15 сентября 2021 ИХ "Финам" Коренев Алексей
Минфин в пакете документов в рамках планирования бюджета на 2022 год обозначил предложения по росту НДПИ для металлургических компаний, сообщила газета "Коммерсант". В проекте "Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов", с которым ознакомился “Ъ”, сказано, что в мировой практике уровень изъятия горной ренты при добыче твердых полезных ископаемых составляет 3–5% от их выручки, тогда как в России не превышает 1–2%.
Стремление Минфина пополнить казну за счет увеличения НДПИ для металлургических компаний вполне объяснимо. Нефть, похоже, надолго обосновалась на текущих уровнях, и если будет с них уходить, то вряд ли надолго и вряд ли вверх. А это практически половина валютных поступлений от российского экспорта.
Собираемость налогов для увеличения доходной части бюджета близка к физическому пределу (по крайней мере, в текущих экономических условиях), а вот расходы государства растут. И помимо сугубо объективных требований по балансировке бюджета после крайне тяжелого для экономики страны 2020-го года и не совсем благополучного 2021-го (еще непонятно, чем он в итоге закончится), есть еще ряд неожиданно возникших статей весьма весомых расходов.
Речь в первую очередь о социальной поддержке населения и адресной помощи наиболее нуждающимся категориям россиян. Напомним, что только за август-сентябрь этого года дополнительные расходы на эти нужды составили порядка 700 млрд рублей (203- выплаты на школьников, 430 – доплаты пенсионерам, 70 – выплаты "силовикам"). Расходы, изначально в бюджет не заложенные (по первоначальному плану расходы в 2021-м году должны составить около 21,5 трлн рублей). Так что только за август-сентябрь внеплановые траты составят 3,27% от расходной части бюджета.
Как тут не поискать новые ресурсы для обещанного вывода бюджета страны в профицит и фондирования заявленных социальных программ? Тем более, что цены на металлы ставят в этом году очередные рекорды. Спасибо Китаю, который, восстанавливаясь после пандемии, готов покупать сколько угодно, все что угодно и практически по любой цене. А также Гвинее, являющейся мировым лидером по производству бокситов, из-за событий в которой стоимость алюминия за три месяца поднялась с $2400 до $3000 за тонну (правда, сейчас наблюдается незначительная коррекция. Но сейчас она, скорее, техническая. И до тех пор, пока инвесторы не убедятся, что новые власти страны не собираются сокращать добычу и экспорт, цены на алюминий будут оставаться высокими).
А теперь давайте оценим финансовые показатели крупнейших отечественных металлургических корпораций:
- НЛМК: Выручка за 6 месяцев увеличилась на 51%, до $7,0 млрд. Чистая прибыль за этот период выросла в 5,8 раза – до $2,1 млрд. Во втором квартале выручка компании увеличилась на 90% год к году.
- ММК: Выручка увеличилась за 2 квартал 2021 года к прошлому кварталу на 49%, составив $3 255 млн. Чистая прибыль ММК увеличилась за 1 полугодие 2021 года в 8 раз.
- "РУСАЛ": Выручка в первом полугодии увеличилась на 35,7% и составила $5,449 млрд. Чистая прибыль составила $2,018 млрд. EBITDA выросла в шесть раз– до $1,315 млрд.
- "Мечел": Чистая прибыль выросла за 1 полугодие 2021 года в 3 раза и составила 184,9 млрд рублей.
И так далее (продолжать можно долго).
При этом Минфин обратил внимание на то, что в других странах, менее богатых в части твердых полезных ископаемых, уровень изъятия горной ренты составляет 3–5% от их выручки против наших 1–2%. Если учесть, что основная задача данного ведомства по возможности более быстро наполнять казну (и, конечно, экономить средства при их расходовании), неудивительно, что первое, что должно прийти в голову соответствующим экспертам и чиновникам – это увеличить налоговую нагрузку на тех, кто в силу благоприятно сложившейся внешней конъюнктуры получает сейчас сверхприбыли. И, пожалуй, в свете решаемых правительством сейчас задач, это выглядит разумным или, по крайней мере, объяснимым.
Насколько в итоге будет увеличен НДПИ, пока неизвестно, но если предположить, что примерно в 2-2,5 раза (чтобы "подтянуться" до мирового уровня в этом вопросе), то при желании можно оценить и увеличение издержек любой из металлургических компаний, благо отчетность есть в любых открытых источниках. Равно как и подсчитать падение чистой прибыли за счет роста фискальной нагрузки. Вопрос лишь в том, каков будет механизм практического применения выросшего НДПИ с учетом того, что цены на металлы могут пойти и вниз. Разумно было бы использовать гибкий демпферный механизм, который позволял бы изымать повышенную горную ренту при высоких ценах, снижая ее в случае, если стоимость металлов начнет заметно корректироваться.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Стремление Минфина пополнить казну за счет увеличения НДПИ для металлургических компаний вполне объяснимо. Нефть, похоже, надолго обосновалась на текущих уровнях, и если будет с них уходить, то вряд ли надолго и вряд ли вверх. А это практически половина валютных поступлений от российского экспорта.
Собираемость налогов для увеличения доходной части бюджета близка к физическому пределу (по крайней мере, в текущих экономических условиях), а вот расходы государства растут. И помимо сугубо объективных требований по балансировке бюджета после крайне тяжелого для экономики страны 2020-го года и не совсем благополучного 2021-го (еще непонятно, чем он в итоге закончится), есть еще ряд неожиданно возникших статей весьма весомых расходов.
Речь в первую очередь о социальной поддержке населения и адресной помощи наиболее нуждающимся категориям россиян. Напомним, что только за август-сентябрь этого года дополнительные расходы на эти нужды составили порядка 700 млрд рублей (203- выплаты на школьников, 430 – доплаты пенсионерам, 70 – выплаты "силовикам"). Расходы, изначально в бюджет не заложенные (по первоначальному плану расходы в 2021-м году должны составить около 21,5 трлн рублей). Так что только за август-сентябрь внеплановые траты составят 3,27% от расходной части бюджета.
Как тут не поискать новые ресурсы для обещанного вывода бюджета страны в профицит и фондирования заявленных социальных программ? Тем более, что цены на металлы ставят в этом году очередные рекорды. Спасибо Китаю, который, восстанавливаясь после пандемии, готов покупать сколько угодно, все что угодно и практически по любой цене. А также Гвинее, являющейся мировым лидером по производству бокситов, из-за событий в которой стоимость алюминия за три месяца поднялась с $2400 до $3000 за тонну (правда, сейчас наблюдается незначительная коррекция. Но сейчас она, скорее, техническая. И до тех пор, пока инвесторы не убедятся, что новые власти страны не собираются сокращать добычу и экспорт, цены на алюминий будут оставаться высокими).
А теперь давайте оценим финансовые показатели крупнейших отечественных металлургических корпораций:
- НЛМК: Выручка за 6 месяцев увеличилась на 51%, до $7,0 млрд. Чистая прибыль за этот период выросла в 5,8 раза – до $2,1 млрд. Во втором квартале выручка компании увеличилась на 90% год к году.
- ММК: Выручка увеличилась за 2 квартал 2021 года к прошлому кварталу на 49%, составив $3 255 млн. Чистая прибыль ММК увеличилась за 1 полугодие 2021 года в 8 раз.
- "РУСАЛ": Выручка в первом полугодии увеличилась на 35,7% и составила $5,449 млрд. Чистая прибыль составила $2,018 млрд. EBITDA выросла в шесть раз– до $1,315 млрд.
- "Мечел": Чистая прибыль выросла за 1 полугодие 2021 года в 3 раза и составила 184,9 млрд рублей.
И так далее (продолжать можно долго).
При этом Минфин обратил внимание на то, что в других странах, менее богатых в части твердых полезных ископаемых, уровень изъятия горной ренты составляет 3–5% от их выручки против наших 1–2%. Если учесть, что основная задача данного ведомства по возможности более быстро наполнять казну (и, конечно, экономить средства при их расходовании), неудивительно, что первое, что должно прийти в голову соответствующим экспертам и чиновникам – это увеличить налоговую нагрузку на тех, кто в силу благоприятно сложившейся внешней конъюнктуры получает сейчас сверхприбыли. И, пожалуй, в свете решаемых правительством сейчас задач, это выглядит разумным или, по крайней мере, объяснимым.
Насколько в итоге будет увеличен НДПИ, пока неизвестно, но если предположить, что примерно в 2-2,5 раза (чтобы "подтянуться" до мирового уровня в этом вопросе), то при желании можно оценить и увеличение издержек любой из металлургических компаний, благо отчетность есть в любых открытых источниках. Равно как и подсчитать падение чистой прибыли за счет роста фискальной нагрузки. Вопрос лишь в том, каков будет механизм практического применения выросшего НДПИ с учетом того, что цены на металлы могут пойти и вниз. Разумно было бы использовать гибкий демпферный механизм, который позволял бы изымать повышенную горную ренту при высоких ценах, снижая ее в случае, если стоимость металлов начнет заметно корректироваться.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу