5 июня 2020 Иволга Капитал Хохрин Андрей
Продолжаю наблюдения за статистикой смертности с инфоресурса euromomo.eu. Он ее приводит по 20 странам Западной Европы, в разрезе стран и возрастов. Месяц назад я уже ссылался на ресурс, когда писал, что выбранные мировыми правительствами меры по борьбе с коронавирусом имеют низкую эффективность.
Подтверждаю тезис, с учетом более поздних данных. Задачей карантинных мер с параллельным замораживанием экономической активности было сглаживание пиковых нагрузок на системы здравоохранения. Как видно по динамике числа смертей, пик получили большинство стран из выборки.
Добавлю, что Швеция с ее стратегией условных ограничений и выработки коллективного иммунитета, как ее сегодня ни порицают, не вываливается из общей статистики смертности. Критика в данном случае сродни зависти: Шведский ВВП в 1 квартале прибавил 0,1%, тогда как среднее падение показателя для прочих европейских стран – около -5%.
Сегодняшнее наблюдение – не тему второй волны пандемии. Сомневаюсь, что она будет. Вслед за хорошо заметным ростом числа смертей мы видим не замедление прироста или постепенное сокращение их числа, мы видим стремительное падение показателя. Люди, подверженные максимальному риску смерти, умерли. Тогда как упомянутый коллективный иммунитет продолжает вырабатываться.
Но программы перестраховки запущены. Начинается это с хождения в масках и перчатках, продолжается мерами финансового стимулирования экономик, в т.ч. и российской, которые рассчитаны не только на экономический перезапуск, но и на возможное обострение пандемической обстановки в будущем. Т.е. на ту самую вторую волну.
На полгода, а вернее, на год вперед можно быть спокойными за то, что денег на экономическую стабильность правительства жалеть не будут. Если мы, как я это предполагаю, еще и не столкнемся с новым витком пандемии, к спокойствию примешивается оптимизм.
Временный оптимизм. Я начал с неэффективности ограничительных мер. Люди, которые привыкли совершать ошибки, вынуждены совершать их в будущем. Привычка ошибаться конфликтует с привычкой взвешивать действия и прогнозировать результаты. Не нужно ждать эффективности и от мер стимулирования. Да, экономики должны оказаться под завалами денег. Впрочем, меньшими темпами деньги и так поступали с 2009-12 годов (с 2014 года обходя Россию). В коронавирусный кризис мир, в основном развитый, вступил с соотношением долга к ВВП на уровне 3,5 (госдолг + корпоративный), и с таким кредитным плечом прирост европейского ВВП не достигал 2%, а прирост американского – едва превышал 2%.
Сверхординарное стимулирование выведет экономики на траекторию устойчивого восстановления, вероятно, уже в 3 квартале, и в 4 квартале восстановление способно ускориться. Фондовые рынки могут оказаться выше максимумов начала года или абсолютных максимумов. И точно – вблизи максимумов по мультипликаторам относительной стоимости.
Однако любое заваливание деньгами (в т.ч. через налоговые и кредитные послабления), не сопровождающееся строгим бизнес-планированием, обладает гарантированно низким КПД. Подготовка к следующей волне пандемии лишь затянет напряженный процесс снабжения мировой экономики, в общем, не очень нужными ей финресурсами. А следующий год для меня все равно остается годом начала масштабного долгового кризиса. Кризиса, в отличие от нынешнего, полноценного по своей слабо предсказуемой и разрушительной природе.
https://www.ivolgacap.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу