Часто говорят о западных бизнесменах, сколотивших состояние благодаря своим талантам. Однако в дореволюционное время были гении и у нас. Один из них — купец Александр Васильевич Чичкин. Его считают основателем молочной промышленности в России, а затем и в СССР.
Хотя Чичкин был миллионером, советская власть его пощадила: поставила во главе отрасли и часто обращалась за профессиональным мнением бывшего «молочного короля». А японцы даже внедрили систему менеджмента, придуманную российским промышленником, и считают её основой произошедшего в их стране «экономического чуда».
Детские годы и учёба
Александр Чичкин появился на свет в 1862 г. в селе Коприно Ярославской губернии. Его отец был лоцманом: водил суда по Волге. Сегодня малая родина предпринимателя скрыта на дне Рыбинского водохранилища. Раньше это было крупное поселение, где жили восемь тысяч человек. В Коприне были развиты промыслы, в том числе сыроварение.
С малых лет Александра интересовало производство молочных продуктов. В год его рождения в селе была организована первая в стране крестьянская артельная сыроварня. Её основали Николай Верещагин (общественный деятель, создатель отрасли масло- и сыроделия) и Владимир Бландов (купец, владелец молочной фермы).
После отмены крепостного права пользовались популярностью идеи общинного крестьянства. Верещагин, ярый поклонник народнического движения, обучался сыроварению в Швейцарии, а когда вернулся на родину, стал учить этому делу крестьян. Знающих людей для работы не хватало, поэтому совместно со своим партнёром Бландовым он стал открывать школы. В них, кроме обычных предметов, изучали секреты производства молочных продуктов.
Одним из их учеников был Александр Чичкин, любознательный и активный. На него обратил внимание Владимир Бландов. В дальнейшем купец активно участвовал в судьбе способного мальчика. При его содействии Александр окончил реальное училище в Москве, а затем Петровскую сельскохозяйственную академию (сегодня — Российский государственный аграрный университет — МСXА имени К. А. Тимирязева).
Юноша подавал большие надежды, и Владимир Бландов отправил его на трёхлетнюю стажировку в Институт Пастера в Париже. Благодаря своему протектору Александр Чичкин получил блестящее образование и считался одним из лучших специалистов.
Молочных дел мастер
Первый магазин
Естественно, что Бландов ожидал от Александра отдачи, и первым местом работы молодого человека стала лавка молочных продуктов купца. Вскоре Чичкин женился на его дочери.
Тесть помог Александру получить беспроцентный заём на открытие специализированного молочного магазина, первого в Москве. В те времена ассортимент подобных торговых точек состоял только из сыров, а молоко продавали с рук. Александр Чичкин изменил ситуацию — в его лавке на Петровке 17 стали торговать всеми видами молочных продуктов. Позже предприниматель занялся и их производством.
Александр Чичкин, обучаясь в Париже, видел, как нужно отбирать хорошую продукцию: качество стало визитной карточкой его магазина. Здесь торговали только свежим непастеризованным молоком. Товар на продажу завозили утром, а вечером оставшееся молоко демонстративно выливали в канализацию. Таким способом владелец магазина показывал, что продаёт только свежую продукцию. Его план сработал — молочная лавка Александра Чичкина быстро стала популярна у москвичей.
Большое внимание промышленник уделял обслуживанию и чистоте. Чтобы подчеркнуть порядок, в интерьере лавки использовался белый цвет, работники носили светлую форму. Все помещения каждый день мылись с содой и мылом, а металлические ручки блестели, как на военном корабле. Уборкой занимались сами сотрудники молочной лавки.
Особенно интересовали купца Александра Чичкина инновации. Именно в его магазине появился первый в Москве кассовый аппарат, благодаря которому торговля стала ещё более организованной. Продукцию развозили на грузовых автомобилях, которых в столице до появления «молочного короля» не было.
В штате промышленника состояли отряды ревизоров, которые могли нагрянуть с неожиданной проверкой в любой из магазинов. Они оценивали качество и свежесть продукции, работу продавцов. На основании результатов ревизии принимались кадровые решения.
Сильный конкурент
Купец Владимир Бландов надеялся, что зять продолжит семейное дело, но тот решил пойти собственным путём. Когда Александр Чичкин открывал свой первый магазин, в нём не видели конкурента, но вскоре ситуация изменилась.
Дела Чичкина пошли в гору: предприниматель скупал мелкие лавки и открывал собственные. Вскоре у промышленника была уже целая сеть магазинов — он стал сильным соперником на рынке молочной продукции. Конкурировал Александр и с собственным тестем.
Современники вспоминали, что Бландов пытался то переманить, то споить работников Чичкина. Рядом с облицованной белым кафелем лавкой Чичкина всегда появлялся магазин его тестя. Это была настоящая торговая война: шли сражения за покупателей, поставщиков и сотрудников. Отношения между родственниками испортились.
За активную деятельность и предпринимательскую жилку Александра Чичкина называли «самородком русской деловитости». Его продукция славилась не только в России, но и за границей. Молоко из лавки Чичкина доставлялось к столу царской семьи, что не мешало ему разделять революционную идеологию. Сырные магазины «А. В. Чичкин» упоминал писатель Михаил Булгаков в романах «Белая гвардия» и «Роковые яйца».
Молочное производство
Свой первый молокозавод Александр Чичкин построил в 1910 г. в Москве. К тому времени у него уже были магазины по всей стране, а сам Александр считался видным знатоком молочного производства: он читал тематические лекции и принимал участие в съездах промышленников.
Молокозавод Чичкина стал крупнейшим в Европе, самым продуманным по организации и лучшим в России. Через четыре года производство выросло настолько, что включало в себя молочный и творожно-сметанный заводы, маслозаготовительные цеха в Сибири, множество магазинов в разных городах страны. Численность сотрудников достигала трёх тысяч человек.
Московский завод выпускал творог, сметану, сыры, масло и ряженку, которая в те времена считалась редкостью. Производительность предприятия составляла 100–150 тонн молока в сутки: европейские заводы могли осилить до 30 тонн в день. В 1917 г. капитал компании Александра Чичкина превышал 10 млн руб., что было огромной суммой.
Магазин Александра Чичкина
Система мотивации Чичкина
Кроме создания отрасли молочного производства в России, предприниматель прославился совершенно особой системой поощрения сотрудников. Впоследствии её переняли владельцы японских предприятий, которые до сих пор считают, что именно благодаря ей они смогли достичь нынешнего уровня экономического развития.
Существует легенда, что в 1982 г. благодарные японцы приехали в СССР, чтобы вручить награду, составившую 2,5 млн долл., потомкам Александра Чичкина. Однако не нашли их и были крайне удивлены, что в родной стране о великом промышленнике уже никто не помнит.
Чичкин разработал и внедрил уникальную систему мотивации. Размышлять над ней и частично применять он начал почти сразу после открытия своего первого магазина. Самим работникам это нововведение было по душе: в 1905 г. на многих заводах и предприятиях организовывали стачки, на молочном производстве Александра Чичкина всё было спокойно. Наоборот — сотрудники хотели, чтобы президентом новой народной республики стал их работодатель.
Как и его тесть Владимир Бландов, основавший профильную школу, предприниматель считал, что обучать молочному делу необходимо с детства. Он отыскивал талантливых ребят 8–20 лет, отправлял на учёбу, внимательно следил за их судьбой и успехами. Ученики находились на полном обеспечении промышленника.
Этот этап становления специалиста Александр Чичкин называл «рождение мечты и любви к профессии». Данный период включал в себя что-то вроде профориентации: выделялись самые одарённые и подходящие кандидатуры для работы в молочной отрасли.
На предприятия Чичкина приходили работать люди разных лет: система учитывала мотивацию сотрудника любого возраста. Следующий этап назывался «энтузиазм», в нём участвовала молодёжь 20–24 лет, которая уже трудилась в молочном производстве. Работникам внушалась мысль о том, что нужно делать своё дело честно и со всей ответственностью. Руководство отслеживало, где работа шла более продуктивно — определялась узкая специализация.
Этап 25–30 лет назывался «честолюбие». В этот период для человека было важно заработать авторитет в своей профессии. Сотрудников переводили из одного магазина в другой, устраивали им внезапные проверки, а затем по результатам присваивали подходящие должности.
Этап «спокойное ожидание» — возраст 30–40 лет. Люди занимались своей работой и получали жалование согласно занимаемой должности. Им полагались различные льготы, что было редкостью в то время: оплачиваемые отпуска, выплаты за выслугу лет, награды. По этой причине работники не стремились уходить от Чичкина, хотя конкуренты и пытались их переманить.
Последний этап «исполнение мечты и желаний» — 40–65 лет. Это наставники, умудрённые опытом и готовые делиться профессиональными знаниями с молодёжью. Человек, отдавший компании многие годы своей жизни, имеет право на уважение со стороны руководителей и молодых сотрудников. Александр Чичкин считал, что людей необходимо отправлять на заслуженный отдых в 60 лет, потому что к этому возрасту у них уже возникало отвращение к профессии.
Идею о том, что работник — самый важный ресурс для компании, подхватили японские бизнесмены. Они построили свою систему мотивации на наработках Чичкина, и после Второй мировой войны страна совершила экономический скачок. В Японии повсеместно применяется пожизненный наём с поощрениями согласно возрасту и стажу работы в компании. Используется подготовка кадров на каждом из этапов становления сотрудника: от школьника до пенсионера.
А вот в России последователей известного промышленника не так много. Хотя бизнесмены и пытаются внедрить японские мотивационные стандарты, они не подозревают, что в их основе лежат разработки нашего соотечественника.
Чёрная полоса
В царское время Александр Чичкин жил на широкую ногу. У промышленника был огромный особняк с прислугой, собственный автомобиль марки Rolls-Royce и даже аэроплан: техникой он управлял сам. Хотя Чичкин заработал на молочном производстве миллионы, он поддерживал революционные идеи: до октября 1917 г. предприниматель укрывал большевиков от полиции.
Однако реальность оказалось кровавой и жестокой: вместе с революцией в жизни Александра произошли перемены. Спустя год все его предприятия перешли к государству. Промышленник с супругой эмигрировали в Париж, где в течение четырёх лет жили на чудом сохранившийся капитал.
Но ещё и до эмиграции Александру Чичкину пришлось пережить чудовищные потери. В 1918 г. ушёл из жизни его единственный сын: юноша попал под трамвай. Затем умер брат Иван, а прибывший на его похороны второй брат Николай сорвался в шахту лифта.
Возвращение на родину
Находясь в Париже, Александр скучал по родине: он помнил о дружбе с революционерами и решил вернуться. Хотя у него была возможность остаться во Франции и начать бизнес заново — промышленника Чичкина знали и уважали за границей.
Вернувшись в СССР, он стал консультировать народный комиссариат торговли, при этом тесно сотрудничал со своим приятелем-революционером Анастасом Микояном. В 1926 г. Александру Чичкину вручили орден «Знак почёта» — это был единственный случай, когда советская власть наградила бывшего миллионера. Произошло это при содействии друзей-большевиков: они надеялись, что награда гарантирует промышленнику безопасность и неприкосновенность.
Но к капиталистам новое государство было безжалостно: через три года Чичкина отправили в ссылку в город Кустанай. В Казахстане Александр продолжил заниматься любимым делом: консультировал молочные предприятия и читал лекции. Друзьям-революционерам Вячеславу Молотову и Анастасу Микояну удалось освободить его в 1929 г. Но и ссылка для промышленника оказалась лёгким исходом: большинство дворян и купцов большевики расстреляли.
Опасаясь преследований, в 1933 г. Александр Чичкин ушёл на пенсию, благодаря покровителям во власти. Родина обратилась к бывшему молокопроизводителю в годы Великой Отечественной войны, когда его опыт и знания потребовались для наладки производства кисломолочной продукции. Чичкина привлекли к развитию молочного животноводства в Средней Азии. Его заслуги отмечал сам верховный вождь страны Иосиф Сталин.
Александр Чичкин скончался в 1949 г. в возрасте 86 лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. После смерти его именем назвали одну из столичных улиц, но при дальнейшей застройке её ликвидировали, а об основателе молочной отрасли в России не осталось даже памятной таблички.
Цитаты Александра Чичкина
«Мир не раз уже имел честь убедиться, каким мощным многоцветьем талантов обладает русская нация, но есть у нас, к сожалению, совсем нераспаханное поле деятельности, где не только талантов, но и ростков их раз-два и обчёлся».
«Мы либо лежим, либо бежим. То на боку, то на скаку! Золотой середины нет, ритма нет. Зато равнодушия, упования на „авось“, обломовщины, маниловщины, любителей потешаться, зубоскалить и подставлять ножку тем, кто умеет и хочет работать, хоть отбавляй».
«Поэты поэтами, но ведь и бочкою масла, и головкою сыра, и бутылкою вкусного молока можно в равной степени славить своё Отечество, служить благу и расцвету родной земли».
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу