Обзор российских компаний продуктового ритейла - X5, Магнит, Лента » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Обзор российских компаний продуктового ритейла - X5, Магнит, Лента

7 июня 2022 General Invest | Магнит Лента X5 Retail
Обзор российского рынка продуктового ритейла

Сектор продуктового ритейла (розничных продаж) считается защитным в условиях экономического кризиса, характеризующегося среди прочего высокой инфляцией, поскольку продукты питания - товары первой необходимости, которые в кризис продолжают пользоваться спросом. Инфляционная среда может позволить показать компаниям сектора высокие темпы роста благодаря возможности переложить инфляцию на покупателей. Зависимость компаний продуктового ритейла от импорта также не слишком высока (по оценкам, от 7% до 15%), что снижает негативный эффект разрыва цепочек поставок. Кроме того, неожиданно сильный рубль во втором квартале отчасти благоприятно влияет на компании, ориентированные на внутренний рынок, хоть на продуктовый ритейл и в меньшей степени.

Основные компании сектора продуктового ритейла, которые представлены на фондовом рынке, являются сетевыми крупными игроками с широко разветвлённой сетью магазинов как по регионам, так и по форматам. В этой связи еще одним благоприятным для сектора фактором может стать постановление правительства о том, что в качестве временной меры ритейлерам будет разрешено занимать долю рынка более 25%. Ранее в целях поддержания конкурентной среды эта сфера подвергалась ограничениям, но сейчас, когда ряд западных ритейлеров уходят с российского рынка, это послабление позволяет отечественным игрокам приобретать активы иностранных игроков, причем зачастую с дисконтом.

Основными рисками для сектора продуктовой розницы являются экономические, а именно снижение доходов населения и покупательной способности, а также риски гиперинфляции, которые могут сильно ограничить способность игроков перекладывать рост цен на потребителя.

На более длинном горизонте российский продуктовый рынок, несмотря на значительный прогресс в последние годы, имеет все еще существенный потенциал роста. Российский рынок ритейла на сегодняшний день оценивается примерно в 18 трлн рублей. По оценкам экспертов, к 2025 г. он может достичь 23,8 трлн руб., а к 2030 г. - 28,5 трлн рублей. На фондовом рынке наиболее ликвидными акциями продуктовых ритейлеров являются лидеры отрасли - компании X5 (FIVE RX), Магнит (MGNT RX) и Лента (LNTR RX).

Обзор российских компаний продуктового ритейла - X5, Магнит, Лента




Описание и структура акционеров компаний

X5 Retail Group (FIVE RX)

Форматы: сети «Пятерочка» (у дома), «Перекресток» (супермаркеты), «Карусель» (гипермаркеты, их доля сокращается), «Чижик» (дискаунтеры). Под управлением компании находится более 19 000 магазинов. Сеть обладает лидирующими позициями в Москве и Санкт-Петербурге, но также хорошо представлена в европейской части России. Большая часть оборота обеспечивается именно магазинами Пятерочка формата «у дома» (около 66%), что в текущих условиях является более предпочтительным для потребителя, как видно из последних тенденций отрасли. Развитие сети Чижик также может позволить компании лучше адаптироваться к текущим условиям. Компания активно развивает онлайн бизнес и альтернативное направление – облачную платформу. Под управлением Компании находится 43 распределительных центра и парк из более 4 000 собственных грузовых автомобилей на территории Российской Федерации.



Головная компания X5 Group зарегистрирована в Нидерландах. Акционерами X5 являются структуры основателей "Пятерочки": CTF Holdings SA владеет 47,86%, Intertrust Trustees Ltd (Axon Trust) владеет 11,43%. CTF Holdings S.A. входит в «Альфа-групп» миллиардеров Михаила Фридмана, Германа Хана, Алексея Кузьмичева и их партнеров. Напомним, что все они сейчас находятся под санкциями и в то же время находятся за границей, и судя по имеющимся данным, возвращаться пока не собираются. Директорам X5 принадлежат 0,10%, доля казначейских акций составляет 0,01%, доля акций в свободном обращении - 40,60%. Глобальные депозитарные расписки компании обращаются на Лондонской фондовой и Московской биржах под тикером FIVE. На московской бирже компания торгуется как ГДР. Каждая ГДР соответствует 0,25% одной обыкновенной акции.

ПАО «Магнит» (MGNT RX)

Форматы: Магазины у дома «Магнит» и «Дикси», супермаркет «Магнит Семейный», суперсторы «Магнит Экстра» и «Мегамарт», магазин непродовольственных товаров для женщин «Магнит Косметик», омниканальная сеть аптек «Магнит Аптека». Всего у компании более 26 000 магазинов. В качестве новых перспективных направлений ПАО «Магнит» рассматривает развитие сети жестких дискаунтеров, точек сити-формата, автоматизированных киосков, магазинов DIY и собственного сервиса доставки. Кроме того, компания запустила новый сервис «Магнит Доставка». Под управлением ПАО «Магнит» находится 45 распределительных центров и парк из более 5 416 собственных грузовых автомобилей на территории Российской Федерации.




Marathon Group, которая владеет 29,2% акций ПАО «Магнит», принадлежит Александру Винокурову, бизнесмену и зятю министра иностранных дел Сергея Лаврова, который не так давно выкупил долю у банка ВТБ (в ноябре 2021 г.), который в свою очередь выкупил долю у основателя компании Сергея Галицкого. Ранее у компании были депозитарные расписки на иностранных биржах, но в связи с новым законом 114-ФЗ, эти расписки будут конвертированы в обыкновенные акции (компании было отказано в сохранении программы ДР). Конвертация после ее реализации может сформировать некоторое увеличение предложения акций на рынке, учитывая, что на расписки приходилось более 27% уставного капитала компании.

МКПАО «Лента» (LNTR RX)

Лента является крупнейшей сетью гипермаркетов в России и четвертой среди крупнейших розничных сетей страны по выручке. Компания развивает форматы гипермаркетов, супермаркетов, а также недавно запустила новый формат магазинов у дома под брендом «Мини Лента». Лента также дает покупателям возможность совершать покупки онлайн, через свои сервисы click-and-collect и услуги экспресс-доставки. По состоянию на 31 марта 2022 года под управлением «Ленты» находилось 254 гипермаркета и 541 супермаркета общей торговой площадью более 1,77 млн кв. м более чем в 200 городах и населенных пунктах России. Под управлением компании также находится 14 распределительных центров и 65% недвижимости “Ленты” находится в собственности.



Основной акционер - Севергрупп (77,99% акций) - является структурой Северстали. 19 мая стало известно, что Лента, в отличие от Магнита, получила разрешение от правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации на сохранение листинга своих депозитарных расписок за рубежом до 13 мая 2023 г.

Доля рынка, географическое присутствие, количество магазинов (по состоянию на 31.03.2022)



Таким образом, по количеству магазинов и глубине охвата рынков X5 и Магнит более или менее сопоставимы (доля рынка X5 незначительно превышает долю рынка Магнита при чуть меньшем количестве магазинов), тогда как Лента существенно меньше конкурентов как по объёму торговой площади, так и по количеству магазинов, выручке и доле рынка.

Операционные показатели за 2021 год



В 2021 г. Магнит активно развивался, демонстрируя опережающие по отношению к X5 темпы прироста числа магазинов и торговых площадей. Показатель роста сопоставимых продаж также превысил соответствующий показатель X5 на 1,9 п.п. (7% против 5,1% у X5), опередив всех основных конкурентов. Лента в прошлом году продемонстрировала рекордный прирост числа магазинов и торговых площадей, однако по показателю роста сопоставимых продаж (LFL) (один из ключевых показателей для ритейлеров) она сильно отставала от конкурентов.

Основные операционные показатели за 1кв.22г.



В 1 кв. 2022 г. ситуация несколько изменилась в том числе благодаря взрывному росту спроса на фоне геополитического кризиса, девальвации рубля после начала СВО и введенных в отношении России западных санкций. X5 и Магнит показали сопоставимые темпы роста LFL около 12%. При этом Магнит выделяется менее высокими темпами роста трафика, но более внушительным приростом среднего чека. Лента показала рост LFL существенно лучше прошлогоднего показателя, но по-прежнему меньше конкурентов. Рост среднего чека показал более стремительную динамику, чем у Х5 (как и у Магнита).

Финансовые результаты за 2021 год



X5 по-прежнему является крупнейшей розничной сетью по выручке, но в 2021 г. наиболее высокие темпы роста выручки продемонстрировал Магнит. Более того, указанная цифра не учитывает сделку приобретения сети Дикси (13% итоговой выручки). С Дикси рост выручки составил 38%. Магнит также имеет сопоставимую с X5 рентабельность EBITDA и более высокую по сравнению с X5 маржинальность по чистой прибыли за 2021 г.

Финансовые результаты за 1кв.22г.



В 1 кв. 2022 Магнит сохранил лидерство по темпам прироста выручки, что было связано, среди прочего, с приобретением сети Дикси. Но даже без учета Дикси, рост выручки у Магнита составил 18,8%, что сопоставимо с X5 (19,1%). Лента продемонстрировала опережающий рост, но насколько это устойчиво пока не ясно. По рентабельности EBITDA Магнит сопоставим с X5. Лента снова отстает. Магнит также продемонстрировал опережающий рост по рентабельности чистой прибыли за 1 кв.22г (2,0% по сравнению с 0,8% и 0,6% для X5 и Ленты).

После начала военной операции России в Украине в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры все ритейлеры заморозили свои инвестиционные планы, в том числе планы по открытию новых точек, а также различные маркетинговые программы, включая программы ребрендинга. Все ритейлеры отозвали прогнозы как по капрасходам, так и по основными операционным и финансовым показателям. Выплата дивидендов за 2021 г. также была приостановлена. Причем в случае X5 выплата дивидендов наиболее маловероятна ввиду иностранной юрисдикции компании.

Во 2 кв. Магнит, вероятно, будет ощущать еще положительный эффект от консолидации Дикси. Компания сообщила, что в апреле рост выручки и LFL-продаж был выше среднего показателя за 1 кв. 2022 г., но ниже мартовского результата. Эффект ажиотажного спроса ушел, покупательская активность нормализовалась, трафик стабилизировался, но на фоне ускорения инфляции средний чек продолжил рост ускоренными темпами.

Оценка и инвестиционное заключение



X5 и Магнит стали пионерами развития современного продуктового ритейла в России и являются абсолютными лидерами этой отрасли. За последнее десятилетие обе сети наращивали торговые площади средними темпами около 17% в год, создали мощную логистическую инфраструктуру. Тем не менее, оценка акций этих компаний в последние годы остается низкой, что отражает сравнительно низкую доходность в секторе (10-11,5% по EBITDA), в том числе обусловленную высокой конкуренцией в данной сфере. В настоящее время и Магнит, и X5 торгуются с рекордно низкими мультипликаторами, отражающими геополитические риски. В условиях повышенной инфляции мы полагаем, что компании могут увеличить выручку темпами не ниже инфляции и сохранить рентабельность примерно на уровнях прошлого года благодаря переносу инфляции на потребителей.

В этом году риски более жесткой конкуренции со стороны онлайн-игроков, таких как Озон, несколько снижены, поскольку такие компании сами испытывают значительные трудности по многим причинам. Кроме того, рынок потерял ряд иностранных кокнурентов. Тем не менее, сохраняются риски конкуренции со стороны формата жестких дискаунтеров, популярность которых растет в кризисные времена.

Отметим при этом, что при сопоставимом размере, охвате рынка, эффективности и т.п. компания X5 стоит в два раза дешевле Магнита и даже дешевле, либо на уровне мультипликаторов Ленты (по Ленте мы используем не прогнозные результаты, а показатели 2021 г.). Этот значительный дисконт обусловлен рядом факторов, главными из которых являются, на наш взгляд:

Иностранная юрисдикция компании в недружественной стране (Нидерланды) и санкции против основных акционеров, которые к тому же находятся за границей. Иностранная юрисдикция не позволяет в текущих условиях выплачивать дивиденды, даже если финансовое положении компании позволяет, поскольку иностранная материнская компания просто не сможет их получить.

Некоторое отставание со стратегической точки зрения. Компания так и не успела заключить партнерское соглашение с каким-то крупным игроком в IT сфере, как было обещано. В сфере M&A у компании пока тоже ничего не происходит, тогда как Магнит приобрел сеть Дикси и может существенно выиграть от эффекта синергии в 2022 г. Кроме того, у Магнита есть потенциал для структурно более высокой прибыльности по сравнению с X5 благодаря работе косметических магазинов (8% выручки во 2П21) с более высокой маржой, а также собственным производственным мощностям и административным помещениям.

На данный момент Магнит (MGNT RX) является нашим фаворитом в сегменте продуктового ритейла РФ. В 1 кв. 22 г. компания демонстрировала высокую операционную и финансовую эффективность, имеет стратегическое преимущество в виде эффекта синергии от покупки Дикси, и при этом лишена тех рисков, которыми характеризуется X5.

X5 также выглядит хорошей ставкой на восстановление оценки сектора, однако на текущий момент характеризуется значительными рисками, снижение которых на коротком горизонте не видится вероятным. При снятии рисков, связанных с геополитикой и санкциями, акции могут продемонстрировать значительный отскок.

Акции Ленты пока не рассматриваем в качестве рекомендации к покупке. Несмотря на то, что в 1 кв. 22 г. компания показала неплохой рост финансовых показателей, на текущий момент неясно, насколько он будет продолжительным. Маржинальность Ленты пока ниже, чем у конкурентов. В стратегическом плане компания находится в менее привилегированном положении, поскольку 80% выручки компании по прежнему приходится на гипермаркеты, а в условиях кризиса падение доходов населения может привести к сокращению спроса на большие форматы магазинов.

Основные риски

Ключевой риск для всех рителейров – макроэкономический. Падение доходов населения ведет к снижению темпов роста выручки. Первыми будут страдать высокомаржинальные форматы магазинов и продукты питания, что может сказаться на рентабельности компаний.

Рыночные – усиление конкуренции со стороны жестких дискаунтеров и онлайн игроков, что может негативно сказаться на рентабельности ритейлеров.

Регуляторные – государство может ограничивать способность ритейлеров переносить эффект инфляции на потребителей.

https://generalinvest.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter