Палладий и платина. Цены, рынки, прогнозы и мнения » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Палладий и платина. Цены, рынки, прогнозы и мнения

30 марта 2021 Precious metals Нечаев Андрей
Продолжаю мартовский цикл материалов о рынках платиноидов, поскольку, как я писал в статье «Платина. Рынки, цены, прогнозы и мнения»: «Многие спекулянты и инвесторы продолжают обращать сейчас пристальное внимание на металлы платиновой группы (#PGMs), поскольку ожидания восстановления экономики после пандемии, а также внедрение новых «зелёных» и прочих технологий предполагают увеличение их использования в различных отраслях промышленности. В последнее время попеременно росли все PGMs - #платина, #палладий, #родий, а теперь ещё и #иридий, #индий и #рутений». Цены на палладий и платину в последние недели продолжают оставаться крайне волатильными и по-прежнему пока сложно оценить их дальнейший тренд в кратко- , средне- и долгосроке. Здесь хочу ещё раз отметить, что и добыча, и потребление практически всех PGMs взаимосвязаны. Поэтому надобно рассматривать их в комплексе.

ГМК «Норильский никель» вчера сообщил, что остановил приток воды в руднике "Октябрьский" и подтверждает планы полностью возобновить добычу на рудниках "Октябрьский" и "Таймырский" в первой декаде мая и в начале июня соответственно. «Реализация второго этапа завершена 25 марта: сооружены дополнительные гидроизоляционные перемычки, соседние выработки заполнены закладочной смесью, выполнен спуск воды. 27 марта после набора прочности закладочной смеси приток воды остановлен путём закрытия запорной арматуры. Всего за два этапа в горные выработки заложено более 32 тысяч тонн бетонной смеси», — сообщает «Норникель».

«Третий этап плана предусматривает комплекс работ по восстановлению штатной работы рудников. В соответствии с ним рудник "Октябрьский" (объём добычи — 5 млн тонн руды в год) полностью восстановит добычу в первой декаде мая, возобновление добычи на руднике "Таймырский" (4,3 млн тонн руды в год) намечено на начало июня», — отмечается в сообщении. Вообще, относительно цен на PGMs и особенно объёмов их добычи, предложения и спроса на них сейчас есть несколько интересных мнений и позиций различных аналитиков и производителей.

Скажем, по состоянию на 23 марта стоимость родия в компании Johnson Matthey составила $ 29,8 тыс. за унцию. Цена родия у Engelhard Materials Services (BASF) составила $ 30 тыс. за унцию, что на 22,5% выше котировок от 16 марта. Цена на иридий выросла до $ 6 тыс. за унцию. Это делает его более чем в три раза дороже золота. Сейчас, согласно данным Johnson Matthey, иридий стоит $ 6000 за унцию (28,3495 г). То есть он почти в три раза дороже золота, которое стоит $ 1734 за тройскую унцию (31,1035 г). Спрос на иридий не поспевает за предложением, цены растут.

Палладий и платина. Цены, рынки, прогнозы и мнения


Аналитики SFA (Oxford) отмечают: «Перспектива дефицита предложения также способствовала росту цен на другие металлы платиновой группы. Палладий сейчас примерно на 9% ниже исторического максимума, родий на [прошлой] неделе достиг рекордных 29,8 тыс. за унцию, а рутений поднялся до почти 13-летнего максимума». Мировое производство иридия составляет лишь около 250 тыс унций, или чуть более 7 тонн в год. В этом плане добыча PGMs в ЮАР и доходы от добычи 4E PGMs против затрат на различных рудниках становятся актуальными для инвесторов.

По словам главы департамента драгоценных металлов исследовательской компании Afriforesight Пирсона Мурури, в прошлом высокие цены на родий не стимулировали производство платиноидов, так как ранее платина доминировала в данном комплексе металлов в ЮАР. «Низкие цены на платину в последние 5 лет вызвали снижение инвестирования в новые проекты и не способствовали росту производства, – отметил г-н Мурури. – Вместе с тем цена платины, как ожидается, будет расти».

«Тем временем доля родия в выручке производителей PGMs увеличилась с уровня менее 5% в 2016 году до приблизительно 50% в настоящее время, вследствие чего родий становится важной темой и фактором принятия инвестиционных решений». Г-н Мурури подчеркнул, что наблюдается рост вложений денег в старые проекты и расширение новых на месторождениях, содержащих руду с повышенным содержанием родия. «Ожидается запуск новых проектов, в частности проекта Sibanye-Stillwater K4 с производительностью 250 тыс. унций PGMs в год с 2022 года и СП African Rainbow Minerals и Amplats Two Rivers Merensky с производственной мощностью 180 тыс. унций PGMs в год.

Кроме того, мы ожидаем объявлений о запуске новых проектов с 2024 года. Несмотря на прогнозы улучшения ситуации с предложением, мы, однако, полагаем, что родий будет находиться в дефиците до 2025 года», – считает Мурури. Он также прогнозирует, что поставки рециклированного родия должны серьёзно вырасти в 2021 году, поскольку рост цен на PGMs стимулирует заготовку и переработку автомобильного лома. «Высокие цены на медь и сталь также делают утилизацию автомобилей привлекательной, – отметил г-н Мурури. – Количество краж каталитических конвертеров с автомобилей будет продолжать расти вследствие роста цен на PGMs, однако влияние этого на поставки автолома на переработку должно остаться минимальным».

На эту же тему заглавная статья очередного еженедельного обзора рынков ДМ Heraeus Precious Appraisal Edition 11 | 29.03.2021: «History repeating itself for PGM demand? Covid continues to hit EU auto sales» (История повторяется для спроса на PGMs? Covid продолжает лидировать в продажах автомобилей в ЕС)

В прошлом году мы впервые сообщили о закрытии шахт в Южной Африке, новостях о приостановке производства автопроизводителями и резком падении продаж автомобилей по всему миру. Спустя двенадцать месяцев перспективы спроса остаются хрупкими, в то время как шок от нехватки предложения практически нормализовался. На автомобильный рынок Западной Европы в 2019 году пришлось 1 млн унций платины, 1,6 млн унций палладия и 290 тыс. унций родия.

Регистрация новых легковых автомобилей в Западной Европе снизилась на 30% в первые два месяца 2021 года по сравнению с декабрём 2020 года (источник: ACEA, SMMT), поскольку ограничения из-за Covid по-прежнему серьёзно сказываются на спросе. Пока в этом году спрос упал на большинстве основных рынков по сравнению с концом 2020 года: Испания (-53%), Великобритания (-47%), Германия (-42%) и Франция (-30%). Италия - единственный рынок, на котором в 2021 году было зафиксировано улучшение по сравнению с предыдущим месяцем (+ 16%). Спустя более чем год после объявления о вспышке коронавируса и введения режима изоляции в большей части Европы в регионе наблюдается очередной всплеск заболеваемости. Если дилерские центры снова будут вынуждены закрыться, то может произойти дальнейшее сокращение продаж.



Прогноз продаж на 2021 год уже снижен на 100 тыс. единиц с начала года (источник: LMC Automotive) из-за слабого спроса и продолжающихся ограничений. Ожидается, что медленное внедрение вакцин замедлит выздоровление региона. Автопроизводители также столкнутся с дальнейшими потенциальными неудачами из-за нехватки полупроводников, которая, по прогнозам, сократит производство легковых автомобилей в Европе на 150 тыс. единиц в первом квартале 2021 года и еще на 60 тыс. единиц во втором квартале. Автопроизводители сократили свои заказы на полупроводниковые микросхемы в соответствии с сокращением продаж автомобилей в прошлом году, но затем были задержки поставок, когда заказы на автомобили восстановились.

Поставки ещё больше сократились из-за недавних сбоев в электроснабжении в Техасе, в результате которых было остановлено производство на трёх крупных заводах по производству микросхем, а также из-за крупного пожара на одном из заводов Renesas в Японии. Ожидается, что уровень производства автомобилей нормализуется, а потерянные объёмы должны быть восстановлены ко второй половине года за счёт того, что производственные мощности останутся задействованными во время традиционных летних отпусков, но любая дальнейшая задержка с поставками микросхем после третьего квартала может повлиять на показатели продаж за весь год.

Дальнейшее падение спроса из-за падения производства и продаж автомобилей в Европе, на этот раз без сокращения предложения от шахтёров, способного компенсировать это, рискует подтолкнуть рынок платины к ещё большему профициту (например, в инвестиции) в 2021 году и замедлить темпы роста цен на металл.




В то же время True Car ожидает, что в США общий объём продаж новых автомобилей достигнет 1,46 млн единиц в марте 2021 года, что на 42% больше, чем год назад, и на 13% больше, чем в феврале 2021 года. С поправкой на то же количество дней продаж, это приведёт к увеличению годовых продаж с сезонной корректировкой (SAAR) до 16,4 млн единиц. По оценкам JD Power и LMC Automotive, общий объём продаж в США в первом квартале составит 3,77 млн единиц, что на 8,7% больше, чем в первом квартале 2020 года, но на 4,9% меньше, чем в первом квартале 2019 года, когда было продано 3,97 млн единиц.

«Очень высокий спрос на новые автомобили среди американских домохозяйств, наблюдавшийся в январе и феврале, сохраняется и в марте, а это означает, что в первом квартале будут побиты несколько рекордов производительности», - заявил Томас Кинг, президент JD Power по данным и аналитике. В целом прогноз розничных продаж на 2021 год остается позитивным. Ожидается, что высокие объёмы продаж в сочетании с высокими ценами сделок и прибыльностью сохранятся, поскольку отрасль демонстрирует большую устойчивость, несмотря на остаточные проблемы пандемии.

«За последние 10 дней на автомобильном рынке наступила абсолютная весна», - сказал главный экономист Cox Automotive Джонатан Смоук. «По сравнению с прошлым годом это слишком просто. Когда мы смотрим на уникальные кредитные заявки по DMA, две трети рынков США имели больше розничных продаж на прошлой неделе, чем на той же неделе в 2019 году », - сказал он.

Тем не менее, продолжают появляться заявления автопроизводителей о разработках с целью замены дорогого палладия платиной в автомобильных конвекторах. Учитывая значительную и продолжительную разницу в ценах на палладий и платину за последние несколько лет, а также прогноз устойчивого дефицита палладия на рынке, становится всё более актуальной необходимость замены палладия на платину в трехкомпонентных катализаторах (TWC) для автомобилей с бензиновым двигателем.

В прошлом году компания Sibanye-Stillwater (SSW) объявила о сотрудничестве с Impala Platinum в финансировании исследований и разработок катализатора, который может частично заменить палладий на платину в бензиновых легковых автомобилях. По оценкам SSW, к 2025 году замещение составит более 1 млн унций. Это было подтверждено представителем BASF на отраслевом собрании на прошлой неделе, который отметил, что триметаллический катализатор начинает получать признание.

Новый катализатор хорошо подходит для OEM-производителей с большим портфелем внедорожников и пикапов (в основном для рынка США), которые выиграют от замены из-за большого количества PGMs в катализаторах этих транспортных средств. Первоначальный уровень замещения уже включён некоторыми в краткосрочные прогнозы рыночного баланса. Однако 1 млн унций замещения к 2025 году приведёт к увеличению спроса на платину более чем на 10% и потенциально может привести рынок палладия к профициту, а рынок платины - к дефициту. В этом случае цена на платину, вероятно, будет выглядеть лучше, чем на палладий.

Однако пока, в этом году, ожидается, что цена на палладий останется высокой. Цена на платину сейчас находится в периоде консолидации после резкого роста и может ещё некоторое время торговаться в боковом тренде с возможным понижением. Поскольку цена на #золото пока тоже торгуется в боковике и возможна её нисходящая коррекция, платина вызывает интерес у инвесторов, и активы инвесторов в глобальных платиновых #ETF продолжают расти.

https://ru-precious-met.livejournal.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter