15 марта 2022 Thomson Reuters
Ожидалось, что добровольный отказ западных покупателей от российских товаров или самосанкции начнут сказываться на экспорте сырой нефти, сжиженного природного газа (СПГ) и угля с апреля, но уже есть признаки того, что потоки ослабевают.
Специальная операция на Украине побудила многие западные компании отказаться от своих инвестиций в Россию и сократить или прекратить закупки энергоносителей, являющихся основой российской экономики.
Хотя западные правительства не налагали прямых санкций на энергоносители, многие компании воздерживаются от закупок в России из-за сочетания страха перед общественным сопротивлением, трудностей с обеспечением финансирования, страхования и нежелания судовладельцев грузиться в российских портах.
Ожидалось, что эти самосанкции в значительной степени ударят по российскому экспорту с апреля, поскольку большая часть мартовских грузов должна была быть организована до первого нападения Москвы на Украину 24 февраля.
Но уже есть признаки того, что экспорт начинает замедляться, и пока что больше всего пострадали поставки угля.
Поставки угля из России в Европу за первые две недели марта составили 1,16 млн тонн, согласно данным Refinitiv, которые были отфильтрованы, чтобы показать только суда, которые уже отплыли или находятся в процессе загрузки.
В феврале экспорт российского угля в Европу составил 3,37 млн тонн, а в январе — 3,88 млн тонн.
Экспорт российского угля в Азию также ожидает резкого спада в марте: Refinitiv показала, что за первые две недели было отгружено всего 1,84 млн тонн, и в настоящее время грузы не оформляются.
По данным Refinitiv, Россия экспортировала в Азию 6,16 млн тонн угля в феврале и 4,88 млн тонн в январе, при этом крупнейшим покупателем был Китай.
Вполне возможно, что в оставшуюся часть марта в России будет организовано и загружено больше судов для Европы и Азии, но данные Refinitiv в настоящее время показывают лишь небольшие 2,4 миллиона тонн потенциального экспорта на оставшуюся часть месяца для всех направлений.
Если экспорт угля из России сокращается, то поставки сырой нефти в марте, особенно в Азию, в основном сохраняются.
По данным Refinitiv, Россия планирует экспортировать около 33,89 млн баррелей сырой нефти покупателям в Азии в марте, что соответствует 30,02 млн баррелей в сутки в феврале и немного меньше 36,24 млн в январе.
Тем не менее, экспорт сырой нефти в Европу уже снижается: фактические и потенциальные поставки в марте составили 28,72 млн баррелей по сравнению с 69,23 млн баррелей в феврале и 72,66 млн баррелей в январе.
Хотя мартовские цифры, вероятно, будут пересмотрены в сторону повышения к концу месяца, потребуется огромный перелом в текущей ситуации, чтобы привести к чему-либо, кроме резкого падения поставок российской нефти в Европу.
Масштабы самосанкций в Европе станут более очевидными в апреле, но уже есть сообщения о том, что российская сырая нефть не может найти покупателей, даже при рекордно высоких дисконтах более 30 долларов за баррель к эталону Brent.
ПОСТАВКИ СПГ ЗАМЕДЛЯЮТСЯ?
Есть также признаки того, что покупатели начинают избегать российского СПГ: пока в марте только 447 000 тонн сверхохлажденного топлива отправились из российских портов для покупателей в Азии, а данные Refinitiv показывают, что в настоящее время нет других грузов, ожидающих погрузки.
Россия поставила в Азию 933 000 тонн СПГ в феврале и 1,15 миллиона тонн в январе, при этом крупнейшим покупателем стала Япония.
По данным Refinitiv, отгрузки СПГ в Европу из России в марте составили 623 000 тонн, и в настоящее время никаких других грузов, ожидающих погрузки, нет.
Это меньше по сравнению с 1,32 млн тонн в феврале и 1,53 млн тонн в январе.
В целом, похоже, что покупатели уже отказываются от российских морских энергоносителей, и этот процесс не должен был выйти на передний план по крайней мере до апреля, учитывая временной разрыв между сортировкой грузов и их фактической погрузкой.
Что станет ключевым для сырьевых рынков, так это то, как они справятся с вероятной потерей российских энергоресурсов и потенциальной переориентацией потоков на покупателей, которые все еще готовы покупать в России.
Уголь может стать предостережением, учитывая, что изначально он, по-видимому, пострадал больше всего.
Ориентировочные австралийские фьючерсы на энергетический уголь Newcastle выросли с 239,30 долларов за тонну до вторжения 24 февраля до рекордно высокого уровня в 440 долларов 2 марта и с тех пор снизились только до 361,75 долларов, в результате чего они выросли на 51% с начала вторжения России в Украину. .
Фьючерсы на нефть марки Brent выросли на 8,4% с момента вторжения, хотя в какой-то момент они выросли на 32%.
Тем не менее, цены на сырую нефть нигде не выросли так сильно, как на энергетический уголь, что может быть отражением того, что грузы в Россию все еще доставляются, но это может измениться с апреля.
http://ru.reuters.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу