Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Глобализация закончилась? Слухи сильно преувеличены » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Глобализация закончилась? Слухи сильно преувеличены

18 апреля 2022 MarketWatch
Генеральный директор BlackRock Ларри Финк (Larry Fink) лишь наполовину прав в отношении того, что процессу глобализации пришел конец, полагает Ави Федергрюен (Awi Federgruen), известный математик и профессор бизнес-школы Колумбийского университета. По его словам, наступила новая эра мировой торговли, и она создаст рабочие места в США. Глобализацию необходимо реформировать, а не отвергать, отмечает профессор.

Когда президент России Владимир Путин начал проведение "специальной военной операции" на Украине, многие предсказывали, что конфликт быстро закончится, а над Киевом будет развеваться российский флаг. Однако аналогично тому, как были преувеличены прогнозы относительно развития ситуации на Украине, преувеличены и предсказания в отношении завершения процесса глобализации в качестве последствия данного конфликта.

В своем ежегодном письме акционерам генеральный директор BlackRock Ларри Финк заявил, что конфликт на Украине "положит конец глобализации, которую мы наблюдали в течение последних трех десятилетий". Аргументы Финка отражают привычное мышление представителей советов директоров многих западных компаний.

Несмотря на то, что недавние события, в том числе пандемия COVID-19, выявили ряд проблем, среди которых уязвимость глобальных цепочек поставок, говорить о том, что глобализации настал конец, было бы чрезмерной реакцией и серьезной ошибкой. Вместо этого компаниям необходимо диверсифицировать свои источники поставок, и выбирать в качестве партнеров близлежащие предприятия в Северной Америке или Европе.

Задолго до начала спецоперации на Украине компании уже отказывались от закупки определенных товаров из единственного источника. Например, второй по величине в мире производитель автомобилей Volkswagen неуклонно увеличивает свои инвестиции в Европу и США, чтобы сократить зависимость от китайского рынка и усилить слабые цепочки поставок.

Мировой лидер в полупроводниковой отрасли Intel, в свою очередь, еще в прошлом году пересмотрел свою многолетнюю стратегию аутсорсинга. Компания обязалась инвестировать $20 млрд в открытие двух заводов в Аризоне и $40 млрд в расширение производственных мощностей в Западной Европе, чтобы уменьшить зависимость от политически нестабильного Тайваня, на который приходится порядка 61% производства полупроводников в мире.

Мировые компании осознали, что экономия за счет цен, связанная с оффшорным производством, нивелируется множеством негативных факторов, в том числе длительными сроками выполнения заказов, что приводит к росту затрат на складские запасы, либо к низкому уровню обслуживания. Более того, цепочки поставок компании должны быстро реагировать на изменения в структуре затрат, таких как затраты на оплату труда или транспортировку, а также на колебания процентных ставок, валютных курсов и тарифов.

К примеру, стоимость китайской рабочей силы, выросла почти в три раза в период с 2000 по 2016 год, в то время как в Северной Америке и Европе этот показатель практически не изменился. В то же время, степень автоматизации в швейной промышленности, например, значительно возросла, что сократило преимущество оффшорных объектов.

Признавая это, все больше американских компаний за последнее десятилетие начали переходить к частичному оншорингу (аутсорсинг бизнес-процессов в другую компанию, расположенную в той же стране, что и заказчик – ред. Finam.ru), и эта тенденция лишь ускорилась из-за пандемии и начала спецоперации на Украине.

Многие компании, в том числе Adidas и Nike, открыли инновационные фабрики, получившие название "speed factories" - небольшие заводы в Северной Америке, которые дополняют, а не заменяют крупные оффшорные предприятия. Даже китайский производитель компьютеров Lenovo диверсифицировал свои риски в 2013 году, открыв предприятие в Северной Каролине.

Вместо того чтобы надеяться на единственный источник поставок, эти и другие компании разумно применяют диверсифицированный подход к источникам поставок, что открывает для них возможность быстро реагировать в ответ на политические и другие факторы. "Мы с коллегами в недавних исследованиях показали, как именно это работает, продемонстрировав, что компании могут сократить расходы и лучше удовлетворять потребности потребителей, закупая хотя бы 20% объема у второго, но более близлежащего предприятия-поставщика", - отмечает Ави Федергрюен.

Национальная промышленная политика США лишь усиливает эти тенденции. Менее чем через месяц после вступления в свою должность президент Джо Байден подписал указ, призывающий к созданию более устойчивых цепочек поставок. Затем, в августе 2021 года, он подписал указ с целью надежного обеспечения основными лекарствами, который предусматривал "требования к закупкам между двумя или более производителями". Совсем недавно Байден согласился также увеличить продажи нефти и газа из США в Европу, чтобы уменьшить зависимость региона от российских энергоресурсов.

Тем не менее, указы правительства не имеют долгосрочного воздействия, а также подвержены изменениям в случае смены администрации президента. Кроме того, они должны сопровождаться конкретными законодательными мерами. В июне 2021 года Сенат США принял Закон об инновациях и конкуренции (USICA) двухпартийным голосованием. Поддержало законопроект 68 членов, а 32 высказались против. Законопроект предусматривал выделение $52 млрд на поддержку отечественного производства полупроводников. Однако с тех пор данный законопроект застрял на рассмотрении в Палате представителей США, в результате чего Intel была вынуждена перевести свой бизнес в Западную Европу.

Возвращение рабочих мест из-за рубежа в США - это не только хорошая политика для компании, но и для должностных лиц, стремящихся к переизбранию во времена популизма. Глобальные тенденции ставят на первый план необходимость диверсификации глобальных цепочек поставок, и компании, разумно подходящие к своей деятельности, уже начали действовать соответствующим образом. Теперь и американским лидерам необходимо переходить к действиям, чтобы обеспечить реформу глобализации в 21-м веке.