30 марта 2022 ЦентроКредит | Нефть
Вероятно, потребуется целых два года, чтобы мировое потребление нефти нормализовалось после того, как кризис коронавируса привел к значительному падению спроса в 2020 году. Но по мере того, как экономика восстанавливается, мы считаем, что мировой спрос на нефть находится на пути к устойчивому превышению уровня 2019 года к июлю 2022 года и еще большему росту в течение 2022 года. После роста на 5,6 млн баррелей в сутки в 2021 году мы ожидаем, что мировой спрос на нефть вырастет еще на 3,2 млн баррелей в сутки в 2022 году и достигнет 100,7 млн баррелей в сутки — 200 тыс. баррелей в сутки выше уровня 2019 года и рекордно высокого уровня. Согласно нашим прогнозам, в 2023 году мировой спрос на нефть может превысить рекорд 2022 года и составить в среднем 102,5 млн баррелей в сутки. После этого начального периода восстановления чрезмерного роста в 2021–2023 годах рост мирового спроса замедлится, но общий спрос на нефть, вероятно, продолжит последовательно увеличиваться ежегодно до 2030 года. В целом, мы ожидаем, что мировой спрос на нефть достигнет 107,5 – 108 млн баррелей в сутки в 2030 году, что значительно превышает уровни 2019 и 2021 годов.
Ожидания по мировому спросу на нефть

Для будущего спроса на нефть выделяются семь ключевых моментов:
• Основной причиной значительного потребления нефти является тот факт, что она недорогая, относительно обильна и легко перемещается. Без учета затрат на углерод, когда речь заходит о том, сколько энергии люди получают за каждый потраченный доллар, нефть является золотым стандартом: ничто другое в нашей повседневной жизни не приближается к тому, чтобы обеспечить такое количество энергии на единицу объема при таких низких затратах.
• Декарбонизация (то есть электрификация) потребует значительное количество времени для многих секторов за пределами легких транспортных средств. Из почти 200 стран, подписавших Парижское соглашение по климату, 129 стран, а также Европейский союз представили новые целевые показатели, определяемые на национальном уровне. Некоторые крупные экономики, такие как Китай, Южная Корея, Япония, Канада, Великобритания и Европейский союз, представили подробные меры достижения своих целей по сокращению выбросов.
За редким исключением большинство политиков пришли к выводу, что переход к низкоуглеродной экономике по сути приравнивается к электрификации, при этом некоторые роли отводятся батареям, водороду, аммиаку и биотопливу, предполагая, что для достижения углеродной нейтральности почти каждый аспект жизни людей к 2050 году должен быть электрическим с использованием возобновляемых источников энергии. Примечательно, что в основе большинства предложений лежит безуглеродная выработка электроэнергии, причем основная цель их достижения варьируется от 2035 года в США до 2060 года в Китае.
• Наличие надежных, доступных и масштабируемых технологий является основой эффективной стратегии перехода к энергетике. Однако, касаемо нефти и учитывая горизонт нашего прогноза (2030 год), единственной крупномасштабной технологией, которая в настоящее время коммерчески зарекомендовала себя и принята как производителями, так и потребителями, является электрификация транспортных средств малой грузоподъемности — сектор, на который приходится 28% мирового спроса на нефть.
Анализируя другие области потребления нефти, общая концепция для различных промышленных секторов, на долю которых приходится 31% глобальных выбросов парниковых газов и 13% мирового спроса на нефть, заключается в том, что в настоящее время существует ряд доступных путей декарбонизации, но они экономически нецелесообразны из-за отсутствия конкретных стимулов для поддержки низкоуглеродного решения (например, налог на выбросы углерода).
В других секторах, таких как нефтехимия, грузовые перевозки большой грузоподъемности, морские перевозки на большие расстояния и воздушный транспорт, технологии обезуглероживания просто еще не существуют в масштабах, необходимых для декарбонизации до 2030 года. На долю этих секторов в совокупности приходится 57% мирового потребления нефти, и спрос на них будет продолжать неуклонно расти, по крайней мере, в течение всего периода нашего прогноза.

• Бензин — единственный продукт, спрос на который, как мы видим, снижается в течение текущего десятилетия, используя 2019 год в качестве ориентира. В то время как внедрение электрификации приведет к снижению потребления бензина в течение следующего десятилетия, спрос в секторах, не связанных с легкими транспортными средствами, будет продолжать расти, поскольку альтернативные технологии с низким содержанием углерода сталкиваются с проблемами стоимости и масштабируемости, тем самым изолируя общий спрос на нефть от более значительных потерь.
• Мировой спрос на нефть не достигнет пика до 2030 года, но рост в течение следующего десятилетия, скорее всего, будет опережающим. В то время как мировой спрос на нефть, по прогнозам, увеличится на 10 млн баррелей в сутки в течение 2021–2030 годов, более 70% этого роста спроса произойдет в течение первой половины десятилетия, главным образом в рамках восстановления после коронавируса. В основном это обусловлено нормализацией мобильности и базовым макроэкономическим фоном.
• Спрос со стороны развивающихся рынков, согласно нашим предположениям, будет продолжать сильно расти в течение предстоящего десятилетия, что приведет к росту мирового спроса на нефть до 2030 года. Высокие темпы роста населения, повышение уровня жизни и расширение среднего класса приведут к увеличению спроса на индивидуальные автомобили и авиаперелеты. Напротив, более быстрые темпы перехода к энергетике и неблагоприятная демография, скорее всего, приведут к снижению потребления нефти в развитых странах в течение следующего десятилетия. Фактически, по нашим оценкам, спрос в некоторых крупных развитых странах / регионах, таких как Европа, Канада и Япония, вероятно, уже достиг своего пика. Спрос со стороны США — крупнейшего в мире потребителя нефти — будет продолжать расти, отчасти благодаря законопроекту об инфраструктуре в размере 1 триллиона долларов, принятому в ноябре прошлого года.
Рост спроса на нефть

• Без инициатив по декарбонизации, по нашим оценкам, мировой спрос на нефть, вероятно, составит в среднем 111,3 млн баррелей в сутки в 2030 году. Регионы, которые до сих пор возглавляли усилия по переходу к энергетике, станут центрами растущего спроса на нефть, в первую очередь на бензин и газойль. Только в развитых странах мира к 2030 году к общему мировому спросу на нефть добавится более 1,7 млн баррелей бензина и 1,3 млн баррелей газойля, если электрификация транспортных средств остановится.
Хотя мы не видим никакого замедления спроса на нефть и нефтепродукты в развивающихся странах, существует потенциальный риск повышения наших прогнозов относительно спроса на нефть в Китае. По нашим оценкам, в результате высокого целевого показателя продаж новых электромобилей спрос на бензин в Китае, вероятно, к концу 2030 года будет на более низком уровне, чем в 2019 году, в то время как меры по ограничению загрязнения должны продолжать оказывать давление на спрос на дизельное топливо. С недавними объявлениями о сокращении субсидий и нехватке энергии во 2 полугодии 2021 года риски для китайских усилий по декарбонизации возросли. В случае, если цели в области климата отойдут на второй план, Китай может значительно увеличить спрос на бензин и газойль.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба