"Мусорная реформа" буксует из-за нехватки финансирования » Элитный трейдер
Элитный трейдер


"Мусорная реформа" буксует из-за нехватки финансирования

29 марта 2021 ИХ "Финам" Баранов Дмитрий
Утилизация отходов. Реформирование этой сферы будет продолжительным, до раздельного сбора мусора и его полной сортировки далеко. Начатая несколько лет назад реформа обращения с отходами забуксовала, попробуем разобраться в причинах, понять, в состоянии ли она достигнуть намеченных целей.

Начало изменений было оптимистичным: в рамках национального проекта "Экология" стартовал федеральный проект "Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами", который описывал проблемы в этой сфере, предлагал пути решения. В начале 2019 года была создана публично-правовая компания "Российский экологический оператор" (ППК РЭО), организация, на которую была возложена роль координатора. В субъектах были согласованы территориальные схемы обращения с отходами, были выбраны региональные операторы, компании, на которые возложили следующие задачи: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. За два года удалось достигнуть определённых результатов, в частности, в стране увеличилось количество твёрдых отходов.

Так, согласно данным Росстата, в 2020 году за год было вывезено 336 207,7 тысяч кубических метров твёрдых коммунальных отходов, что на 10,45% больше чем в 2019 году. Когда их было вывезено 304 396,1 тысяч кубометров. С одной стороны, эти данные можно оценить положительно, ведь раз отходов вывезено больше, значит, в стране стало чище, однако не всё так просто. С точки зрения изменения обращения с отходами, рационального их использования, уменьшения загрязнений, всё не так хорошо. По данным Росстата на объекты, используемые для обработки отходов, было вывезено лишь 81 827,95 тысяч кубометров твёрдых коммунальных отходов. Да, это почти на 66% больше, чем в 2019 году, когда на такие объекты было вывезено 49 341,3 тысячи кубометров ТКО, но их образовалось гораздо больше, поэтому необходимо увеличивать переработку. В стране перерабатывают не более 17-25% отходов в зависимости от региона, а остальное, как и прежде, поступает на захоронение на различные полигоны, которых в стране насчитывается порядка 11 тысяч. Это ставит под сомнение возможность достижения 36% показателя утилизации отходов (то есть использования их для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг) к 2024 году.

"Мусорная" реформа идёт непросто по многим направлениям. На сегодняшний день в стране уже создано 176 региональных операторов, организаций ответственных за обращение с ТКО от контейнерной площадки до полигона, которые работают в 283 зонах деятельности. Однако их возможности по переработке отходов пока ограничены, так как им не хватает сортировочных мощностей. Их строят недостаточно из-за нехватки средств, трудностей с привлечением на них персонала ("мусор грязный, дурно пахнет" и так далее) и нежелания жителей многих населённых пунктов иметь таких "соседей". Однако жить в чистоте хотят многие, и, например, оплата услуг по вывозу мусора в последние годы наладилась. Так, по данным ППК РЭО в 2020 году собираемость платежей за вывоз отходов составила 85,7% (в 2019 году – 77,7%). В 27 субъектах этот показатель составил более 90% по итогам 2020 года. В 32 субъектах платежная дисциплина зафиксирована на уровне от 80 до 90%, в 21 субъекте она составила менее 80%. Однако проблема в том, что в большинстве регионов страны инвестиционная составляющая в тарифе на вывоз мусора отсутствует, что ограничивает создание сортировочных комплексов. По мнению главы ППК РЭО Дениса Буцаева, если бы она была включена, то суммы в платежках могли бы вырасти на 10-15%. Однако концепция реформы не предусматривает, что необходимые отрасли средства будут целиком финансироваться из тарифа для населения.

Реформа обращения с отходами предусматривает увеличение числа сортировочных мощностей в стране, однако их пока недостаточно. По данным ППК РЭО в 2020 году были введены объекты по обращению с бытовыми отходами в 19 регионах страны. Среди них – пять объектов по обработке и утилизации отходов, 28 сортировочных предприятий, четыре объекта по утилизации общей мощностью обработки 3,6 млн тонн и утилизации 825,9 тыс. тонн в год. На сегодняшний день в России действует более 200 объектов обработки (сортировки) отходов, на которых применяются ручные и автоматизированные технологические линии. При этом удельный вес автоматизированных линий с использованием различных видов динамических и магнитных сепараторов в общем количестве предприятий превышает 50%. А всего, согласно проекту "Экология", в стране к 2024 году должно быть построено более 200 мусоросортировочных заводов, кроме того, часть уже существующих заводов предстоит модернизировать, оснастить современным оборудованием.

Недостаточными темпами происходит в стране и внедрение раздельного сбора мусора. По данным министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды), по состоянию на декабрь 2020 года охват населения Российской Федерации раздельным сбором отходов составляет 26%. На 80 тысячах контейнерных площадок, приспособленных для раздельного сбора мусора, на сегодняшний день установлено 92 тысячи баков, однако их требуется больше в несколько раз. По оценкам ППК РЭО регионам их нужно свыше 470 тысяч штук, причём на приобретение необходимо 5,5 млрд рублей. Правительство поставило перед ППК РЭО амбициозную цель – довести в 2021 году долю россиян, участвующих в раздельном сборе, до 42% или в 1,6 раз больше, чем в прошлом году. Учитывая нынешнее положение дел, маловероятно, что удастся достичь этого показателя. Соответственно, вызывает сомнение и то, что к 2030 году на сортировку будет направляться 100% твёрдых коммунальных отходов. Для достижения этого показателя нужно приложить значительные усилия, в первую очередь, речь идёт об информировании населения, образовании его в вопросах раздельного сбора мусора, внедрении в общество идеи осознанного потребления. Также необходимо создание в регионах инфраструктуры, необходимой для раздельного сбора отходов.

Есть несколько причин того, почему реформа обращения с отходами проходит недостаточно быстро. Во-первых, это нехватка денег на мероприятия в рамках реформы, как в федеральном бюджете, так и в региональных бюджетах. Во-вторых, некоторые решения, касающиеся отходов, были недостаточно проработаны, что потребовало их изменений, замедлило ход реформы. В-третьих, возникло некоторое непонимание целей и задач реформы, как со стороны населения, так и бизнеса, что потребовало дополнительных разъяснений со стороны властей. В числе мер, тормозящих реформу, можно назвать недостаток мер поддержки участников отрасли, излишнюю бюрократию. И всё же основной проблемой для перемен в этой сфере является нехватка финансовых ресурсов. Причём дело не только в том, что из разных бюджетов выделяется мало средств на эти цели, но и в особенностях данного бизнеса. Дело в том, что система обращения с твёрдыми коммунальными отходами не является высокомаржинальным бизнесом, у неё длительные сроки окупаемости. Поэтому региональным операторам трудно привлечь деньги на рынке, они представляют небольшой интерес для финансовых структур.

Возможным выходом для них, как ни парадоксально это прозвучит, может стать фондовый рынок. Выпуск ценных бумаг и последующее их размещение на бирже может дать компаниям необходимые средства для развития бизнеса, проведения реформы. А инвесторы могут получить привлекательный инструмент компании с понятным бизнесом, стать совладельцами актива, который стремится сделать чище тот или иной регион. Не исключено, что через какое-то время мы увидим некоторых региональных операторов, которые пойдут на первичное размещение, а за ними могут последовать и другие такие же компании, а их в стране почти 180 единиц.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter