"Стукач" под крышей. Президент утвердил антикоррупционный план » Элитный трейдер
Элитный трейдер


"Стукач" под крышей. Президент утвердил антикоррупционный план

18 августа 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр
Президент России Владимир Путин утвердил национальный план противодействия коррупции, который должен действовать до 2024 года. В нем говорится о необходимости усиления борьбы с коррупцией во всех ведомствах, защите правдорубов, а также необходимости уточнения понятия "конфликт интересов" с помощью ученых и экспертов. Между тем, коррупция уносит из экономики миллиарды рублей. Разоблачения коррупционеров вызывают лишь проходящее возмущение, а коррупционные дела служат для политических целей.

"Кляузники" или "стукачи"

Многостраничный план в основном сводится к поручениям силовым ведомствам усилить борьбу с коррупцией, но несколько пунктов вызывают любопытство. Так, в одном из них говорится о необходимости "проанализировать практику применения мер по защите лиц", сообщивших работодателям или правоохранителям о фактах коррупции. Речь о людях, которых по-английски называют словом "whistleblowers", буквально "дудящие в свистки", люди, которые повинуясь чувству долга или иным соображениям, сообщают о фактах коррупции в своем ведомстве или компании в правоохранительные органы.

Как отмечает в беседе с Finam.ru заведующая проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики НИУ ВШЭ Дина Крылова проблема защиты людей, сообщающих о коррупционных преступлениях, стоит очень остро: "Человек может оказаться в ситуации, когда ему могут мстить и если у людей нет адвокатов, они могут лишиться всякой защиты. Иногда информация может быть опасной, которая затрагивает могущественных лиц". Как объясняет эксперт за рубежом есть немало организаций, которые помогают передать информацию в соответствующие органы, не повредив заявителю.

Еще одним успешным инструментом она считает внедрение "горячих линий" для анонимного сообщения о преступлениях, что отражено в в национальном плане как один из методов противодействия коррупции.

Разоблачителям приходится не всегда сладко и на Западе, хотя их союзником часто выступает пресса. Но в России их судьба особенно незавидна. Хрестоматийный случай - история аудитора Сергея Магнитского, сообщившего властям о хищении налоговиками суммы в 5,4 миллиарда из государственного бюджета. Деньги так благополучно и исчезли, а сам Магнитский умер в тюрьме, лишенный медицинской помощи в ноябре 2009-го. Еще один разоблачитель коррупции в МВД, майор Алексей Дымовский, обратившийся к властям в ноябре 2009-го с заявлением о коррупции в родном управлении, сам подвергся аресту. Через некоторое время Дымовский вышел на свободу, однако о нем быстро забыли.

Как известно граждане в основном боятся сообщать о коррупции, если речь не идет о мелкой взятке учителю или дорожному полицейскому. В этой связи, показательно недавнее дело руководителя ГАИ в Ставропольском крае, прогремевшее на всю страну благодаря "золотым унитазам". Коррупционные схемы по взиманию дани с грузовиков большегрузов существовали в регионе годами и не нашлось ни одного "условного майора Дымовского", который бы выступил против подобной системы. После того как ситуацию взял под личный контроль глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, оказалось, что подобные схемы действуют повсеместно.

Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" Владимир Матягин в своем обращении к Бастрыкину рассказал, что подобные поборы существуют в любом регионе и даже пригласили силовика совершить тур по этим местам.

Анализ практики случаев, связанных с защитой "правдорубов", возможно связан с необходимостью дополнительных стимулов для тех, кто сообщает о коррупции, говорит Finam политолог Алексей Макаркин.
Эксперт отмечает, что в обществе сложное отношение к тем, кто разоблачает коррупцию "Такие люди не становятся героями", - говорит Макаркин. К тому же, продолжает эксперт, определенную роль играют практики советского прошлого, когда разоблачителей воспринимали в лучшем случае как "кляузников", а в худшем, как "стукачей".

Примером здесь может служить деятельность оппозиционного активиста Алексея Навального, который свою политическую деятельность направил как раз на разоблачение коррупционных чиновников. Несмотря на то, что многочисленные фильмы Навального о коррупции в высших эшелонах власти собирали миллионы просмотров, никаких уголовных дел в этой связи заведено не было. Отношение общества к подобным расследованиям противоречиво говорит Макаркин: "Оно готово поддержать правдолюбцев, но и относится к ним скептически, считая, что борьба с коррупцией дело правоохранителей".

Кроме этого лоялисты действующего режима, отмечает Макаркин, видят в борьбе с коррупцией "подрыв стабильности и дискредитацию власти". Говоря об этом, он напоминает о знаменитых советских следователях Тельмане Гдляне и Николае Иванове, ставшими во время перестройки народными героями из-за разоблачения масштабной коррупции в советском Узбекистане. Впоследствии недоброжелатели "следаков" начали обвинять их в том, что своей деятельностью они якобы способствовали распаду СССР.

"Конфликт интересов" разберут эксперты

Глава политической экспертной группы Константин Калачев обращает внимание Finam.ru на то, что доложить президенту о том какие меры применяются для защиты "правдорубов" нужно будет лишь в марте 2024 года.

"Всеми ожидаемые гарантии защищенности тех, кто сообщает о коррупции, откладываются. Казалось бы, причем тут признанный̆ экстремистским ФБК (запрещенная в России экстремистская организация-иноагент) и находящийся за решеткой Навальный? Вот и я думаю, что не при чем. Никто никуда не спешит. До 2024 года борьба с коррупцией будет идти без фанатизма. Есть видимо задачи важнее. Хотя прямо перед выборами можно было бы предложить такие решения, которые воспринимались бы как прорыв", - говорит Калачев.
По мнению эксперта, "март 2024-го станет временем популярных решений".

Однако вместе с тем, как отмечает Калачев, в новом национальном плане противодействия коррупции "нет очевидных прорывных моментов".

"Доработки правовых механизмов пресечения конфликтов интересов не решают главного - те, кто борется с коррупцией, должны быть защищены. И речь не столько о правоохранителях, сколько о представителях гражданского общества. Формирование эффективной процедуры "антикоррупционной экспертизы" предполагает, что проблема защищенности касается и экспертов", - говорит Калачев.

При этих словах сразу же вспоминается известное "дело экспертов". Речь о группе ученых, экономистов и юристов, которые были привлечены Президентским советом по правам человека в 2011 году для экспертного анализа "второго дела Юкоса". Согласно их выводам, по второму делу руководители компании ЮКОС Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были наказаны незаслуженно и приговор следует отменить. После этих выводов у членов экспертного совета прошли обыски, некоторые участники были вынуждены уехать из страны. В 2015 году дело было закрыто.

Реабилитировав экспертов, власти вновь обращаются к их помощи в борьбе с коррупцией. В национальной стратегии говорится о привлечении научных и экспертных кругов к тому, чтобы "уточнить понятия" таких вещей как "конфликт интересов", "личная заинтересованность”, "лица, находящиеся в близком родстве", "иные близкие отношения", содержащиеся в законе "О противодействии коррупции".

Уточнение подобных формулировок необходимо, объясняет Крылова из ВШЭ, так как "не все возможно предусмотреть" и благодаря изучению правоприменительной практики вносятся дополнительные уточнения в законодательство.

На это очевидно тоже потребуется немало времени, между тем коррупция не дремлет. Как заявил в марте высокопоставленный чиновник Генпрокуратуры Виктор Балдин, в 2020 году ущерб от коррупционных преступлений превысил 63 млрд рублей.

При этом взяли взяток на сумму 3 миллиарда рублей, а вот дали только на сумму 2,1 миллиарда. Балдин, как отмечает Коммерсант, объяснил разницу тем, что часть тех, кто давал взятки действовали "в рамках оперативных мероприятий правоохранительных органов".

Известно, что оперативные мероприятия бывают разными и в последнее время нередко взяткодателями вдруг становятся те, кто недавно выступал с какими-то критическими заявлениями в адрес начальства.

Возможно подобная практика пугает тех, кто искренне хочет бороться с коррупцией. Наверно, это понимают и авторы стратегии, может поэтому многие важные пункты должны быть выполнены так нескоро.

Кроме, пожалуй, одного: в стратегии говорится об обязанности кандидата на должность атамана Всероссийского казачьего общества предоставлять сведения о своем имуществе и доходах президенту Российской Федерации. C этого следует и начать, ведь если кроме верного коня и острой шашки у кандидата в казаки обнаружатся загородные счета и дом на озере Комо, народ окончательно потеряет веру в борьбу с коррупцией.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter