выживания.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу