Прямое размещение - успешный пионерский шаг группы "Позитив" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Прямое размещение - успешный пионерский шаг группы "Позитив"

20 декабря 2021 ИХ "Финам" | Positive Technologies Делицын Леонид
Успешное начало торгов акциями группы "Позитив" (бренд Positive Technologies) на Московской бирже чрезвычайно облегчает задачу обсуждения итогов IPO этого года. После нескольких неуверенных размещений этой осени, и даже отмен, напрашивался вывод, что бум IPO заглянул к нам ненадолго, и вернулся домой, в США. Сама группа "Позитив" получила ответ на тот вопрос, который начала задавать: сколько же может стоить российская компания сферы безопасности в период, когда капитализации зарубежных аналогов, таких как Fortinet и Palo Alto Networks перевалила за $50 млрд.

Простейшая оценка говорит, что если стоимость "Яндекса" составляет 1,8% стоимости Google, то лидирующие российские компании сферы инфобезопасности могут ожидать оценку в диапазоне до $800 млн. В первый день торгов цена акций Группы "Позитив" выросла на 42%. Торги завершились при цене 995 рублей за акцию, то есть капитализация компании превысила 65 млрд рублей, или почти $880 млн.

Вообще говоря, прямые листинги - это феномен последних двух лет. Вплоть до 2019 года включительно к такому размещению прибегли лишь Slack, Spotify и Watford, но результаты экспериментов не были особо удачными. А вот начиная с осени прошлого года прямые листинги провели такие известные проекты, как Palantir (PLTR), Roblox (RBLX) и Coinbase (COIN). Профессор Джей Ристтер, знаменитый исследователь IPO, создал специальную страницу, где перечислил, помимо вышеназванных, остальную часть списка: Asana (ASAN) Thryv Holdings (THRY) SquareSpace (SQSP) ZipRecruiter (ZIP) Amplitude (AMPL) и Warby Parker (WRBY).

На прямое размещение, как правило, решаются крупные и уверенные в себе компании с очень сильными брендами и лояльной пользовательской базой. В таком качестве на нашем рынке попробовала позиционироваться группа "Позитив", и не просчиталась.

Прямое размещение отличается от обычного IPO отсутствием диапазона цен размещения, который определяют андеррайтеры - инвестбанки, такие как J.P. Morgan, Goldman Sachs, Morgan Stanley и BofA, которые предлагают участвовать своим клиентам, растолковывая, почему эмитент должен стоить так дорого. Это, конечно, плюс.

С другой стороны, зачастую рынок заплатил бы и больше, но поскольку андеррайтеры тоже не боги и иногда ошибаются, то страхуются - добиваются от эмитентов значительной скидки. Это и делает участие в IPO столь привлекательным и столь труднодоступным одновременно. Эмитенты, сосчитав плюсы и минусы, рассуждают, что дать скидку на 10% акций, чтобы потом получить взлет цены на оставшиеся у них 90% - это отнюдь не глупо. Поэтому большинство IPO по-прежнему проводят андеррайтеры.

Но когда речь идет о безусловных лидерах, создающих новые рынки, таких как Palantir, Roblox, Coinbase или сильных и своеобразных компаниях вроде Asana и ZipRecruiter, то эмитент может решить обойтись собственными силами. Андеррайтеры остаются без "денег на столе", но все же стремятся поучаствовать хотя бы как консультанты.

Итак, группа "Позитив" принесла прямые листинги на российский рынок, и этот пионерский шаг выглядит вполне успешно. Понятно, что на компанию сработал дефицит публичных российских ИТ-компаний и очевидный потенциал роста индустрии кибербезопасности. По нашим подсчетам, портфель, составленный из двадцатки крупнейших независимых игроков этого рынка (т.е. без Microsoft, Cisco, IBM, и других гигантов ИТ, также работающих на этом рынке) дает сейчас 60% роста за год. Поэтому группа "Позитив" сочла, что прямое размещение окажется успешным, и не ошиблась.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter