Биг Мак мой, враг мой. Covid-19 вносит коррективы в популярные индексы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Биг Мак мой, враг мой. Covid-19 вносит коррективы в популярные индексы

15 января 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр
Российский рубль может укрепиться в 2021 году, а его слабость обусловлена временными факторами, считают аналитики Credit Suisse. Популярный индекс Big Mac от журнала Economist называет рубль одной из самых недооценённых валют. Экономисты согласны с этим, но к самому индексу относятся скептически. Пандемия также ставит крест на многих популярных индексах.

Новый экономический обзор, опубликованный банком Credit Suisse, предрекает, что российский рубль в 2021 году укрепится до уровня в 65-70 руб. за доллар США.

"Мы ожидаем, что рубль вернется к своему фундаментально обоснованному уровню в 2021 году. На наш взгляд, его слабость была вызвана временными факторами", - полагают аналитики банка, заявления которых приводит ТАСС.

Между тем, согласно популярному Индексу Биг Мака, рубль в числе самых недооценённых валют. Идея индекса, который проводит журнал Economist состоит в том, что один и тот же товар должен стоить одинаково во всех странах мира. В случае если этого не происходит, курс национальной валюты занижен или завышен.

Согласно опубликованному в понедельник индексу курс российской валюты занижен по отношению к "баксу" как минимум в три раза. Учитывая разницу в цене между Биг Маком в США и в России стоимость доллара должна быть менее 24 рублей, а не 74 рубля, как в настоящее время.

В одной кампании с рублем оказались украинская гривна, ее курс занижен на 61,1% по отношению к доллару, азербайджанский манат, курс которого ниже на 58,9%, молдавский лей c 48,7%. Курс китайского юаня занижен к доллару на 38,9%.

Комментируя последние данные индекса Big Mac в своем Facebook экономист Антон Любич называет его "не самой точной методикой". Однако, по его мнению, она отражает главное - "чудовищную недооценность рубля" как валюты: "И это не случайно. Это результат целенаправленной государственной экономической политики. Дешёвый рубль - это дешёвый труд. Деньги вообще по своему политэкономическому смыслу - всего лишь придуманная человечеством фикция, выражающая время: вкладываете время в труд - зарабатываете деньги, тратите деньги - получаете досуг и развлечения. Дешёвый рубль - свидетельство того, что ваше время не ценят. Оно малоценно", - пишет автор.

Аналитик отдела анализа акций ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев согласен с тем, что рубль недооценён, если оценивать российскую экономику с точки зрения ее фактического потенциала, однако, как отмечает эксперт, необходимо принимать во внимание целый ряд политических и структурных рисков: "Мы хронически находимся под санкциями и все это учитывается инвесторами, которые верить в рубль не спешат".

Замбийская квача правды не скажет

В свою очередь, директор Центра конъюнктурного мониторинга НИУ ВШЭ Георгий Остапкович относится к индексу Big Mac негативно: "Если бы основатели современной экономики Адам Смит и Дэвид Рикардо узнали бы о таком, они бы в гробу перевернулись. В Замбии Биг Мак стоит еще меньше, но разве можно говорить, что замбийская квача более недооценена, чем российский рубль?"

Однако, несмотря на скептицизм экономистов, индекс Big Mac по-прежнему в ходу. В этом году он празднует свое 35-летие. Впервые на страницах Economist он появился благодаря журналисту Паму Вуддалу, который опубликован статью о сравнительном курсе доллара и местной валюты к цене Big Mас. Советского рубля там правда еще не было по вполне прозаической причине. Первый "Макдональдс" появился в столице СССР лишь в январе 1990 года.

Несмотря на критическое отношение к индексу Big Mac он неплохо работает. Фаст-фуд хотя и ругают, но едят его многие, а в пандемию продажи подобной еды выросли в разы по всему миру. "Индекс Big Mac один из самых популярных и лучше всех понятен обывателю. Остальные индексы сложны, так как используют более профессиональные алгоритмы, которые простому человеку непонятны", - объясняет живучесть индекса Алексей Коренев.

При этом короновирус во многом "обнулил" старые индексы и дал рождение новым. Так во время экономического кризиса 2000 года в знаменитом парфюмерном концерне Estee Lauder придумали индекс помады. "Если женщины покупают меньше косметики, ситуация в экономике плохая. Губная помада дешевая, но придает женщинам шарм", - вспоминает о нем с нескрываемым скептицизмом Остапкович из ВШЭ.

Но кому нужна помада во времена пандемии, когда лицо закрыто маской?

Новым индикатором состояния потребительского поведения стал придуманный производителями брюк и костюмов. Из-за удаленной работы продажи брюк и костюмов в США резко упали. По данным исследовательской компании Global Data Retail, в период с апреля по июнь 2020 года продажи мужских костюмов cсократились в годовом выражении на 74%. По данным Adobe Analytics, многие стали одеваться лишь "наполовину" для участия в онлайн-конференции. Продажи брюк упали на 13% в период с марта по апрель 2020 года. Знаменитый бренд мужских костюмов Brooks Brothers, которая более 200 лет шила костюмы для американской знати, подала заявление о банкротстве.

В период пандемии популярностью стал пользоваться и другой немного шутливый показатель "индекс бороды". Если еще несколько лет назад модная у молодых людей "борода лесоруба" сильно ударила по производителям бритвенных принадлежностей, такими как P&G и Gillette, вторым ударом стало нежелание мужчин бриться сидя на "удаленке". Как отмечало маркетинговое агентство Nielsen, объёмы продаж бритвенных лезвий и бритв упали на 7,6% за 19-недельный период, закончившийся 11 июля, до $866,7 млн. Между тем, объёмы продаж электробритв, которые часто используют для ухода за бородой, за аналогичный период выросли на 16% и составили $99,2 млн.

Еще один из популярных индексов оценивал походы американцев в церковь. Их становилось больше во времена экономического кризиса, так как верующие искали утешения в походах в церковь. Однако в пик пандемии многие церкви по всему миру закрыли свои двери из-за санитарных норм. Впрочем, это популярное наблюдение, о котором много писали журналисты, было опровергнуто еще во времена экономического кризиса 2008 года. По данным опроса социологической службы Gallup, сделанном примерно в то время, 42% американцев сообщили, что посещают церковь еженедельно или почти каждую неделю. Эта цифра практически не отличалась от показателей 2007 года.

"Можно придумать любые индексы, но все они чреваты искажением реальности. Экономисты относятся к этому как в определенному сигналу, но не более. Хотя определенная зависимость есть, не стоит принимать ее за чистую монету", -уверен Остапкович из ВШЭ.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter