26 января 2008
Особый интерес это интервью вызывает в связи с тем, что дано в ситуации острого кризиса на фондовом рынках США.
Бернанке: ФРС готова к решительному понижению ставки
В четверг 10 января председатель ФРС Бен Бернанке (Ben Bernanke) выступил на деловом мероприятии с речью, озаглавленной "Финансовые рынки, экономическая перспектива и монетарная политика".
"С конца минувшего лета финансовые рынки в США и ряде других индустриальных стран находятся под значительным давлением", - начал выступление Бернанке. "Финансовая нестабильность оказывает влияние на перспективы экономики в целом, главным образом посредством воздействия на доступность и условия кредита для домохозяйств и бизнеса. В свою очередь, финансовые рынки проявляют восприимчивость к развитию экономической перспективы, поскольку инвесторы пытаются оценить значение поступающей экономической информации для будущих прибылей и стоимости активов. Это взаимодействие породило волатильную ситуацию, которая сделала прогнозирование экономической динамики еще более трудным, чем обычно. В моем выступлении я дам некоторую характеристику недавним событиям в экономике и на финансовых рынках, фокусируясь на ситуации в США".
"Вспомним, что в 2001 г. экономика США пережила мягкую рецессию. Во время последующего оживления сильный рост экономики сопровождался повышением уровня использования ресурсов, особенно после того, как экономический рост набрал обороты в середине 2003 г. В частности, уровень безработицы упал с пика в 6,3%, который был зафиксирован в июне 2003 г., до 4,4% в марте 2007 г. Когда экономика приблизилась к состоянию полной занятости, перед Комитетом ФРС по операциям на открытом рынке (FOMC), который является органом проведения монетарной политики ФРС, встала классическая задача управления замедленным экономическим ростом, характерным для середины цикла – т.е. задача проведения монетарной политики, способствующей установлению устойчивого роста экономики без инфляции. Исходя из этой задачи, FOMC провел серию повышений ставки по федеральным фондам, начав повышения в середине 2004 г. и закончив в июне 2006 г., когда ставка достигла 5,25%... В 2007 г. экономика продолжала устойчиво расти – солидными темпами вплоть по III квартал и с уровнем безработицы, остававшимся вблизи недавних минимумов. Индикаторы структурного инфляционного тренда, такие как показатели стержневой инфляции [без учета цен на энергоносители и пищевые продукты], проявляли признаки смягчения".
"Однако ситуацию усложнили несколько факторов. Повышение цен на энергоносители и другие сырьевые товары, в сочетании с высоким уровнем использования ресурсов, заставило FOMC внимательно следить за инфляцией. Но, возможно, еще большей проблемой явилась резкая и продолжительная коррекция на рынке жилья США, которая последовала за многолетним бумом жилищного строительства и роста цен на жилые дома..."
"По всей вероятности, спад в жилищном секторе был бы значительно мягче, если бы не произошли неблагоприятные события на рынке ипотечных кредитов subprime. С начала 2007 г. участники финансовых рынков сосредоточили внимание на высоком и растущем уровне неплатежей по ипотечным кредитам subprime, особенно по кредитам subprime с переменной процентной ставкой (subprime ARM). В настоящее время примерно по 21% ипотечных кредитов subprime ARM платежи задержаны на 90 дней и более, и число случаев отчуждения жилья у ипотечных заемщиков-неплательщиков быстро растет".
"Высокому уровню неплатежей, наблюдаемому сейчас в секторе ипотечных кредитов subprime ARM, способствовали негодная практика андеррайтинга и, в отдельных случаях, мошенничество и хищнические методы предоставления кредита. Однако более фундаментальной причиной резкого ухудшения качества кредита в этой сфере была ошибочная посылка, на которой базировалась значительная часть кредитования subprime ARM. Эта посылка состояла в том, что цены на жилье будут продолжать быстро расти".
Далее Бернанке пояснил, что при быстром росте цен на жилье ипотечные заемщики получали возможность рефинансировать кредит с переменной ставкой до того, как она, согласно условиям исходного кредитного договора, пересматривалась в сторону повышения. Однако когда цены поднялись до уровней, сделавших жилье менее доступным, это негативно повлияло на спрос на жилые дома и, соответственно, на рост цен. Когда цены перестали быстро расти, заемщики subprime ARM лишились возможности рефинансирования и оказались связанными ипотечными договорами, предусматривающими повышение ставки. Для многих ипотечных заемщиков subprime было трудно своевременно делать платежи даже при начальном значении процентной ставки; тем более это стало трудно после пересмотра ставки.
"Одним из многих злополучных последствий этих событий, которые могут сохранять свое присутствие в течение некоторого времени, является уменьшение доступности кредита для заемщиков nonprime, т.е. не относящихся к классу первоклассных заемщиков. Имеются обширные свидетельства того, что ответственное кредитование nonprime может быть благотворным и безопасным и для заемщика, и для кредитора. Например, даже на фоне стремительно растущих неплатежей в секторе subprime ARM, уровень дефолтов по кредитам subprime с постоянной ставкой, хотя и повысился несколько в последнее время, остается в исторических рамках". Далее Бернанке отметил, что поскольку ипотечный кредит стал недоступен для заемщиков nonprime, это привело к дополнительному понижению спроса на жилье, что еще больше усугубило сокращение нового жилищного строительства и усилило понижательное давление на цены на жилье. Кроме того, "добавление отобранных у заемщиков-неплательщиков домов к резерву жилья, предлагаемого для продажи, ведет к дальнейшему ослаблению рынка".
"Потери на рынке ипотечных кредитов subprime вызвали значительную реакцию на других финансовых рынках. Масштабы этой реакции могут показаться удивительными, учитывая малый объем американского рынка subprime по сравнению с мировыми финансовыми рынками. Отчасти объяснение чрезмерного эффекта может заключаться в том, что после периода агрессивно-рискованной инвестиционной практики кризис subprime подвиг инвесторов к переоценке кредитных рисков в более широком смысле и сделал их менее склонными брать на себя риск любого типа..."
"Однако часть объяснения мощного финансового эффекта от шока subprime состоит в том, что он способствовал значительному увеличению неопределенности относительно надлежащей стоимости широкого диапазона финансовых активов, а не только ипотечных кредитов subprime. Например, ипотечные кредиты subprime зачастую объединялись с другими типами кредитов в так называемые структурированные кредитные продукты. Эти инвестиционные продукты ... делились на транши, с различным кредитным качеством. Таким образом, через финансовый инжиниринг, разнообразные сочетания кредитов становились сырьем для нового типа финансовых активов, многие из которых получили высокие рейтинги от кредитных агентств..."
"Сложность структурированных кредитных продуктов, а также трудность определения стоимости некоторых из базовых активов в этих продуктах, привели к тому, что многим инвесторам пришлось полагаться на оценку этих продуктов рейтинговыми агентствами. Однако, когда потери по ипотечным кредитам subprime выросли до уровней, которые стали угрожать траншам даже с высоким рейтингом, инвесторы начали сомневаться в надежности кредитных рейтингов и стали утрачивать желание держать эти продукты в своих портфелях. Сходные опасения возникли и на рынке коммерческих бумаг, обеспеченных активами (ABCP)". Далее Бернанке рассказал, что специальные фонды, созданные банками для работы на рынке ABCP, столкнулись с трудностями при продаже своих коммерческих бумаг, что вынудило банки взять на свой баланс их активы.
"Мало того, что балансы банков разбухли, банки начали нести большие потери из-за резкого обесценения ипотечных кредитов и других активов. Таким образом, в отношении банков также возникла неопределенность оценки стоимости, что нашло отражение в котировках их акций и в других рыночных индикаторах... Сочетание разбухших балансов и неожиданных потерь привело к уменьшению покрытия капитала у ряда банковских институтов. В ответ на это несколько банков решили привлечь новый капитал, и банковская система сохраняет достаточные уровни капитала. Однако в целом эти события побудили банки к защитной политике по отношению к своей ликвидности и емкости баланса и, тем самым, сделали их менее склонными к финансированию других участников рынка, включая другие банки. В результате рынки межбанковского кредита, как overnight, так и с более длительным сроком погашения, периодически оказываются под значительным давлением, со значительным увеличением спрэда между ставками межбанковских кредитов и базовыми ставками. Мы также видим значительные свидетельства того, что банки стали проводить более ограничительную политику при кредитовании компаний и домохозяйств. Более дорогой и менее доступный кредит привнесет, вероятно, сдерживающее воздействие на экономический рост".
Далее Бернанке рассказал о мерах, которые приняла ФРС, чтобы смягчить напряженность на финансовых рынках. В частности, 17 августа ФРС понизила дисконтную ставку и упростила правила предоставления кредитов через дисконтное окно. Однако, учитывая ограничения, присущие кредитованию через дисконтное окно, в декабре ФРС разработала план проведения аукционов краткосрочных кредитов. "Аукционы были задуманы как инструмент для более эффективной [по сравнению с системой дисконтного окна] борьбы с проблемами, присутствующими на рынках межбанковских кредитов", - указал Бернанке. "Через аукционы, проведенные в декабре, ФРС успешно выдала кредиты на 40 млрд долларов; одновременно, в рамках скоординированной операции, Европейский центральный банк и Швейцарский национальный банк выдали кредиты еще на 24 млрд долларов... Также в рамках этой скоординированной акции, центральные банки Великобритании и Канады провели сходные операции в своих национальных валютах. Четвертого января ФРС объявила, что предложит еще 60 млрд долларов 28-дневных кредитов посредством двух аукционов, которые будут проведены позднее в этом месяце. Благодаря этим действиям и наступлению нового года, премии на срок на рынках межбанковского кредита и некоторые другие индикаторы напряженности на финансовых рынках существенно понизились, хотя и остались гораздо выше уровней, превалировавших до августа прошлого года".
"Хотя специальные аукционы и другие действия, направленные на увеличение ликвидности, оказали некоторый позитивный эффект, такие меры, сами по себе, не могут полностью устранить фундаментальные опасения относительно качества кредита и стоимости активов, как не могут они и смягчить давление на балансы финансовых институтов. Следовательно, они не могут устранить финансовые ограничения, влияющие на широкую экономику. Монетарная политика (то есть, управление краткосрочной процентной ставкой) является лучшим орудием ФРС для преследования наших экономических целей, а именно целей достижения максимальной устойчивой занятости и ценовой стабильности".
"Хотя экономический рост замедлился в IV квартале прошлого года по сравнению с быстрым ростом III квартала, он, тем не менее, насколько мы можем судить, продолжился умеренными темпами. В последнее время, однако, поступающая информация дала основания полагать, что перспективы для реальной экономической активности в 2008 г. ухудшились и риски ослабления экономики стали более выраженными. Так, спрос на жилье еще больше понизился, что отчасти отразило сохраняющиеся проблемы на ипотечных рынках. Кроме того, ряд факторов, включая повысившиеся цены на нефть, упавшие котировки акций и уменьшение стоимости жилой недвижимости, окажет, вероятно, подавляющее действие на потребительские расходы в 2008 г."
"Финансовые условия продолжают генерировать риск ухудшения перспективы экономического роста. Участники рынков все еще видят значительную неопределенность относительно надлежащей оценки сложных финансовых активов и масштабов дальнейших потерь, которые могут обнаружиться в будущем. В целом, несмотря на улучшение в некоторых сегментах, финансовая ситуация остается хрупкой, и многие рынки финансовых средств остаются в нарушенном состоянии. Неблагоприятные экономические или финансовые новости могут усилить напряженность на финансовых рынках и привести к дальнейшему ограничению предложения кредита домохозяйствам и бизнесу. Я ожидаю, что участники финансовых рынков – и, безусловно, FOMC – будут следить с особым вниманием за развитием ситуации на рынке жилья, отчасти в связи с возможным распространением проблем жилищного сектора на другие сектора экономики".
"Другой риск для экономической перспективы появился в связи с динамикой рынка труда. Отчет об условиях на рынке труда в декабре, опубликованный на прошлой неделе, был удручающим, поскольку он показал повышение уровня безработицы на 0,3 процентного пункта и уменьшение числа рабочих мест в частном секторе экономики. До сих пор рынок труда был источником стабильности для макроэкономической ситуации, с относительно устойчивым повышением заработной платы, обеспечивающим средства для поддержания умеренного роста реальных потребительских расходов. Было бы ошибкой придавать слишком большое значение отчету за один месяц. Однако, если ситуация на рынке труда ухудшится, риски для потребительских расходов возрастут".
Далее Бернанке указал на "важные изменения на инфляционном фронте". "Тот же самый рост цен на нефть, который может оказать негативное влияние на экономику, ведет к повышению потребительских цен в целом и, вероятно, создает к тому же некоторое повышательное давление на показатели стержневой инфляции. В придачу, в прошлом году чрезвычайно быстро выросли цены на пищевые продукты, что еще больше усилило общую инфляцию потребительских цен. На данный момент, инфляционные ожидания остаются весьма сдержанными, и давление на ресурсы несколько уменьшилось. Однако, если появится какая-либо тенденция к усилению инфляционных ожиданий или если доверие к ФРС как к органу по борьбе с инфляцией будет подорвано, это может серьезно затруднить задачу поддержания ценовой стабильности и уменьшить гибкость центрального банка в деле противодействия факторам ослабления экономического роста в будущем. Соответственно, в ближайшие месяцы мы будет внимательно следить за инфляционной ситуацией, особенно в части инфляционных ожиданий".
"Реакция средствами монетарной политики на развитие экономических условий была проактивной. Как вы знаете, FOMC понизил целевое значение ставки по федеральным фондам на 50 базисных пунктов на своем заседании в сентябре и на 25 базисных пунктов на заседаниях в октябре и декабре. Следовательно, в целом мы понизили базовую ставку на 1 процентный пункт от того уровня, на котором она находилась перед возникновением стресса на финансовых рынках. ФРС приняла эти меры, чтобы способствовать нейтрализации тормозящих сил, связанных с ужесточением кредитных условий и ослаблением рынка жилья. Однако, в свете недавних изменений перспективы и рисков для экономического роста, дополнительное смягчение монетарной политики может быть весьма необходимым. Безусловно, FOMC будет внимательно оценивать поступающую информацию, касающуюся экономической перспективы. Исходя из этих оценок, и сообразно с нашим двойным мандатом, мы готовы принять существенные дополнительные меры, которые могут понадобиться, чтобы поддержать экономический рост и обеспечить адекватную страховку против рисков ослабления экономики".
"Финансовые и экономические условия могут быстро измениться. Следовательно, FOMC должен оставаться бдительным и гибким, готовым действовать в решительной и своевременной манере и, в особенности, противодействовать любым неблагоприятным изменениям, которые могут угрожать экономической или финансовой стабильности".
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Бернанке: ФРС готова к решительному понижению ставки
В четверг 10 января председатель ФРС Бен Бернанке (Ben Bernanke) выступил на деловом мероприятии с речью, озаглавленной "Финансовые рынки, экономическая перспектива и монетарная политика".
"С конца минувшего лета финансовые рынки в США и ряде других индустриальных стран находятся под значительным давлением", - начал выступление Бернанке. "Финансовая нестабильность оказывает влияние на перспективы экономики в целом, главным образом посредством воздействия на доступность и условия кредита для домохозяйств и бизнеса. В свою очередь, финансовые рынки проявляют восприимчивость к развитию экономической перспективы, поскольку инвесторы пытаются оценить значение поступающей экономической информации для будущих прибылей и стоимости активов. Это взаимодействие породило волатильную ситуацию, которая сделала прогнозирование экономической динамики еще более трудным, чем обычно. В моем выступлении я дам некоторую характеристику недавним событиям в экономике и на финансовых рынках, фокусируясь на ситуации в США".
"Вспомним, что в 2001 г. экономика США пережила мягкую рецессию. Во время последующего оживления сильный рост экономики сопровождался повышением уровня использования ресурсов, особенно после того, как экономический рост набрал обороты в середине 2003 г. В частности, уровень безработицы упал с пика в 6,3%, который был зафиксирован в июне 2003 г., до 4,4% в марте 2007 г. Когда экономика приблизилась к состоянию полной занятости, перед Комитетом ФРС по операциям на открытом рынке (FOMC), который является органом проведения монетарной политики ФРС, встала классическая задача управления замедленным экономическим ростом, характерным для середины цикла – т.е. задача проведения монетарной политики, способствующей установлению устойчивого роста экономики без инфляции. Исходя из этой задачи, FOMC провел серию повышений ставки по федеральным фондам, начав повышения в середине 2004 г. и закончив в июне 2006 г., когда ставка достигла 5,25%... В 2007 г. экономика продолжала устойчиво расти – солидными темпами вплоть по III квартал и с уровнем безработицы, остававшимся вблизи недавних минимумов. Индикаторы структурного инфляционного тренда, такие как показатели стержневой инфляции [без учета цен на энергоносители и пищевые продукты], проявляли признаки смягчения".
"Однако ситуацию усложнили несколько факторов. Повышение цен на энергоносители и другие сырьевые товары, в сочетании с высоким уровнем использования ресурсов, заставило FOMC внимательно следить за инфляцией. Но, возможно, еще большей проблемой явилась резкая и продолжительная коррекция на рынке жилья США, которая последовала за многолетним бумом жилищного строительства и роста цен на жилые дома..."
"По всей вероятности, спад в жилищном секторе был бы значительно мягче, если бы не произошли неблагоприятные события на рынке ипотечных кредитов subprime. С начала 2007 г. участники финансовых рынков сосредоточили внимание на высоком и растущем уровне неплатежей по ипотечным кредитам subprime, особенно по кредитам subprime с переменной процентной ставкой (subprime ARM). В настоящее время примерно по 21% ипотечных кредитов subprime ARM платежи задержаны на 90 дней и более, и число случаев отчуждения жилья у ипотечных заемщиков-неплательщиков быстро растет".
"Высокому уровню неплатежей, наблюдаемому сейчас в секторе ипотечных кредитов subprime ARM, способствовали негодная практика андеррайтинга и, в отдельных случаях, мошенничество и хищнические методы предоставления кредита. Однако более фундаментальной причиной резкого ухудшения качества кредита в этой сфере была ошибочная посылка, на которой базировалась значительная часть кредитования subprime ARM. Эта посылка состояла в том, что цены на жилье будут продолжать быстро расти".
Далее Бернанке пояснил, что при быстром росте цен на жилье ипотечные заемщики получали возможность рефинансировать кредит с переменной ставкой до того, как она, согласно условиям исходного кредитного договора, пересматривалась в сторону повышения. Однако когда цены поднялись до уровней, сделавших жилье менее доступным, это негативно повлияло на спрос на жилые дома и, соответственно, на рост цен. Когда цены перестали быстро расти, заемщики subprime ARM лишились возможности рефинансирования и оказались связанными ипотечными договорами, предусматривающими повышение ставки. Для многих ипотечных заемщиков subprime было трудно своевременно делать платежи даже при начальном значении процентной ставки; тем более это стало трудно после пересмотра ставки.
"Одним из многих злополучных последствий этих событий, которые могут сохранять свое присутствие в течение некоторого времени, является уменьшение доступности кредита для заемщиков nonprime, т.е. не относящихся к классу первоклассных заемщиков. Имеются обширные свидетельства того, что ответственное кредитование nonprime может быть благотворным и безопасным и для заемщика, и для кредитора. Например, даже на фоне стремительно растущих неплатежей в секторе subprime ARM, уровень дефолтов по кредитам subprime с постоянной ставкой, хотя и повысился несколько в последнее время, остается в исторических рамках". Далее Бернанке отметил, что поскольку ипотечный кредит стал недоступен для заемщиков nonprime, это привело к дополнительному понижению спроса на жилье, что еще больше усугубило сокращение нового жилищного строительства и усилило понижательное давление на цены на жилье. Кроме того, "добавление отобранных у заемщиков-неплательщиков домов к резерву жилья, предлагаемого для продажи, ведет к дальнейшему ослаблению рынка".
"Потери на рынке ипотечных кредитов subprime вызвали значительную реакцию на других финансовых рынках. Масштабы этой реакции могут показаться удивительными, учитывая малый объем американского рынка subprime по сравнению с мировыми финансовыми рынками. Отчасти объяснение чрезмерного эффекта может заключаться в том, что после периода агрессивно-рискованной инвестиционной практики кризис subprime подвиг инвесторов к переоценке кредитных рисков в более широком смысле и сделал их менее склонными брать на себя риск любого типа..."
"Однако часть объяснения мощного финансового эффекта от шока subprime состоит в том, что он способствовал значительному увеличению неопределенности относительно надлежащей стоимости широкого диапазона финансовых активов, а не только ипотечных кредитов subprime. Например, ипотечные кредиты subprime зачастую объединялись с другими типами кредитов в так называемые структурированные кредитные продукты. Эти инвестиционные продукты ... делились на транши, с различным кредитным качеством. Таким образом, через финансовый инжиниринг, разнообразные сочетания кредитов становились сырьем для нового типа финансовых активов, многие из которых получили высокие рейтинги от кредитных агентств..."
"Сложность структурированных кредитных продуктов, а также трудность определения стоимости некоторых из базовых активов в этих продуктах, привели к тому, что многим инвесторам пришлось полагаться на оценку этих продуктов рейтинговыми агентствами. Однако, когда потери по ипотечным кредитам subprime выросли до уровней, которые стали угрожать траншам даже с высоким рейтингом, инвесторы начали сомневаться в надежности кредитных рейтингов и стали утрачивать желание держать эти продукты в своих портфелях. Сходные опасения возникли и на рынке коммерческих бумаг, обеспеченных активами (ABCP)". Далее Бернанке рассказал, что специальные фонды, созданные банками для работы на рынке ABCP, столкнулись с трудностями при продаже своих коммерческих бумаг, что вынудило банки взять на свой баланс их активы.
"Мало того, что балансы банков разбухли, банки начали нести большие потери из-за резкого обесценения ипотечных кредитов и других активов. Таким образом, в отношении банков также возникла неопределенность оценки стоимости, что нашло отражение в котировках их акций и в других рыночных индикаторах... Сочетание разбухших балансов и неожиданных потерь привело к уменьшению покрытия капитала у ряда банковских институтов. В ответ на это несколько банков решили привлечь новый капитал, и банковская система сохраняет достаточные уровни капитала. Однако в целом эти события побудили банки к защитной политике по отношению к своей ликвидности и емкости баланса и, тем самым, сделали их менее склонными к финансированию других участников рынка, включая другие банки. В результате рынки межбанковского кредита, как overnight, так и с более длительным сроком погашения, периодически оказываются под значительным давлением, со значительным увеличением спрэда между ставками межбанковских кредитов и базовыми ставками. Мы также видим значительные свидетельства того, что банки стали проводить более ограничительную политику при кредитовании компаний и домохозяйств. Более дорогой и менее доступный кредит привнесет, вероятно, сдерживающее воздействие на экономический рост".
Далее Бернанке рассказал о мерах, которые приняла ФРС, чтобы смягчить напряженность на финансовых рынках. В частности, 17 августа ФРС понизила дисконтную ставку и упростила правила предоставления кредитов через дисконтное окно. Однако, учитывая ограничения, присущие кредитованию через дисконтное окно, в декабре ФРС разработала план проведения аукционов краткосрочных кредитов. "Аукционы были задуманы как инструмент для более эффективной [по сравнению с системой дисконтного окна] борьбы с проблемами, присутствующими на рынках межбанковских кредитов", - указал Бернанке. "Через аукционы, проведенные в декабре, ФРС успешно выдала кредиты на 40 млрд долларов; одновременно, в рамках скоординированной операции, Европейский центральный банк и Швейцарский национальный банк выдали кредиты еще на 24 млрд долларов... Также в рамках этой скоординированной акции, центральные банки Великобритании и Канады провели сходные операции в своих национальных валютах. Четвертого января ФРС объявила, что предложит еще 60 млрд долларов 28-дневных кредитов посредством двух аукционов, которые будут проведены позднее в этом месяце. Благодаря этим действиям и наступлению нового года, премии на срок на рынках межбанковского кредита и некоторые другие индикаторы напряженности на финансовых рынках существенно понизились, хотя и остались гораздо выше уровней, превалировавших до августа прошлого года".
"Хотя специальные аукционы и другие действия, направленные на увеличение ликвидности, оказали некоторый позитивный эффект, такие меры, сами по себе, не могут полностью устранить фундаментальные опасения относительно качества кредита и стоимости активов, как не могут они и смягчить давление на балансы финансовых институтов. Следовательно, они не могут устранить финансовые ограничения, влияющие на широкую экономику. Монетарная политика (то есть, управление краткосрочной процентной ставкой) является лучшим орудием ФРС для преследования наших экономических целей, а именно целей достижения максимальной устойчивой занятости и ценовой стабильности".
"Хотя экономический рост замедлился в IV квартале прошлого года по сравнению с быстрым ростом III квартала, он, тем не менее, насколько мы можем судить, продолжился умеренными темпами. В последнее время, однако, поступающая информация дала основания полагать, что перспективы для реальной экономической активности в 2008 г. ухудшились и риски ослабления экономики стали более выраженными. Так, спрос на жилье еще больше понизился, что отчасти отразило сохраняющиеся проблемы на ипотечных рынках. Кроме того, ряд факторов, включая повысившиеся цены на нефть, упавшие котировки акций и уменьшение стоимости жилой недвижимости, окажет, вероятно, подавляющее действие на потребительские расходы в 2008 г."
"Финансовые условия продолжают генерировать риск ухудшения перспективы экономического роста. Участники рынков все еще видят значительную неопределенность относительно надлежащей оценки сложных финансовых активов и масштабов дальнейших потерь, которые могут обнаружиться в будущем. В целом, несмотря на улучшение в некоторых сегментах, финансовая ситуация остается хрупкой, и многие рынки финансовых средств остаются в нарушенном состоянии. Неблагоприятные экономические или финансовые новости могут усилить напряженность на финансовых рынках и привести к дальнейшему ограничению предложения кредита домохозяйствам и бизнесу. Я ожидаю, что участники финансовых рынков – и, безусловно, FOMC – будут следить с особым вниманием за развитием ситуации на рынке жилья, отчасти в связи с возможным распространением проблем жилищного сектора на другие сектора экономики".
"Другой риск для экономической перспективы появился в связи с динамикой рынка труда. Отчет об условиях на рынке труда в декабре, опубликованный на прошлой неделе, был удручающим, поскольку он показал повышение уровня безработицы на 0,3 процентного пункта и уменьшение числа рабочих мест в частном секторе экономики. До сих пор рынок труда был источником стабильности для макроэкономической ситуации, с относительно устойчивым повышением заработной платы, обеспечивающим средства для поддержания умеренного роста реальных потребительских расходов. Было бы ошибкой придавать слишком большое значение отчету за один месяц. Однако, если ситуация на рынке труда ухудшится, риски для потребительских расходов возрастут".
Далее Бернанке указал на "важные изменения на инфляционном фронте". "Тот же самый рост цен на нефть, который может оказать негативное влияние на экономику, ведет к повышению потребительских цен в целом и, вероятно, создает к тому же некоторое повышательное давление на показатели стержневой инфляции. В придачу, в прошлом году чрезвычайно быстро выросли цены на пищевые продукты, что еще больше усилило общую инфляцию потребительских цен. На данный момент, инфляционные ожидания остаются весьма сдержанными, и давление на ресурсы несколько уменьшилось. Однако, если появится какая-либо тенденция к усилению инфляционных ожиданий или если доверие к ФРС как к органу по борьбе с инфляцией будет подорвано, это может серьезно затруднить задачу поддержания ценовой стабильности и уменьшить гибкость центрального банка в деле противодействия факторам ослабления экономического роста в будущем. Соответственно, в ближайшие месяцы мы будет внимательно следить за инфляционной ситуацией, особенно в части инфляционных ожиданий".
"Реакция средствами монетарной политики на развитие экономических условий была проактивной. Как вы знаете, FOMC понизил целевое значение ставки по федеральным фондам на 50 базисных пунктов на своем заседании в сентябре и на 25 базисных пунктов на заседаниях в октябре и декабре. Следовательно, в целом мы понизили базовую ставку на 1 процентный пункт от того уровня, на котором она находилась перед возникновением стресса на финансовых рынках. ФРС приняла эти меры, чтобы способствовать нейтрализации тормозящих сил, связанных с ужесточением кредитных условий и ослаблением рынка жилья. Однако, в свете недавних изменений перспективы и рисков для экономического роста, дополнительное смягчение монетарной политики может быть весьма необходимым. Безусловно, FOMC будет внимательно оценивать поступающую информацию, касающуюся экономической перспективы. Исходя из этих оценок, и сообразно с нашим двойным мандатом, мы готовы принять существенные дополнительные меры, которые могут понадобиться, чтобы поддержать экономический рост и обеспечить адекватную страховку против рисков ослабления экономики".
"Финансовые и экономические условия могут быстро измениться. Следовательно, FOMC должен оставаться бдительным и гибким, готовым действовать в решительной и своевременной манере и, в особенности, противодействовать любым неблагоприятным изменениям, которые могут угрожать экономической или финансовой стабильности".
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу