Двойной курс обмена валют: что если такое случится в России » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Двойной курс обмена валют: что если такое случится в России

24 октября 2022 БКС Экспресс | Рубль Емельянов Валерий
Новые ужесточения в тарифах брокеров делают валюту западных стран все менее доступной, а потенциальные санкции против НКЦ могут вообще остановить биржевые торги по доллару. Разберемся, к чему это может привести.

Как меняли валюту в 1990-е и 2000-е

По объему валютных торгов Мосбиржа — одна из крупнейших в мире, а по некоторым показателям входит в глобальный топ-3. Это связано с тем, что в России обмен валют по факту централизован: банки и экспортеры конвертируют поток выручки и внешних платежей в основном на открытых торгах на одной площадке.

Но так было не всегда. До дефолта 1998 г. биржа была лишь одной из площадок, где формировались курсы валют. Основным источником котировок был межбанковский рынок, в частности система СЭЛТ для прямого двустороннего расчета между банками. И ее доминирование сохранялось до середины 2000-х.

Затем внутри биржи появился мощный клиринговый центр (НКЦ), и она постепенно вытеснила все остальные механизмы, став единственным источником для официальных курсов. Но это — чисто российский феномен. Большинство валют в мире по-прежнему торгуются в основном на межбанке (форексе).

Новый курс для ЦБ России

Санкции против НКЦ пока не введены и не факт, что будут. Но отношения клирингового центра с зарубежными банками-корреспондентами остаются напряженными. Это видно по тому, как растут комиссии за хранение валюты, купленной на бирже, и штрафные ставки по валютным сделкам.

На случай введения санкций против биржевого механизма ЦБ готовит запасной вариант возврата в внебиржевому. Это вызывает опасения у инвесторов, что в стране появятся параллельные курсы: «настоящий» банковский (он же официальный в перспективе), который будет отличаться от биржевого.

В условиях реального рынка это невозможный сценарий. Банки имеют доступ и к бирже, и к внебиржевому терминалу. Если курсы на площадках будут сильно расходиться, арбитражеры станут выкупать валюту, там, где дешевле, продавая там, где она дороже. Но возможны другие сценарии расслоения рынка, и их стоит иметь в виду.

Опыт Нигерии, Ирана и Кубы

Иногда арбитраж между площадками закрыт. Так происходит в ситуации, если государство намеренно создало параллельные рынки валюты. Самый яркий пример это Иран, где помимо официального курса (завышенного в пользу риала) есть еще экспортный (NIMA) и наличного обмена (SANA), которые примерно в 6 раз выше в пользу доллара.

Логика множественных параллельных курсов в том, чтобы позволить социально значимым отраслям (например, импортерам продовольствия) относительно дешево скупать валюту у экспортеров сырья, которые справляются и без поддержки государства. Обычно это временный режим, но в Иране он затянулся на десятилетия.

На сегодня самая крупная денежная единица с узаконенным двойным курсом это нигерийская найра. Доллар для зарубежных компаний там обходится примерно на четверть дороже основного (официального) курса. Есть также Куба, где номинальный курс (в пользу песо) существует только на бумаге, реальный (конвертируемый) курс доллара — в 20 раз выше.

Российская Империя и СССР

Для нашей страны двойной курс не является экзотикой. Напротив, большую часть своей истории рубль существовал как минимум в двух измерениях: для внутреннего пользования (наличного обмена в том числе) и для внешних расчетов (расчетов с иностранцами). Свободно конвертируемый рубль просуществовал чуть более семи лет с конца 2014 г.

В советское время была номинальная привязка рубля к золоту, де факто — к доллару США по фиксированному курсу: рубли меняли по курсу 50–70 центов, но в ограниченном объеме. При этом внешние расчеты осуществлялись в безналичных клиринговых или переводных рублях (обеспеченных иностранной валютой).

В Российской Империи бумажные рубли (ассигнации) имели собственное соотношение с золотом и иностранными валютами (в основном фунтом и франком), они постепенно обесценивались к зарубежным денежным единицам, в то время как драгоценные монеты следовали за мировыми ценами на металлы и свою стоимость в валютах держали более прочно.

Чего ждать инвестору

События последних месяцев в России подводят к тому, что у государства нет необходимости во введении параллельного льготного курса по примеру Ирана, поскольку курс безналичного доллара и так на рекордно низком уровне. Но может возникнуть необходимость ввести завышенный курс валюты для экспортеров и пополнения бюджета.

Возможность переноса валютных торгов с биржи во внебиржевой межбанковский сегмент на это никак не влияет и рисков удвоения курсов не добавляет. Это лишь страховочный механизм, который проверен многими годами мировой практики. Он успешно работает в том числе в подсанкционных странах.

Технически появление двух отдельных рынков валют возможно. Например, для юаня (CNY) и доллара Гонконга (HKD) источником котировок для официального курса останется биржа, а для доллара, евро и фунта — станут отчеты о двусторонних торгах между крупнейшими банками страны.

Выводы

• Возврат к внебиржевым торгам валютой в России возможен, но он не несет рисков появления сильно различающихся параллельных курсов.

• В создании официальных множественных курсов по примеру Ирана или Нигерии нет экономического смысла: Россия не зависит от импорта продовольствия, а рубль заметно перекуплен.

• Нельзя исключать риски санкций против НКЦ, но в этом случае они коснутся конкретных валют, например, доллара или евро — тогда торги ими полностью уйдут на внебиржевой рынок.

• Исторический опыт России, а также дефицит бюджета подталкивают к идее введения специального курса для экспортеров. Но пока у государства есть более аккуратные способы справиться с проблемой.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter