14 августа 2009 Архив
"Читайте по губам. Никаких новых налогов". Джордж Буш старший дал это роковое и памятное обещание во время своей предвыборной кампании. Затем он понял, что ради блага экономики ему придется нарушить слово. Как только он сделал это, его судьба была предрешена. Этот момент стал поворотным в его карьере президента. Не думаю, что Бараку Обаме нужно напоминать об этом. Однако, совершенно очевидно, что он находится в аналогичной ситуации. Во время своей предвыборной кампании, он обещал, что налоги для семей с доходом менее 250 тыс. долларов в год повышаться не будут. "Если вы относитесь к среднему классу", - заявил он во время своего агитационного выступления - "налоги для вас не будут повышены ни на цент. Ни налог на доход, ни налог на заработную плату, ни налог на прирост капитала. ни один налог". Ну что ж, г-н Обама знает, чем рискует, если нарушит слово. К сожалению, ему придется это сделать. Повышение налогов для большой социальной прослойки среднего класса необходимо даже без учета долгосрочных планов Обамы по реформированию системы здравоохранения, реализации инфраструктурных и прочих проектов. Прибавьте их, и такая потребность сразу бросится в глаза, даже тем, кто не силен в арифметике: бюджет правительства на долгое время останется дефицитным, даже после того, как экономика вернется к полной занятости. Возьмите за основу чуть менее радужные перспективы, и кроличья нора покажется еще глубже. Однако г-н Обама хочет, что все бремя на свои плечи взвалили богатые граждане. Но это невозможно. В отличие от общепринятого мнения, налоговый кодекс США в значительной степени ориентирован на налогообложение состоятельных людей. Согласно уже обнародованным планам, уклон в этом направлении лишь усилится. Не пройдет много времени, особенно, если принять во внимание федеральные налоги на доход, и США станут явной белой вороной в развитом мире в вопросах прогрессивности налогообложения. А что насчет налога на прибыли? Ответ примерно такой же. Налоги для бизнеса уже достаточно высоки по международным стандартам.
Таким образом, выбор у администрации невелик. Фискальный разрыв настолько велик, что закрыть его, не расширив крайне узкую базу для текущего налога на доход или не подняв другие налоги для среднего класса, просто нереально. Не так давно Министр финансов Тим Гайтнер и директор по экономике в Белом Доме Ларри Саммерс вынуждены были отвечать на вопросы по этой теме. Стоит отдать им должное, оба попытались смягчить категоричное заявление Барака Обамы. Как и следовало ожидать, все сводилось к выбору времени и неопределенности будущего. Учитывая то, что экономика еще крайне нестабильна, сейчас не самое подходящее время поднимать налоги для среднего класса. Но в будущем не разумно категорически исключать возможность каких бы то ни было действий. Кроме того, задача сокращения дефицита бюджета в долгосрочной перспективе является для администрации главным приоритетом. Ну что ж, они сделали все, что могли. Когда Роберта Гиббса, пресс-секретаря Белого Дома попросили дать разъяснения, он быстро задавил все попытки внедрить новую политику. Он подтвердил данное Обамой обещание, опровергнув все, что наговорили Гайтнер и Саммерс и развеяв все, созданные ими недоразумения. Если это был продуманный ход, а не импровизированная реакция, человеку, продумавшему его, следует устроить публичную порку. Какие у Белого Дома планы относительно налогов? Типичный ответ по учебнику: "комплексная налоговая реформа". К сожалению, это маловероятно. Проблема не в том, что делать. Существует множество хороших проектов, ориентированных, в основном, на искоренение налоговых исключений и вычетов для расширения базы для налогообложения. Проблема в том, что это мероприятие станет еще одним амбициозным и бесконтрольным проектом администрации, которая и так пытается объять необъятное. Хотя, конечно, было бы неплохо объединить комплексную реформу здравоохранения с комплексной налоговой реформой, потому что первая без второй может серьезно перегрузить систему.
Итак, остается только латать и затыкать дырки, держа в уме фундаментальную идею о комплексной реформе - то есть о расширении базы, чтобы оставить налоги на низком уровне. Имеет смысл отменить или ограничить освобождения от налога для медицинских услуг, предоставляемых работодателем. Это может существенно повысить поступления (это освобождение стоит Министерству финансов 300 млрд. долларов в год). Реформа здравоохранения, таким образом, не станет дополнительным бременем для бюджета, в соответствии с обещаниями администрации. А, отказавшись от подразумеваемой субсидии, можно улучшить структуру мотивации в самой системе здравоохранения. Конечно, это нужно тщательно обдумать, во-первых, потому что это значит повышение налога для среднего класса, а, во-вторых, потому что Обама денонсировал это в ходе своей предвыборной кампании. Однако на этот шаг готовы пойти Демократы. Обаме стоит уступить им в этом, следуя своему принципу поиска компромиссных решений. Итак, все, на что можно рассчитывать - это изменение правил освобождения: о полном отказе речь пока не идет. Но этого будет не достаточно, поэтому администрации нужно готовить страну к новым идеям. Возможно, еще не поздно поднять доходы через тему абсолютных ограничений и торговли квотами на выбросы. Также стоит повысить возраст выхода на пенсию, чтобы сбалансировать систему социального обеспечения. Затем, помимо прочего, и с учетом того, что Конгресс не решится на комплексную реформу системы налогообложения, Штатам может пригодиться европейская система налога на добавленную стоимость. Конечно, Обаме нужно будет выиграть еще одни выборы, прежде чем он сможет приступить к реализации этой идеи. Пока же ему не следует однозначно и публично исключать подобную вероятность. Нужно двигаться осторожно, хитро, работать на повышение доходов. На самом деле опасность не в том, что он может нарушить слово, а в том, что он попытается его сдержать, что приведет к фискальной катастрофе.
По материалам The Financial Times
Таким образом, выбор у администрации невелик. Фискальный разрыв настолько велик, что закрыть его, не расширив крайне узкую базу для текущего налога на доход или не подняв другие налоги для среднего класса, просто нереально. Не так давно Министр финансов Тим Гайтнер и директор по экономике в Белом Доме Ларри Саммерс вынуждены были отвечать на вопросы по этой теме. Стоит отдать им должное, оба попытались смягчить категоричное заявление Барака Обамы. Как и следовало ожидать, все сводилось к выбору времени и неопределенности будущего. Учитывая то, что экономика еще крайне нестабильна, сейчас не самое подходящее время поднимать налоги для среднего класса. Но в будущем не разумно категорически исключать возможность каких бы то ни было действий. Кроме того, задача сокращения дефицита бюджета в долгосрочной перспективе является для администрации главным приоритетом. Ну что ж, они сделали все, что могли. Когда Роберта Гиббса, пресс-секретаря Белого Дома попросили дать разъяснения, он быстро задавил все попытки внедрить новую политику. Он подтвердил данное Обамой обещание, опровергнув все, что наговорили Гайтнер и Саммерс и развеяв все, созданные ими недоразумения. Если это был продуманный ход, а не импровизированная реакция, человеку, продумавшему его, следует устроить публичную порку. Какие у Белого Дома планы относительно налогов? Типичный ответ по учебнику: "комплексная налоговая реформа". К сожалению, это маловероятно. Проблема не в том, что делать. Существует множество хороших проектов, ориентированных, в основном, на искоренение налоговых исключений и вычетов для расширения базы для налогообложения. Проблема в том, что это мероприятие станет еще одним амбициозным и бесконтрольным проектом администрации, которая и так пытается объять необъятное. Хотя, конечно, было бы неплохо объединить комплексную реформу здравоохранения с комплексной налоговой реформой, потому что первая без второй может серьезно перегрузить систему.
Итак, остается только латать и затыкать дырки, держа в уме фундаментальную идею о комплексной реформе - то есть о расширении базы, чтобы оставить налоги на низком уровне. Имеет смысл отменить или ограничить освобождения от налога для медицинских услуг, предоставляемых работодателем. Это может существенно повысить поступления (это освобождение стоит Министерству финансов 300 млрд. долларов в год). Реформа здравоохранения, таким образом, не станет дополнительным бременем для бюджета, в соответствии с обещаниями администрации. А, отказавшись от подразумеваемой субсидии, можно улучшить структуру мотивации в самой системе здравоохранения. Конечно, это нужно тщательно обдумать, во-первых, потому что это значит повышение налога для среднего класса, а, во-вторых, потому что Обама денонсировал это в ходе своей предвыборной кампании. Однако на этот шаг готовы пойти Демократы. Обаме стоит уступить им в этом, следуя своему принципу поиска компромиссных решений. Итак, все, на что можно рассчитывать - это изменение правил освобождения: о полном отказе речь пока не идет. Но этого будет не достаточно, поэтому администрации нужно готовить страну к новым идеям. Возможно, еще не поздно поднять доходы через тему абсолютных ограничений и торговли квотами на выбросы. Также стоит повысить возраст выхода на пенсию, чтобы сбалансировать систему социального обеспечения. Затем, помимо прочего, и с учетом того, что Конгресс не решится на комплексную реформу системы налогообложения, Штатам может пригодиться европейская система налога на добавленную стоимость. Конечно, Обаме нужно будет выиграть еще одни выборы, прежде чем он сможет приступить к реализации этой идеи. Пока же ему не следует однозначно и публично исключать подобную вероятность. Нужно двигаться осторожно, хитро, работать на повышение доходов. На самом деле опасность не в том, что он может нарушить слово, а в том, что он попытается его сдержать, что приведет к фискальной катастрофе.
По материалам The Financial Times
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба