4 марта 2021 Financial Times
Некоторые страны могут столкнуться с трудностями, пытаясь следовать за развитыми странами в плане налогового стимулирования и поддержки со стороны центральных банков
Как политики в развивающихся странах принимают решения по поводу управления своими экономиками? Многие ориентируются на то, что делают в развитых странах. Существует тенденция подражания или «демонстрационный эффект»: меры, принимаемые правительствами развитых стран, образуют своеобразный список вариантов действий, из которых могут выбирать правительства развивающихся стран.
И сегодня этот факт осложняет прогнозирование. Развитые страны ослабляют политику, однако эта стратегия может плохо кончиться для стран с разивающейся экономикой.
На протяжении большей части нескольких последних десятилетий тенденция политиков EM-региона перенимать идеи из стран с развитой экономикой оказалась на удивление весьма полезной. Один из примеров — либерализация торговли. В 1960-е и 1970-е годы США и западноевропейские страны снижали тарифы и сокращали нетарифные барьеры в торговле. Увидев результаты, развивающиеся страны последовали их примеру в 1980-х и 1990-х годах, чтобы повысить темпы роста. Другой пример — таргетирование инфляции, которое в настоящее время осуществляется в ряде развивающихся экономик.
Международная экономическая интеграция и снижение инфляции в целом пошли на пользу развивающимся экономикам. Но не факт, что новейшие тенденции тоже им подойдут.
Почему богатым странам можно не волноваться
Сегодня развитые страны, с одной стороны, имеют перекос в сторону фискальных стимулов, а с другой — центральные банки снижают стоимость этого долга за счет покупки облигаций.
Такое подчинение центрального банка министерству финансов известно, как «фискальное доминирование». Эта политика была довольно распространена в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны, но постепенно утратила привлекательность. В 1970-х годах начала проявляться инфляция, что привело к эпохе «монетарного доминирования», когда центральные банки стали получать все больше и больше полномочий для контроля инфляции.
Теперь мир снова существует в условиях низкой инфляции, опять доминирует фискальная политика, а центральные банки идут на стимулирующие меры. Эта схема, похоже, отлично работает в богатых странах, где инвесторы по-прежнему проявляют интерес к государственному долгу, даже несмотря на то, что доходность стала намного ниже.
Но эти страны могут многое себе позволить, поскольку у них есть то, чего обычно не хватает развивающимся экономикам, — доверие к монетарной политике. И это проблема для таких стран, как Бразилия и ЮАР.
Эти две страны накопили огромные государственные долги: по оценкам Citi, бразильский долг составляет почти 95% ВВП, а южноафриканский — 75%. Такое большое долговое бремя вызывает особую тревогу, поскольку в этих странах долгосрочная процентная ставка с поправкой на инфляцию значительно выше, чем темпы роста экономики в обозримом будущем. Со временем этот разрыв между реальной процентной ставкой и реальными темпами роста приведет к проблемам.
Что делать развивающимся странам
Так почему же Бразилия или ЮАР не могут просто скопировать экономику других стран и заставить центральные банки покупать облигации, снизить долгосрочную процентную ставку до приемлемого уровня и продолжать наращивать расходы?
Дело в том, что из-за отсутствия у этих стран потенциала роста доверие к их деньгам снижается, инвесторы хотят получить компенсацию за риск владения бразильским или южноафриканским долгом. Если доходность снизится слишком сильно из-за интервенций центральных банков, инвесторы почувствуют себя незащищенными, что приведет к оттоку капитала и бесконечному ослаблению валют. В итоге, возможно, единственным вариантом будет остановить отток денег из страны за счет контроля за движением капитала.
В прошлом месяце правительство Индии, уже накопившее долг в размере около 90% ВВП, объявило о намерении поддерживать большой дефицит бюджета в течение нескольких лет, тогда как Резервный банк Индии начал скупать облигации, чтобы установить потолок доходности индийских облигаций на уровне 6% в номинальном выражении. Пока рынок настроен лояльно. Доверие к монетарной политике Индии пока не снизилось, во многом благодаря уверенности рынка, что страна сможет быстро расти в будущем.
Стоит пожелать удачи Индии, Бразилии и ЮАР, если они последуют за развитыми странами. Для инвесторов, интересующихся EM-рынками, поиск мест, где подражательная экономика все еще работает, может стать ценным навыком.
Автор статьи — глава отдела экономики на развивающихся рынках в Citi
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Как политики в развивающихся странах принимают решения по поводу управления своими экономиками? Многие ориентируются на то, что делают в развитых странах. Существует тенденция подражания или «демонстрационный эффект»: меры, принимаемые правительствами развитых стран, образуют своеобразный список вариантов действий, из которых могут выбирать правительства развивающихся стран.
И сегодня этот факт осложняет прогнозирование. Развитые страны ослабляют политику, однако эта стратегия может плохо кончиться для стран с разивающейся экономикой.
На протяжении большей части нескольких последних десятилетий тенденция политиков EM-региона перенимать идеи из стран с развитой экономикой оказалась на удивление весьма полезной. Один из примеров — либерализация торговли. В 1960-е и 1970-е годы США и западноевропейские страны снижали тарифы и сокращали нетарифные барьеры в торговле. Увидев результаты, развивающиеся страны последовали их примеру в 1980-х и 1990-х годах, чтобы повысить темпы роста. Другой пример — таргетирование инфляции, которое в настоящее время осуществляется в ряде развивающихся экономик.
Международная экономическая интеграция и снижение инфляции в целом пошли на пользу развивающимся экономикам. Но не факт, что новейшие тенденции тоже им подойдут.
Почему богатым странам можно не волноваться
Сегодня развитые страны, с одной стороны, имеют перекос в сторону фискальных стимулов, а с другой — центральные банки снижают стоимость этого долга за счет покупки облигаций.
Такое подчинение центрального банка министерству финансов известно, как «фискальное доминирование». Эта политика была довольно распространена в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны, но постепенно утратила привлекательность. В 1970-х годах начала проявляться инфляция, что привело к эпохе «монетарного доминирования», когда центральные банки стали получать все больше и больше полномочий для контроля инфляции.
Теперь мир снова существует в условиях низкой инфляции, опять доминирует фискальная политика, а центральные банки идут на стимулирующие меры. Эта схема, похоже, отлично работает в богатых странах, где инвесторы по-прежнему проявляют интерес к государственному долгу, даже несмотря на то, что доходность стала намного ниже.
Но эти страны могут многое себе позволить, поскольку у них есть то, чего обычно не хватает развивающимся экономикам, — доверие к монетарной политике. И это проблема для таких стран, как Бразилия и ЮАР.
Эти две страны накопили огромные государственные долги: по оценкам Citi, бразильский долг составляет почти 95% ВВП, а южноафриканский — 75%. Такое большое долговое бремя вызывает особую тревогу, поскольку в этих странах долгосрочная процентная ставка с поправкой на инфляцию значительно выше, чем темпы роста экономики в обозримом будущем. Со временем этот разрыв между реальной процентной ставкой и реальными темпами роста приведет к проблемам.
Что делать развивающимся странам
Так почему же Бразилия или ЮАР не могут просто скопировать экономику других стран и заставить центральные банки покупать облигации, снизить долгосрочную процентную ставку до приемлемого уровня и продолжать наращивать расходы?
Дело в том, что из-за отсутствия у этих стран потенциала роста доверие к их деньгам снижается, инвесторы хотят получить компенсацию за риск владения бразильским или южноафриканским долгом. Если доходность снизится слишком сильно из-за интервенций центральных банков, инвесторы почувствуют себя незащищенными, что приведет к оттоку капитала и бесконечному ослаблению валют. В итоге, возможно, единственным вариантом будет остановить отток денег из страны за счет контроля за движением капитала.
В прошлом месяце правительство Индии, уже накопившее долг в размере около 90% ВВП, объявило о намерении поддерживать большой дефицит бюджета в течение нескольких лет, тогда как Резервный банк Индии начал скупать облигации, чтобы установить потолок доходности индийских облигаций на уровне 6% в номинальном выражении. Пока рынок настроен лояльно. Доверие к монетарной политике Индии пока не снизилось, во многом благодаря уверенности рынка, что страна сможет быстро расти в будущем.
Стоит пожелать удачи Индии, Бразилии и ЮАР, если они последуют за развитыми странами. Для инвесторов, интересующихся EM-рынками, поиск мест, где подражательная экономика все еще работает, может стать ценным навыком.
Автор статьи — глава отдела экономики на развивающихся рынках в Citi
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу