Нуриэль Рубини: разочарую оптимистов. 9 шоков впереди » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Нуриэль Рубини: разочарую оптимистов. 9 шоков впереди

29 сентября 2021 БКС Экспресс
Нуриэль Рубини — генеральный директор Roubini Macro Associates. Известен как экономический консультант Белого дома при администрации Клинтона. Работал в МВФ, Федрезерве и Всемирном банке. Читал лекции по экономике в Нью-Йоркском университете. А еще он предсказал глобальный финансовый кризис.

Полагаем, мнение эксперта будет интересно многим инвесторам.

Стагфляция в стиле 1970-х

Инфляционное давление и проблемы роста экономики США объясняются в основном недостатком предложения, и это временное явление — такой позиции придерживаются некоторые аналитики. Профессор Рубини не согласен с ними. Один из самых авторитетных экспертов в мире заявляет, что угроза стагфляции реальна.

В своих интервью он неоднократно заявлял, что нынешний комплекс постоянных мягких мер денежно-кредитной, кредитной и фискальной политик чрезмерно стимулирует совокупный спрос и приводит к инфляционному перегреву. По мнению Рубини, проблема усугубляется тем, что среднесрочные негативные шоки снижают потенциальный рост и увеличивают производственные затраты.

«В совокупности такая динамика спроса и предложения может привести к стагфляции в стиле 1970-х годов (растущая инфляция на фоне рецессии) и в конечном итоге даже к серьезному долговому кризису», — говорит Нуриэль Рубини.

Эксперт утверждает, что «мягкая» стагфляция уже началась. Инфляция растет в США и многих развитых странах. Рост резко замедляется, несмотря на масштабные стимулы. Однако аналитики с Уолл-стрит и политики имеют оптимистичный настрой, подчеркивает Рубини. Его оппоненты считают, что легкая стагфляция будет временной и продлится лишь до тех пор, пока будут существовать узкие места в предложении на рынках труда и товаров на фоне замедления роста в США, Китае, Европе и других крупных экономиках.

В противовес им профессор Рубини видит множество факторов, которые стоят за мини-стагфляцией этого лета.

Стоит серьезно рассматривать влияние коронавируса Дельта. Этот фактор временно повышает производственные затраты, снижает рост производства и сдерживает предложение на рынке труда. Получающие повышенные пособия по безработице работники неохотно возвращаются на рабочие места, а имеющие детей могут остаться дома из-за закрытия школ и недоступности детских учреждений.

В сфере производства Дельта нарушает возобновление работы многих секторов обслуживания и ставит крест на глобальных цепочках поставок и логистических системах, акцентирует Рубини. Накладывается и нехватка ключевых ресурсов, таких как полупроводники, что еще больше затрудняет производство автомобилей, электронных товаров и других потребительских товаров длительного пользования, приводя к росту инфляции.

Оптимисты-оппоненты, по мнению профессора, зря настаивают на том, что все это временно, а базовая инфляция к следующему году вернется с существующих почти 4% к целевому уровню ФРС США в 2%.

«Золотого сечения» не случится. Есть вопросы

Оппоненты Рубини считают, что сворачивание нетрадиционной монетарной политики в сочетании с бюджетными мерами снизят риски перегрева и сдержат инфляцию в 2022 г. И тогда сегодняшняя легкая стагфляция уступит место счастливому «золотому сечению» — более сильному росту и более низкой инфляции.

Однако Рубини ставит вопрос — а что если этот оптимистичный взгляд окажется неверным, и стагфляционное давление сохранится и после 2022 г.?

Он указывает на то, что различные показатели инфляции не только значительно превышают целевой уровень, но и становятся более устойчивыми. Хотя ФРС рассматривает возможность сокращения количественного смягчения (QE), ее политика, скорее всего, останется «голубиной».

Причина в том, что ФРС попала в «долговую ловушку» из-за резкого роста частных и государственных обязательств (по отношению к ВВП) в последние годы. Даже если инфляция останется выше запланированного уровня, слишком ранний выход из QE может привести к обвалу на рынках облигаций, кредитов и акций. Рубини считает, что это приведет к жесткой просадке экономики и потенциально заставит ФРС пойти на попятную и возобновить QE.

Так было в период с IV квартала 2018 – по I квартал 2019: после попытки ФРС повысить ставки и свернуть QE кредитные и фондовые рынки резко упали, и регулятор приостановил ужесточение политики. Затем, когда экономика США пострадала от замедления, вызванного торговой войной, и мягкого захвата рынка репо несколько месяцев спустя, ФРС «через черный ход» полностью вернулась к снижению ставок и продолжению QE. И это происходило за год до COVID-19, подчеркивает Рубини.

Теперь же регулятора США ждет настоящее испытание на прочность. Скорее всего, ФРС ослабнет и опустит руки, считает эксперт.

Осторожно, там шок — 9 направлений

Рубини выделяет 9 негативных факторов, которые сохранятся в среднесрочной и долгосрочной перспективе:

- тенденция к деглобализации и усиление протекционизма
- балканизация и решоринг разбросанных цепочек поставок
- демографическое старение развитых экономик и ключевых развивающихся рынков
- ужесточение иммиграционных ограничений препятствует миграции из более бедных стран глобального Юга на более богатый Север
- китайско-американская холодная война только начинается и угрожает раздробить глобальную экономику
- изменение климата уже подрывает сельское хозяйство и вызывает скачки цен на продовольствие
- постоянные глобальные пандемии неизбежно приведут к большей национальной самодостаточности и контролю за экспортом ключевых товаров и материалов
- кибервойны все чаще нарушают производство, однако их контроль остается очень дорогостоящим
- политическая реакция против неравенства доходов и богатства побуждает фискальные и регулирующие органы проводить политику, укрепляющую власть работников и профсоюзов, создавая предпосылки для ускоренного роста заработной платы.

Каков итог

В то время как постоянные негативные шоки угрожают снизить потенциальный рост, продолжение свободной монетарной и фискальной политики может привести к ослаблению инфляционных ожиданий. В результате спираль «зарплата-цены» приведет к среднесрочной стагфляции, которая будет хуже, чем в 1970-х годах, когда отношение долга к ВВП было ниже, чем сейчас.

Именно поэтому риск стагфляционного долгового кризиса будет сохраняться в среднесрочной перспективе, резюмирует Рубини.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter