20 января 2020 ITI Capital Луцко Искандер
Какие российские компании выигрывают от нового правительства? В основном это компании, которые связаны с инфраструктурными проектами, из публичных — в первую очередь металлурги. Ниже — краткий обзор российских инфраструктурных проектов (прошлое, настоящее и будущее), источники финансирования и прочее.
После формирования нового правительства в России выигрывают в первую очередь металлургические и IT-компании (Яндекс).
За неделю Русал вырос на 16% (плюс — возможное включение в индекс MSCI Russia), ММК — на 9%, Норникель — на 8,6%, Северсталь и НЛМК — на 4 %, Яндекс — на 2%. Главная причина — спекуляции о том, что после назначения нового премьера и правительства ускорится процесс оптимизации расходов на инфраструктурные проекты. Это может, среди прочего, поддержать экономический рост страны. Долгое время средний уровень неизрасходованных средств, предусмотренных на нацпроекты, превышал 60%.
Подводя итоги на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам 25 декабря, Путин указал на системные проблемы по этому направлению. По его словам, нацпроекты потребовали перенастройки всей системы госуправления, но не все оказались готовы работать по-новому. Путин также отметил недостаточное взаимодействие федеральных ведомств и регионов, а также «негибкость, а иногда и косность» системы финансирования: средства осваиваются «неритмично, смещаются на конец года».
Что покупать? (краткосрочные цели)
MMK RX (краткосрочный целевой уровень — 50 руб.)
Rusal RX (краткосрочный целевой уровень — 40 руб.)
Severstal RX (краткосрочный целевой уровень — 1000 руб.)
Yandex RX (краткосрочный целевой уровень — 2 900 руб. и выше)
Темпы инфраструктурных расходов в России — одни из самых низких в мире
По итогам 2018 г. инфраструктурные расходы федерального бюджета сократились с 660 до 640 млрд руб., что на 778 млрд руб. меньше запланированных
Под конец 2019 г. ситуация резко изменилась, в первые девять месяцев объем неизрасходованных средств составлял 62%, или 1 трлн руб. (было потрачено 760 млрд рублей из 1 750 млрд, заложенных на инфраструктуру — дороги, мосты, здания, и сооружения), но согласно официальным данным Минфина в четвертом квартале были потрачены дополнительные 840 млрд руб. В итоге расходы в 2019 г. на нацпроекты составили 1,6 трлн руб., или 91,4% от плана! В то же время критическое недофинансирование для роста экономики, по нашей оценке, составляет дополнительные 1,6 трлн руб.
Доля инвестиций в инфраструктуру от ВВП в 2012-2018 гг.
Источник: Global Infrastructure Outlook, Минфин и Казначейство России, InfraONE Research
Основные расходы на нацпроекты в 2019 г.
Источник: Минфин России, ITI Capital
Стоит ли верить новому правительству? Прогнозы S&P по росту экономики подтверждают, что динамика сохранится умеренно позитивной
Поскольку пока нет нового правительства до 21 января, нет и обновленных данных по объему финансирования нацпроектов. Согласно последним комментариям главы Минфина Антона Силуанова, общее финансирование составит в 2020 г. почти 2 трлн руб. (2% от ВВП), в 2021 г. — 2,2 трлн руб. (2,3% от ВВП), в 2022 г. — 2,7 трлн руб. (2,8% от ВВП), в 2023 г. — 2,5 трлн руб. (2,8% от ВВП) и 2,3 трлн — в 2024 г. По словам министра, общий объем ресурсного обеспечения на шесть лет увеличится, а общий объем финансирования нацпроектов составит 26,1 трлн руб., причем 13,5 трлн руб. — средства федерального бюджета
Но часть статей, которые условно считаются инфраструктурными, на деле таковыми не являются: так, например, план развития магистральной инфраструктуры на 1 трлн руб. почти на треть представляет собой субсидирование авиаперевозчиков, бюджетных предприятий и Росавтодора, а реальных инвестиций содержит лишь на 670-705 млрд руб.
Если правительство не увеличит объем расходов, то рост ВВП в 2020 г. будет меньше 1% против скорректированных ожиданий Минэкономразвития в 1,7%. По последним прогнозам S&P, рост экономики в этом году составит 1,8%, что незначительно отличается от госпрогноза, учитывая смягчение денежно-кредитной и бюджетной политики. Агентство не ждет роста экономики более 3% в ближайшие четыре года в отличие от минэкономразвития и Минфина. Рост ВВП в 3% — это один ключевых факторов повышения кредитного рейтинга России, отмечает S&P
Источник финансирования нацпроектов
Источников много, в основном это средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), доходы федерального бюджета, дивиденды госкомпаний и проекты приватизации
Объем средств ФНБ в 2020 г. увеличится до 11,1 трлн руб. с текущих 8 трлн руб., в 2021 г. — до 13,7 трлн руб., в 2022 г. — до 16,2 трлн руб., согласно материалам проекта федерального бюджета
Официально профицит федерального бюджета в 2019 г. составил 3,2 трлн руб. (3,1% от ВВП) и останется на таком уровне в последующие годы.
Доходы бюджета России от дивидендов госкомпаний прогнозируются на уровне 760,6 млрд руб. в 2020 г., 930,9 млрд руб. — в 2021 г. и 1,079 трлн руб. — в 2022 г.
Проект программы приватизации предполагает продажу до 2022 г. части госпакетов Русгидро, Совкомфлота, Транснефти, Ростелекома, Россетей и ОЗК, следует из материалов к проекту бюджета
После формирования нового правительства в России выигрывают в первую очередь металлургические и IT-компании (Яндекс).
За неделю Русал вырос на 16% (плюс — возможное включение в индекс MSCI Russia), ММК — на 9%, Норникель — на 8,6%, Северсталь и НЛМК — на 4 %, Яндекс — на 2%. Главная причина — спекуляции о том, что после назначения нового премьера и правительства ускорится процесс оптимизации расходов на инфраструктурные проекты. Это может, среди прочего, поддержать экономический рост страны. Долгое время средний уровень неизрасходованных средств, предусмотренных на нацпроекты, превышал 60%.
Подводя итоги на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам 25 декабря, Путин указал на системные проблемы по этому направлению. По его словам, нацпроекты потребовали перенастройки всей системы госуправления, но не все оказались готовы работать по-новому. Путин также отметил недостаточное взаимодействие федеральных ведомств и регионов, а также «негибкость, а иногда и косность» системы финансирования: средства осваиваются «неритмично, смещаются на конец года».
Что покупать? (краткосрочные цели)
MMK RX (краткосрочный целевой уровень — 50 руб.)
Rusal RX (краткосрочный целевой уровень — 40 руб.)
Severstal RX (краткосрочный целевой уровень — 1000 руб.)
Yandex RX (краткосрочный целевой уровень — 2 900 руб. и выше)
Темпы инфраструктурных расходов в России — одни из самых низких в мире
По итогам 2018 г. инфраструктурные расходы федерального бюджета сократились с 660 до 640 млрд руб., что на 778 млрд руб. меньше запланированных
Под конец 2019 г. ситуация резко изменилась, в первые девять месяцев объем неизрасходованных средств составлял 62%, или 1 трлн руб. (было потрачено 760 млрд рублей из 1 750 млрд, заложенных на инфраструктуру — дороги, мосты, здания, и сооружения), но согласно официальным данным Минфина в четвертом квартале были потрачены дополнительные 840 млрд руб. В итоге расходы в 2019 г. на нацпроекты составили 1,6 трлн руб., или 91,4% от плана! В то же время критическое недофинансирование для роста экономики, по нашей оценке, составляет дополнительные 1,6 трлн руб.
Доля инвестиций в инфраструктуру от ВВП в 2012-2018 гг.
Источник: Global Infrastructure Outlook, Минфин и Казначейство России, InfraONE Research
Основные расходы на нацпроекты в 2019 г.
Источник: Минфин России, ITI Capital
Стоит ли верить новому правительству? Прогнозы S&P по росту экономики подтверждают, что динамика сохранится умеренно позитивной
Поскольку пока нет нового правительства до 21 января, нет и обновленных данных по объему финансирования нацпроектов. Согласно последним комментариям главы Минфина Антона Силуанова, общее финансирование составит в 2020 г. почти 2 трлн руб. (2% от ВВП), в 2021 г. — 2,2 трлн руб. (2,3% от ВВП), в 2022 г. — 2,7 трлн руб. (2,8% от ВВП), в 2023 г. — 2,5 трлн руб. (2,8% от ВВП) и 2,3 трлн — в 2024 г. По словам министра, общий объем ресурсного обеспечения на шесть лет увеличится, а общий объем финансирования нацпроектов составит 26,1 трлн руб., причем 13,5 трлн руб. — средства федерального бюджета
Но часть статей, которые условно считаются инфраструктурными, на деле таковыми не являются: так, например, план развития магистральной инфраструктуры на 1 трлн руб. почти на треть представляет собой субсидирование авиаперевозчиков, бюджетных предприятий и Росавтодора, а реальных инвестиций содержит лишь на 670-705 млрд руб.
Если правительство не увеличит объем расходов, то рост ВВП в 2020 г. будет меньше 1% против скорректированных ожиданий Минэкономразвития в 1,7%. По последним прогнозам S&P, рост экономики в этом году составит 1,8%, что незначительно отличается от госпрогноза, учитывая смягчение денежно-кредитной и бюджетной политики. Агентство не ждет роста экономики более 3% в ближайшие четыре года в отличие от минэкономразвития и Минфина. Рост ВВП в 3% — это один ключевых факторов повышения кредитного рейтинга России, отмечает S&P
Источник финансирования нацпроектов
Источников много, в основном это средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), доходы федерального бюджета, дивиденды госкомпаний и проекты приватизации
Объем средств ФНБ в 2020 г. увеличится до 11,1 трлн руб. с текущих 8 трлн руб., в 2021 г. — до 13,7 трлн руб., в 2022 г. — до 16,2 трлн руб., согласно материалам проекта федерального бюджета
Официально профицит федерального бюджета в 2019 г. составил 3,2 трлн руб. (3,1% от ВВП) и останется на таком уровне в последующие годы.
Доходы бюджета России от дивидендов госкомпаний прогнозируются на уровне 760,6 млрд руб. в 2020 г., 930,9 млрд руб. — в 2021 г. и 1,079 трлн руб. — в 2022 г.
Проект программы приватизации предполагает продажу до 2022 г. части госпакетов Русгидро, Совкомфлота, Транснефти, Ростелекома, Россетей и ОЗК, следует из материалов к проекту бюджета
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба