1 сентября 2020 Финам Делицын Леонид
Электронная коммерция давно уже была любимицей венчурных инвесторов. Агентство eMarketer оценивает глобальный рынок электронной коммерции в 3,914 триллиона долларов, темпы прироста – в 16,5%. В оценку не включены сегменты онлайн-платежей, билетов и путешествий ("трэвел"). Докоронавирусная оценка была ещё выше и составляла 4,1 триллиона долларов. Темпы прироста также оценивались выше - в 18,4%.

В свою очередь, статистический агрегатор Statista прогнозирует рост онлайн-торговли до 6,64 триллиона долларов в 2022 году, что эквивалентно увеличению на 85% за три года или средним темпам прироста в 23%.
62,6% рынка электронной коммерции приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, 19,1% – на Северную Америку, 12,7% – на Западную Европу. Таким образом, средние темпы прироста характеризуют, в первую очередь, Азиатско-Тихоокеанский регион. Рекордсменом по темпам прироста сейчас является Мексика.

Возможно, это кажется парадоксальным, но долю онлайн-коммерции в США оценивают в 9-10%, что и позволяет Amazon парировать выпады конгрессменов в адрес монопольного влияния компании.
Вполне солидный рынок объёмом 92,91 миллиард долларов приходится на Центральную и Восточную Европу - регион, включающий Россию.
По данным eMarketer, Россия по итогам 2019 года входила в десятку стран, лидирующих по темпам прироста оборота электронной коммерции. Темпы в нашей стране составляли 18,7%, незначительно уступая среднемировым 20,7%. Приведённый рейтинг демонстрирует, что азиатские рынки являются не только крупнейшими, но и наиболее быстрорастущими, а значит, их доля со временем будет увеличиваться.
На российской электронной коммерции специализируется отечественное агентство Data Insight. По его данным, средний рост интернет-торговли с 2011 по 2019 год (CAGR) составил 28%.
Data Insight оценивает рынок продаж российских магазинов российским покупателям через интернет в 2019 году в 1,72 триллиона рублей. При этом также исключены электронные платежи, трэвел, контент (включая игры) и лотереи. Ускорение роста в 2019 году исследователи объяснили инвестициями крупнейших игроков в рекламу, логистику и ассортимент. Лидирующие магазины (Wildberries, Ozon, Aliexpress, Beru, Goods, Аптека.ру) в прошлом году удвоили, а иногда и утроили выручку.
Data Insight выделяет несколько факторов дополнительного роста ("благодаря пандемии"), пять из которых, на мой взгляд, вполне убедительны:
1. Карантин досрочно привёл в российский онлайн 10 миллионов новых покупателей.
2. Изоляция вынудила потребителей сократить традиционный шоппинг и по этой причине увеличить как частоту онлайн-покупок, так и их объём.
3. Часть потребителей и по окончании изоляции продолжат покупать преимущественно онлайн.
4. Переход 5-7 миллионов человек на удалённую работу, в том числе их выезд из столиц в пригороды, сделал недоступным привычный ассортимент, который придётся заказывать онлайн.
5. Значительные инвестиции игроков рынка в онлайн, в особенности - в сегменте продуктов питания.
Исследователи Data Insight прогнозируют, что с 2019 по 2024 год российский рынок продаж материальных товаров через интернет вырастет с 1,7 до 7,2 триллиона рублей. Средние темпы прироста интернет-торговли с 2019 по 2024 год (CAGR) составят 33,2%. По мнению этих исследователей, в отсутствие эпидемии темпы прироста составляли бы только 26,6%.
Частью этого роста намерены стать все – и Delivery Club, и "Магнит", и AliExpress. Нет, конечно, это не значит, что они ринулись в онлайн, начитавшись отчётов Data Insight. Это исследование Data Insight построено по результатам анализа планов этих и других компаний. Рынок электронной коммерции быстро растёт, но его потенциал ещё очень далёк от исчерпания. Вся мировая розничная торговля, включая онлайн и офлайн, в этом году оценивается в 26 триллионов. По оценке eMarketer, на онлайн-продажи приходится сейчас в среднем всего лишь мирового 16,1% ритейла. Ожидается, что в 2023 году эта доля возрастёт до 22%. Темпы прироста рынка электронной коммерции будут незначительно снижаться с текущих 16,5% до 14,9% в 2023 году.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
