22 июня 2021 ИХ "Финам" Коренев Алексей
Минтруд предложил создать новую форму занятости, которая уже сейчас коснется 2,5 млн человек. А в перспективе может оказаться одной из самых массовых. Какие проблемы ждут нас на пути реализации этой системы?
Появилась новость, которая приободрила целую армию самозанятых, работающих не по контрактам с непосредственным заказчиком, а посредством всевозможных агрегаторов и иных интернет-платформ. Мол, Минтруд разрабатывает пакет законов, где подобные формы занятости будут определены как отдельная форма труда со всеми вытекающими для честного трудящегося последствиями в виде соцзащиты, пенсии, ежегодных отпусков и т. д. Публикация (а информация вышла одновременно в нескольких ведущих СМИ) вызвала мгновенный отклик. Оно и понятно – только за последние 8 месяцев число самозанятых в стране выросло более, чем вдвое – с 1 до 2,4 млн человек. И, как прогнозируют эксперты, в ближайшие три года эта цифра может, как минимум, еще раз удвоиться, а к 2030 году – достигнуть отметки в 10-11 млн человек. Ну что ж, давайте предметно разбираться, что предлагается, на каких условиях, и насколько оно в принципе реализуемо. Ибо, видится мне, подводных камней тут будет немало.
Первое, с чего стоит начать: никакой закон как таковой еще не принят. Есть только предложение рассмотреть эту тему и, если что-то получается, начать работать в этом направлении. Так что кидать на радостях в небо чепчики еще рано. Откуда вообще возникла мысль легализовать эту категорию трудящихся, выделив их в некую отдельную касту? Тут все ясно: те, кто работают через агрегаторов или иные платформы, сводящие подрядчика и получателя услуг – а это таксисты, репетиторы, курьеры, всевозможные мастера и мелкие производители – представляют из себя целую армию занятых, не имеющих непосредственного контакта с конечным потребителем. Они контактируют лишь с этим самым агрегатором, а тот, в свою очередь, никаких обязательств, кроме поиска контакта между подрядчиком и конечным получателем продукта (услуги) не несет. Соответственно, в его обязанности не входит ни сбор взносов в фонды (ПФР, ФМС, ФСС), ни предоставление отпусков, никакая иная социальная защита. Он контакт нашел, передал, комиссию за это получил – все! Его работа сделана. В результате вся эта армия трудящихся, обеспечивающих себя занятостью самостоятельно, кроме услуги агрегатирования запросов от потребителей, оказывается один на один с любыми превратностями судьбы. Начиная от отпуска по беременности и родам или временной нетрудоспособностью и заканчивая помощью от государства в случае каких-то катаклизмов. Очевидно, что если мы хотим жить в социально ориентированном государстве, проблему надо как-то решать. Вот и придумали в Минтруда создать новую форму занятости, когда мелкий частник, работая на себя, но пользуясь услугами агрегирующих платформ, будет включен в некий реестр профессий, учитываемых ведомством со всеми вытекающими последствиями.
Не сомневаюсь, что найдется немало скептически настроенных самозанятых, которым идея не понравится или уже не понравилась. Несмотря на все очевидные плюсы, они наверняка разглядят в ней попытку усиления контроля над ними, возможного давления в будущем в части ужесточения каких-то норм, и практически наверняка – в стремлении государства тотально контролировать денежные потоки с целью повышения собираемости налогов. Эти страхи понять можно. Но, как показал опыт еще самой первой волны пандемии коронавируса, они быстро исчезают, когда трудящиеся попадают в тяжелое финансовое положение, без возможности рассчитывать хоть на какую-то помощь со стороны государства (именно поэтому так резко выросло число официально оформившихся самозанятых). Думаю, большинству идея создания новой формы занятости понравится. Особенно, если параллельно с ней появятся полноценные, толковые и работоспособные профсоюзы, способные защищать права этой категории работников.
На повестке дня, полагаю, остаются три важных вопроса. Первый: изменение законодательства с целью приведения его в соответствие с нововведениями. И, учитывая потенциальный объем работы, это может оказаться непростой процедурой, так как менять придется действительно очень многое: не только Трудовой кодекс, но и немалую часть документации, касающуюся формирования и расходования средств фондов социальной, медицинской и пенсионной поддержки и пр. Вторая проблема – техническая. Предстоит создать эффективно и безошибочно работающую систему, учитывающую эти связанные между собой воедино три ипостаси – государство, трудящихся и агрегаторов. И чтобы все это работало без сбоев и косяков. И если с законодательством уже есть кое-какое представление, что и в какую сторону надо менять, то вот масштабы работы и затраты на них по второму вопросу пока даже специалисты не берутся оценивать. Хотя бы примерно. Третья проблема напрашивается сама собой: как отсечь от всего этого мошенников, которые наверняка появятся в немалом количестве и попытаются незаконно воспользоваться заявленными преференциями со стороны федеральных структур. Да и не только мошенников. Сами самозанятые не должны иметь технической возможности где-то обмануть систему и получить лишнее (полагаю, государство уже тоже об этом сильно задумалось и немножко поёжилось, прикидывая масштаб работы). Так или иначе, должна быть создана с нуля система администрирования для учета, контроля и реализации работы с новой формой занятости. И соответствующей социальной поддержки, которая обещана тем, кто в этой области трудится.
Резюмируя, стоит отметить, что сама по себе идея необыкновенно интересная, если, конечно, будет использоваться строго по назначению. На пути тех, кто будет её реализовывать, стоит столько непростых задач, что сейчас даже навскидку не получится сказать, когда это все может заработать и сможет ли вообще. Уж слишком большую по численности, непростую в управлении и в целом проблемную категорию трудящихся предполагается взять под тёплый материнский контроль со стороны государства.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Появилась новость, которая приободрила целую армию самозанятых, работающих не по контрактам с непосредственным заказчиком, а посредством всевозможных агрегаторов и иных интернет-платформ. Мол, Минтруд разрабатывает пакет законов, где подобные формы занятости будут определены как отдельная форма труда со всеми вытекающими для честного трудящегося последствиями в виде соцзащиты, пенсии, ежегодных отпусков и т. д. Публикация (а информация вышла одновременно в нескольких ведущих СМИ) вызвала мгновенный отклик. Оно и понятно – только за последние 8 месяцев число самозанятых в стране выросло более, чем вдвое – с 1 до 2,4 млн человек. И, как прогнозируют эксперты, в ближайшие три года эта цифра может, как минимум, еще раз удвоиться, а к 2030 году – достигнуть отметки в 10-11 млн человек. Ну что ж, давайте предметно разбираться, что предлагается, на каких условиях, и насколько оно в принципе реализуемо. Ибо, видится мне, подводных камней тут будет немало.
Первое, с чего стоит начать: никакой закон как таковой еще не принят. Есть только предложение рассмотреть эту тему и, если что-то получается, начать работать в этом направлении. Так что кидать на радостях в небо чепчики еще рано. Откуда вообще возникла мысль легализовать эту категорию трудящихся, выделив их в некую отдельную касту? Тут все ясно: те, кто работают через агрегаторов или иные платформы, сводящие подрядчика и получателя услуг – а это таксисты, репетиторы, курьеры, всевозможные мастера и мелкие производители – представляют из себя целую армию занятых, не имеющих непосредственного контакта с конечным потребителем. Они контактируют лишь с этим самым агрегатором, а тот, в свою очередь, никаких обязательств, кроме поиска контакта между подрядчиком и конечным получателем продукта (услуги) не несет. Соответственно, в его обязанности не входит ни сбор взносов в фонды (ПФР, ФМС, ФСС), ни предоставление отпусков, никакая иная социальная защита. Он контакт нашел, передал, комиссию за это получил – все! Его работа сделана. В результате вся эта армия трудящихся, обеспечивающих себя занятостью самостоятельно, кроме услуги агрегатирования запросов от потребителей, оказывается один на один с любыми превратностями судьбы. Начиная от отпуска по беременности и родам или временной нетрудоспособностью и заканчивая помощью от государства в случае каких-то катаклизмов. Очевидно, что если мы хотим жить в социально ориентированном государстве, проблему надо как-то решать. Вот и придумали в Минтруда создать новую форму занятости, когда мелкий частник, работая на себя, но пользуясь услугами агрегирующих платформ, будет включен в некий реестр профессий, учитываемых ведомством со всеми вытекающими последствиями.
Не сомневаюсь, что найдется немало скептически настроенных самозанятых, которым идея не понравится или уже не понравилась. Несмотря на все очевидные плюсы, они наверняка разглядят в ней попытку усиления контроля над ними, возможного давления в будущем в части ужесточения каких-то норм, и практически наверняка – в стремлении государства тотально контролировать денежные потоки с целью повышения собираемости налогов. Эти страхи понять можно. Но, как показал опыт еще самой первой волны пандемии коронавируса, они быстро исчезают, когда трудящиеся попадают в тяжелое финансовое положение, без возможности рассчитывать хоть на какую-то помощь со стороны государства (именно поэтому так резко выросло число официально оформившихся самозанятых). Думаю, большинству идея создания новой формы занятости понравится. Особенно, если параллельно с ней появятся полноценные, толковые и работоспособные профсоюзы, способные защищать права этой категории работников.
На повестке дня, полагаю, остаются три важных вопроса. Первый: изменение законодательства с целью приведения его в соответствие с нововведениями. И, учитывая потенциальный объем работы, это может оказаться непростой процедурой, так как менять придется действительно очень многое: не только Трудовой кодекс, но и немалую часть документации, касающуюся формирования и расходования средств фондов социальной, медицинской и пенсионной поддержки и пр. Вторая проблема – техническая. Предстоит создать эффективно и безошибочно работающую систему, учитывающую эти связанные между собой воедино три ипостаси – государство, трудящихся и агрегаторов. И чтобы все это работало без сбоев и косяков. И если с законодательством уже есть кое-какое представление, что и в какую сторону надо менять, то вот масштабы работы и затраты на них по второму вопросу пока даже специалисты не берутся оценивать. Хотя бы примерно. Третья проблема напрашивается сама собой: как отсечь от всего этого мошенников, которые наверняка появятся в немалом количестве и попытаются незаконно воспользоваться заявленными преференциями со стороны федеральных структур. Да и не только мошенников. Сами самозанятые не должны иметь технической возможности где-то обмануть систему и получить лишнее (полагаю, государство уже тоже об этом сильно задумалось и немножко поёжилось, прикидывая масштаб работы). Так или иначе, должна быть создана с нуля система администрирования для учета, контроля и реализации работы с новой формой занятости. И соответствующей социальной поддержки, которая обещана тем, кто в этой области трудится.
Резюмируя, стоит отметить, что сама по себе идея необыкновенно интересная, если, конечно, будет использоваться строго по назначению. На пути тех, кто будет её реализовывать, стоит столько непростых задач, что сейчас даже навскидку не получится сказать, когда это все может заработать и сможет ли вообще. Уж слишком большую по численности, непростую в управлении и в целом проблемную категорию трудящихся предполагается взять под тёплый материнский контроль со стороны государства.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу