О судьбе российского автопрома. На чем будем ездить? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


О судьбе российского автопрома. На чем будем ездить?

12 сентября 2022 ИХ "Финам" Аседова Наталия
В конце августа Минпромторг России представил проект стратегии развития российского автопрома до 2035 года. Базовый сценарий предусматривает продажи автомобилей в нашей стране на уровне 800 тысяч штук в текущем году, порядка 1,6–1,7 млн в 2026 году и около 1,9 млн - в 2035 году. В пессимистичный вариант заложен выпуск 1,3 млн автомобилей к 2026 году.

Ключевыми целями данной стратегии является обеспечение технологического суверенитета автомобильной промышленности, а также удовлетворение потребности российского рынка в конкурентоспособной на мировом уровне продукции с высоким уровнем локализации (не менее 80%).

Что сейчас происходит на автомобильном рынке России? Каковы перспективы параллельного импорта? Что ждет российский автопром в ближайшее время? В этих и других вопросах решил разобраться Finam.ru, собрав также мнения экспертов.

Что с продажами?

Согласно последним данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), автомобильный рынок России сократился в августе 2022 года на 62,4%. При этом за январь-август продажи упали на 60,7%. Это произошло из-за дефицита необходимых компонентов и автомобилей в результате приостановки деятельности иностранными брендами.

Как показал отчет АЕБ, продажи "АВТОВАЗа" за прошлый месяц снизились на 7%, а за 8 месяцев этого года - на 59%. Продажи "ГАЗа" просели в августе на 44%, а за январь-август - на 36%. Кроме того, заметные потери понес бренд Lexus - его продажи в августе снизились на 99%, а с начала года продажи упали на 87%.

Продажи поддержанных авто также упали в августе (25% г/г). По оценкам Автостата, практически все популярные автомобильные бренды показали снижение. 25% продаж автомобилей пришлось на LADA, а снижение реализации составило 22% г/г. На втором месте оказалась Toyota с удельным весом 11%, а объем продаж упал на 25% г/г.

Между тем в подготовленном Минпромторгом проекте Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года отмечается, что внутренний спрос на автомобили всех сегментов в России в первом полугодии 2022 года упал на 55% г/г ввиду изменения геополитической ситуации. "Торговые войны США и Китая, нарушение цепочек поставок во всем мире по время пандемии COVID-19 в 2020-2022 годы обусловили дефицит полупроводников и микроэлектроники в мире и в Российской Федерации, рост цен на сырье (в частности, цена на сталь в 2021 году выросла на 80%) и компоненты, которые усугубились значительным ростом цен на энергоносители в 2022 году", - говорится в тексте проекта.

Все это создает новые условия функционирования, а также вызовы для отрасли, требуя стратегического ответа.

Картина на рынке автокредитования улучшается

Российский рынок автокредитования демонстрирует уверенный рост пять месяцев подряд, несмотря на сохраняющийся дефицит автомобилей и сезонный фактор, связанный с периодом летних отпусков, говорится в исследовании экспертов ВТБ. В августе продажи в этом сегменте увеличились на 30% и превысили 72 млрд рублей. Всего по итогам восьми месяцев года, по оценке ВТБ, выдачи автокредитов в России составили почти 437 млрд рублей.

"Помимо отложенного с весны спроса, драйверами выдач сейчас выступают существенное снижение ставок по банковским кредитам и льготная программа. Благодаря поддержке государства мы фиксируем восстановление сегмента новых машин. По итогам августа доля таких транспортных средств в продажах автокредитов ВТБ резко выросла и достигла 54%", - прокомментировал вице-президент, начальник управления организации продаж автокредитов ВТБ Владимир Высоцкий. Он ожидает, что на фоне дальнейшего налаживания поставок комплектующих и возобновления выпуска машин новые авто продолжат отвоевывать свои позиции.

В то же время глава "АВТОВАЗа" Максим Соколов в ходе своего выступления в рамках Восточного экономического форума заметил, что многие нуждаются в социальной поддержке. Говоря о программе кредитования, он заявил, что в качестве идей, которые можно обсудить, стоит рассмотреть перечень новых категорий, например пенсионеров, использование материнского капитала на приобретение автомобиля. Соколов полагает, что это подстегнет спрос и, как следствие, даст развитие автомобильному производству, и здесь есть хорошее поле для творчества.

О новинках

По словам исполнительного директора агентства "АвтоСТАТ" Сергея Удалова, которые приводит издание "Автоновости дня", лидерами авторынка в последнее время стали российские и китайские автомобили. В частности, доля отечественных автопроизводителей в августе составила 38,7%, а "китайцев" - 25,9% от общего объема рынка.

Многие эксперты ожидают, что доля китайских автомобилей, которые продолжают завозиться, а также производятся в РФ, будет расти и далее после того, как большинство крупных европейских компаний ушли из России. При этом, по данным Autonews.ru, в скором времени самыми интересными новинками из Поднебесной станут такие модели, как Haval Dargo, Geely Monjaro, Changan Uni-K, JAC S6, GAC GS8, FAW Bestune B70, Great Wall Tank 700 и Dongfeng Rich 6.

О судьбе российского автопрома. На чем будем ездить?


О запуске новой линейки легких коммерческих автомобилей в рамках ВЭФ-2022 сообщила и компания "СОЛЛЕРС Авто". Производство новой линейки авто будет осуществляться на территории ОЭЗ "Алабуга". Так, ООО "СОЛЛЕРС Алабуга" - дочернее общество ПАО "СОЛЛЕРС Авто" (100%) – начнет выпуск двух новых моделей LCV уже в текущем году.

Новые автомобили могут поступить и с рынка Ирана. В середине августа директор компании Iran Khodro объявил, что до конца 2022 года его предприятие намерено начать экспорт автомобилей в Россию. По словам главы Iran Khodro Мехди Хатиби, переговоры с российской стороной уже проведены и определенные договоренности достигнуты.

Есть ли будущее за электромобилями в России?

Российское правительство планирует развивать транспорт на электрической тяге, при этом намерено стимулировать спрос на такие автомобили за счет расширения сети электрозаправочных станций, а также субсидий производителям и потребителям.

Тем не менее, масштабный переход на производство электромобилей в ближайшее время маловероятен. Таким мнением в рамках ВЭФ поделился президент "АВТОВАЗа" Максим Соколов. Масштабный переход на электромобили самим "АВТОВАЗом" также пока не планируется.

По словам Соколова, многообразие России и ее климатических зон является ярким подтверждением того, что переход на электромобили повсеместно и быстро не произойдет. "Мы видим, что в зимних условиях емкость батареи сильно снижается, там процентов на 20%, а где-то даже и больше", - подчеркнул Соколов. Тем не менее, он также заметил, что в крупных конгломерациях, таких как Московская или Санкт-Петербургская переход на использование электромобилей может происходить гораздо быстрее.

Что касается планов "АВТОВАЗа" в данной области, то уже в 2023 году компания намерена приступить к производству опытной партии электромобиля Lada e-Largus. "Первые прототипы - обращаю внимание, достаточно высоколокализованного российского электромобиля - появятся уже в конце этого года, а в следующем рассчитываем запустить опытную партию. Не будем говорить серийную, это все-таки опытная партия, хотя, может быть в рамках следующего года дойдет и до серии небольшой", - заметил Максим Соколов в рамках Восточного экономического форума.

Что ждет российский автопром?

"АВТОВАЗ", в частности, ставит целью выпустить около 500 тысяч автомобилей в 2023 году. По словам президента компании Максима Соколова, программы поддержки автопрома со стороны правительства должны быть направлены в первую очередь не на производство, а на спрос. В частности, в минувшие месяцы наблюдались высокие объемы продаж автомобилей благодаря программам льготного автокредитования. Продажи Lada Granta, к примеру, выросли в августе по отношению к июлю этого года почти на 80%.

Тем не менее, по мнению аналитиков "Промсвязьбанка", в дальнейшем ситуация на рынке новых легковых автомобилей в России будет оставаться достаточно сложной. Консервативный сценарий экспертов предполагает снижение продаж новых легковых авто и LCV в 2022 году на 40% г/г. "Стабилизация может начаться не раньше октября-ноября, когда производство будет адаптировано под текущие условия, заводы иностранных автопроизводителей в России выйдут из простоя и увеличатся продажи автомобилей в рамках параллельного импорта", - полагают эксперты. Кроме того, они отмечают, что ситуация на рынке подержанных легковых автомобилей также будет непростой ввиду практического отсутствия программ льготного автокредитования рынка б/у автомобилей и дефицитом комплектующих. По оценкам аналитиков "Промсвязьбанка", снижение продаж подержанных автомобилей в 2022 году составит 20-30% г/г.

Эксперты "Открытие Авто", в свою очередь, заявляют, что российский автомобильный рынок находится в режиме перманентного снижения уже больше года. Поначалу на этот процесс оказывал влияние мировой дефицит полупроводников, значительно затронувший автомобильную отрасль, и, как следствие, вызванные им проблемы с логистическими цепочками. В 2022 году к этому добавились санкции, в результате чего постепенно были прекращены поставки новых машин и приостановлена деятельность почти всех иностранных автопроизводителей на территории России. "В таких условиях возврат рынка к прошлогоднему уровню – долгосрочная перспектива, поскольку геополитическая обстановка в настоящее время с трудом прогнозируется", - подчеркивают они.

Тем не менее, эксперты отмечают, что восстановление авторынка наблюдается третий месяц подряд (продажи новых автомобилей за последний месяц лета оказались почти на 30% выше по сравнению с июлем текущего года). Позитивную повестку, по их словам, формирует раскручивающийся маховик госпрограмм, наращивание производства на "АВТОВАЗе", увеличение кредитных сделок, а также крупные поставки китайских марок корпоративным заказчикам. В числе отрицательных факторов аналитики отмечают иссякающие запасы новых автомобилей иностранных брендов и спад покупательской способности населения на фоне высоких цен.

По мнению экспертов, если нынешние реалии авторитейла не претерпят сильных метаморфоз, то все будет идти по сценарию преобладания на российском рынке отечественных производителей наряду с китайскими марками, гамма которых может существенно расшириться. "Поставки новых иномарок в рамках параллельного импорта в силу определенных сложностей не насытят рынок в необходимом объеме, а локализация моделей под брендами "Москвич" и "Соллерс" находится на нулевом этапе с неясной перспективой. Иранский автопром пока также только прощупывает почву перед выходом на рынок", - заключают эксперты.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter