13 апреля 2009 Архив
На днях рейтинговое агентство Fitch присоединилось к S&P и понизило рейтинг Латвии с BBB- до "мусорного" статуса BB+. Рейтинг прочих государств Балтии - Эстонии и Литвы - также подвергся пересмотру на понижение: с A- дo BBB+ и с BBB+ дo BBB, соответственно. Ну, допустим, здесь нет ничего удивительного, учитывая слабость данных экономических систем. Однако, кроме того, рейтинг страны, входящей в зону обращения евро, так же был понижен. После того, как агентство Standard & Poor's 30 марта перевело Ирландию на ступень ниже к уровню AA+, агентство Fitch не замедлило последовать примеру и отправило страну туда же, да еще и с негативными прогнозами на будущее.
До вступления в еврозону ирландская экономика чувствовала себя просто прекрасно. В 1998 году темпы роста ВВП составляли 8,7%, а инфляция оставалась на сказочной отметке 2,2%. Однако процентные ставки удерживались на уровне 6,2% с шансами дальнейшего роста. И тут, как будто таких скоростей для страны было недостаточно, Ирландия приняла ответственное решение - перешла на евро. Сразу же после вступления в еврозону процентные ставки упали и до 2000 года оставались на отметке 4.5%. Цены на жилье взлетели, строительная индустрия переживала свой "звездный час", а население и корпоративный сектор с лихвой наслаждались плодами дешевых кредитов.
Имей Ирландия независимость в монетарной политике, она могла бы установить свои процентные ставки и остановить начинающееся сумасшествие. А в итоге получилось так, что ирландцы активно занимали денег под собственную недвижимость, в то время как ЕЦБ пытался разбудить спящую Германию от продолжительного спада. Естественно, Центробанк больше ориентировался на размораживание "двигателя Европы", попутно пропуская мимо ушей первые сигналы развивающихся пузырей на ирландских рынках.
Ирландия столкнулась с тройным ударом финансовой, монетарной и процентной политики, которые накладывают слишком большие ограничения на экономику страны, игнорируя ее реальные запросы. И Дублин мало, что может сделать, оставаясь закованным в рамки Европейского валютного союза. Переход в период дефляции сулит новые препятствия для экономики, которая пытается справиться с развалом на рынке недвижимости. Если бы Ирландия имела доступ к монетарной политике, она бы не достигла текущего состояния. Дефициты не достигли бы такого размера, а теперь получается, что требуется 20%-ная девальвация, чтобы избавиться от этого груза.
Самое страшное, что страна попала под удар двух параллельно развивающихся процессов - мировой банковский кризис, наказавший финансовый сектор, а также слишком высокий курс евро, который делает более конкурентоспособными британские товары, которые с легкостью можно приобрести "за границей" в Северной Ирландии. При всем при этом, стоит учесть, что половина экспорта страны направляется в Великобританию и США - это самый высокий показатель среди стран еврозоны.
Изначально сама суть Евросоюза и еврозоны ставилась под сомнение, так как невозможно приравнять такие страны, как Ирландия или Испания с Германией или Францией, на это ушли бы десятилетия. Политики избрали тактику фискальной дисциплины. Все мы помним строгое правило "3%-ного дефицита" и соответствующие наказания за "преступление". Лидеры союза долго преследовали итальянцев, пока сами не пересекли эту границу - теперь никто об этом не говорит.
Если сравнивать с еврозоной при ее единой валюте и одном Центробанке, Европейский союз имеет гораздо больше шансов на выживание. Тем не менее, и здесь есть свои противоречия, который текущий мировой кризис только помог вынести на передний план. То, что начиналось как объединение шести стран (Франция, Западная Германия, Италия, Нидерланды и Люксембург), каждая из которых обладала конкурентоспособной экономикой, теперь стало доступным для всех, включая такие непохожие страны, как Болгария и Швеция. В последний раз более или менее однородные экономики вступили в 1995 году, когда были приняты Швеция, Австрия и Финляндия. С тех пор же, чисто из политических соображений, а также чтобы насолить бывшей старшей подруге России практически все страны бывшего постсоветского пространства вступили в ЕС. Если считать, что "чем больше, тем лучше", тогда все проходит успешно и вполне вписывается в рамки схемы создания "Соединенных штатов Европы". Однако если посмотреть на это с другой стороны, то это напоминает объединение таких непохожих экономик, как Канада, США, Мексика, Гондурас, Панама и иже с ними.
Когда пузырь на французском и немецком техническом рынках лопнул, еврозона начала печатать деньги и понижать процентные ставки - совсем некстати для Ирландии и Испании, где все было просто прекрасно, а такие действия сулили лишь перегрев экономики. Когда же ирландцам и испанцам понадобилось чуточки ослабить узду, чтобы не оказывать дополнительное давление на экономику, ЕЦБ начал бороться с набирающей обороты инфляцией, и, естественно, повышать ставки. Европейский Центробанк вообще славится своим консерватизмом среди основных его коллег (мы это наблюдаем и сейчас, когда он очень сдержанно проводит политику смягчения), однако даже такой его консерватизм все же не может удержать все страны еврозоны на нужном уровне развития.
Теперь партнеры Ирландии по еврозоне выказывают беспокойство по поводу тяжелейшей рецессии, в которую перешла страна, а также безостановочно растущего дефицита бюджета. Конечно, ЕЦБ пытается исправить свои ошибки, финансируя бедствующие банки страны на более приемлемых условиях, однако вряд ли это сможет дать те результаты, которые бы хотелось видеть самим ирландцам. Тем не менее, глава ЕЦБ Трише настаивает, что "принадлежность к еврозоне представляет для любой страны и, в частности, для Ирландии существенную поддержку, которую не стоит недооценивать".
Что же, на это, вероятно, есть свое мнение у министра финансов Ирландии Брайана Ленихана. Правила участия в еврозоне заставляют его принять меры, чтобы сократить дефицит бюджета, который в этом году может чуть ли не в 4 раза превысить лимит, установленный союзом. Итак, ирландский министр финансов представил мрачноватый пакет мер, веющий 30-ми годами прошлого века. Он урезал пособия для детей и безработных. Проекты по строительству магистралей и железных дорог будут заморожены. Две трети сокращений расходов будет произведено за счет повышения налогов, а налог на пенсию теперь будет повышен до 2%. Все эти драконовские меры призваны остановить рост дефицита бюджета, который уже достиг 13% от ВВП.
Недавно кто-то из представителей ЕЦБ заявил - страны Восточной Европы спасет только вступление в еврозону и переход на единую валюту. Наверное, кто-то в это действительно верит.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
До вступления в еврозону ирландская экономика чувствовала себя просто прекрасно. В 1998 году темпы роста ВВП составляли 8,7%, а инфляция оставалась на сказочной отметке 2,2%. Однако процентные ставки удерживались на уровне 6,2% с шансами дальнейшего роста. И тут, как будто таких скоростей для страны было недостаточно, Ирландия приняла ответственное решение - перешла на евро. Сразу же после вступления в еврозону процентные ставки упали и до 2000 года оставались на отметке 4.5%. Цены на жилье взлетели, строительная индустрия переживала свой "звездный час", а население и корпоративный сектор с лихвой наслаждались плодами дешевых кредитов.
Имей Ирландия независимость в монетарной политике, она могла бы установить свои процентные ставки и остановить начинающееся сумасшествие. А в итоге получилось так, что ирландцы активно занимали денег под собственную недвижимость, в то время как ЕЦБ пытался разбудить спящую Германию от продолжительного спада. Естественно, Центробанк больше ориентировался на размораживание "двигателя Европы", попутно пропуская мимо ушей первые сигналы развивающихся пузырей на ирландских рынках.
Ирландия столкнулась с тройным ударом финансовой, монетарной и процентной политики, которые накладывают слишком большие ограничения на экономику страны, игнорируя ее реальные запросы. И Дублин мало, что может сделать, оставаясь закованным в рамки Европейского валютного союза. Переход в период дефляции сулит новые препятствия для экономики, которая пытается справиться с развалом на рынке недвижимости. Если бы Ирландия имела доступ к монетарной политике, она бы не достигла текущего состояния. Дефициты не достигли бы такого размера, а теперь получается, что требуется 20%-ная девальвация, чтобы избавиться от этого груза.
Самое страшное, что страна попала под удар двух параллельно развивающихся процессов - мировой банковский кризис, наказавший финансовый сектор, а также слишком высокий курс евро, который делает более конкурентоспособными британские товары, которые с легкостью можно приобрести "за границей" в Северной Ирландии. При всем при этом, стоит учесть, что половина экспорта страны направляется в Великобританию и США - это самый высокий показатель среди стран еврозоны.
Изначально сама суть Евросоюза и еврозоны ставилась под сомнение, так как невозможно приравнять такие страны, как Ирландия или Испания с Германией или Францией, на это ушли бы десятилетия. Политики избрали тактику фискальной дисциплины. Все мы помним строгое правило "3%-ного дефицита" и соответствующие наказания за "преступление". Лидеры союза долго преследовали итальянцев, пока сами не пересекли эту границу - теперь никто об этом не говорит.
Если сравнивать с еврозоной при ее единой валюте и одном Центробанке, Европейский союз имеет гораздо больше шансов на выживание. Тем не менее, и здесь есть свои противоречия, который текущий мировой кризис только помог вынести на передний план. То, что начиналось как объединение шести стран (Франция, Западная Германия, Италия, Нидерланды и Люксембург), каждая из которых обладала конкурентоспособной экономикой, теперь стало доступным для всех, включая такие непохожие страны, как Болгария и Швеция. В последний раз более или менее однородные экономики вступили в 1995 году, когда были приняты Швеция, Австрия и Финляндия. С тех пор же, чисто из политических соображений, а также чтобы насолить бывшей старшей подруге России практически все страны бывшего постсоветского пространства вступили в ЕС. Если считать, что "чем больше, тем лучше", тогда все проходит успешно и вполне вписывается в рамки схемы создания "Соединенных штатов Европы". Однако если посмотреть на это с другой стороны, то это напоминает объединение таких непохожих экономик, как Канада, США, Мексика, Гондурас, Панама и иже с ними.
Когда пузырь на французском и немецком техническом рынках лопнул, еврозона начала печатать деньги и понижать процентные ставки - совсем некстати для Ирландии и Испании, где все было просто прекрасно, а такие действия сулили лишь перегрев экономики. Когда же ирландцам и испанцам понадобилось чуточки ослабить узду, чтобы не оказывать дополнительное давление на экономику, ЕЦБ начал бороться с набирающей обороты инфляцией, и, естественно, повышать ставки. Европейский Центробанк вообще славится своим консерватизмом среди основных его коллег (мы это наблюдаем и сейчас, когда он очень сдержанно проводит политику смягчения), однако даже такой его консерватизм все же не может удержать все страны еврозоны на нужном уровне развития.
Теперь партнеры Ирландии по еврозоне выказывают беспокойство по поводу тяжелейшей рецессии, в которую перешла страна, а также безостановочно растущего дефицита бюджета. Конечно, ЕЦБ пытается исправить свои ошибки, финансируя бедствующие банки страны на более приемлемых условиях, однако вряд ли это сможет дать те результаты, которые бы хотелось видеть самим ирландцам. Тем не менее, глава ЕЦБ Трише настаивает, что "принадлежность к еврозоне представляет для любой страны и, в частности, для Ирландии существенную поддержку, которую не стоит недооценивать".
Что же, на это, вероятно, есть свое мнение у министра финансов Ирландии Брайана Ленихана. Правила участия в еврозоне заставляют его принять меры, чтобы сократить дефицит бюджета, который в этом году может чуть ли не в 4 раза превысить лимит, установленный союзом. Итак, ирландский министр финансов представил мрачноватый пакет мер, веющий 30-ми годами прошлого века. Он урезал пособия для детей и безработных. Проекты по строительству магистралей и железных дорог будут заморожены. Две трети сокращений расходов будет произведено за счет повышения налогов, а налог на пенсию теперь будет повышен до 2%. Все эти драконовские меры призваны остановить рост дефицита бюджета, который уже достиг 13% от ВВП.
Недавно кто-то из представителей ЕЦБ заявил - страны Восточной Европы спасет только вступление в еврозону и переход на единую валюту. Наверное, кто-то в это действительно верит.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу