Почему утоп рубль? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Почему утоп рубль?

8 сентября 2020 | USD|RUB Миркин Яков
Не стоит забывать слово девальвация.

1) Мы в этом году стали зарабатывать намного меньше валюты. Основа стабильности рубля – большое положительное сальдо торгового баланса (превышение экспорта товаров над импортом). В этом году это сальдо упало больше, чем на 40% (январь – июнь, ФТС).

2) Видимо, крупный вывоз капитала из России, масса желающих расстаться с рублями, превратить их в валюту. Сбрасываются рубли, на них покупаются доллары и евро. Как это происходит? Например, в 2020 г. продолжает гаситься, уменьшаться внешний долг России (как государства, так и банков, и корпораций). Когда он гасится - платят валютой, закупают ее за рубли. Значит, больше спрос на нее, меньше спрос на рубли. Как результат, падение курса рубля. А если конкретней? В начале марта 2020 г. доля нерезидентов в облигациях федеральных займов– 34,9%, в начале августа – уже 29,8% (ЦБР). Покидают, продают за рубли, берут валюту.

Иностранцы выходят и из других рублевых активов. В конце 2019 г. международные фонды владели российскими акциями на 83,3 млрд долл., в конце июня 2020 г. – на 68,9 млрд. долл. (Московская биржа). Нерезидентов стало меньше на торгах акциями, но зато больше на рынке валюты и деривативов. Именно там, где финансовые рынки особенно буйствуют.

А зачем они это делают? Упал процент, стала меньше доходность рублевых активов, а риски в России возросли. И все делают привычное дело – уходят из рубля в валюту, шаг за шагом.

3) Российское население. В марте 2020 г. российскими банками было ввезено наличной валюты в Россию в 3 с лишним раза больше, чем в марте 2019 г. (ЦБР).

4) Пытается ли государство притормозить рубль? Кажется, что нет. Никакие резервы государства, чтобы поддержать рубль, по всей видимости, не затрагиваются. Международные резервы России не тратятся, не падают, как в прошлые кризисы. Наоборот, только увеличились (наверное, еще и за счет роста мировых цен на золото, его много в составе резервов), с 551 млрд долл. (20 марта) до 591 млрд долл. (21 августа) (ЦБР). Фонд национального благосостояния (это тоже резерв) – с 165 млрд долл. в марте до 177 млрд долл. в июле (Минфин).

Выгоден ли слабый рубль правительству?

Каждый может заглянуть в отчет об исполнении федерального бюджета на сайте Минфина. Доход федерального бюджета от ослабления рубля - 2,2 трлн руб. (январь - июль). Это так называемая курсовая разница. Без нее в этом году никак нельзя - она с лихвой покрывает накопленный дефицит бюджета (1,5 трлн руб.).

Падение курса рубля спасает сырьевые отрасли. Мировые цены на нефть и газ в долларах упали – но в рублях (после девальвации) остались теми же или даже выросли. Рублевая выручка сырьевой компании может даже стать больше, чем до кризиса. Ее затраты – в рублях. Значит, она – на плаву и никто не удивится, если она покажет прибыль.

Слабый рубль препятствует импорту. Производить внутри России дешевле, чем ввозить. После девальвации цены на импортные товары могут быть выше, чем на их аналоги «made in Russia». Невыгоднее вывозить капитал из страны (чтобы купит единицу валюты нужно потратить больше рублей). Мы все становимся беднее за рубежом – может стать выгоднее тратить дома.

Всё это – азбука экономики. Слабая национальная валюта – всем известное средство стимулировать рост, выходить из кризиса. Но, как и любое лекарство, хороша лишь в умеренных дозах. Наши личные карманы – это жертва. Девальвация, вспышка инфляции вслед за ней – это всегда «налог» на нас всех. И если 75 рублей за доллар – пока терпимо, то уход в зону «80 рублей за доллар», если это случится, был бы большим перебором.

1994, 1998, 2008 / 2009, 2014, 2018, 2020 годы – это всё точки взрывных девальваций рубля. Будем их помнить, будем прогнозировать, управляя нашими личными финансами.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter