15 ноября 2022 Financial One Болгов Константин
Лето и осень 2022 года подарили частному инвестору отчетность в стиле «Голь на выдумку хитра». Только в роли голи, которую привычно исполнял сам частный инвестор, теперь выступают топ-менеджеры крупнейших корпораций.
Их хитрость оказалась под стать уму. Мы слышим о прибыльных треках банков «Сбер», но не понимаем где проходит их маршрут.
Мы радуемся рекордной выручке нефтяных компаний, как «Роснефть», но не понимаем почему такая маленькая EBITDA. В данном случае размер имеет легко просчитываемое дивидендное значение. Возникает вопрос, куда делась часть доходов. Возможно, списаны активы, сделаны резервы под их утрату или азиатские партнеры выбили гигантские скидки. Из пресс-релиза это неясно.
Зато ясно-понятно, что таким образом можно проводить практически любые бухгалтерские операции деления и вычитания, показывать любые цифры. У нас особенная стать, в Россию можно просто верить.
При этом компании второго-третьего эшелона, как пчелки, продолжают кружить над медом своего бизнеса и показывать то, что крупняк стесняется. Это проблемы со сбытом и высокими кредитными ставками, а также вопреки крупным эмитентам показывает вполне крепкие балансы. Они даже продолжают платить своим акционерам дивиденды. Пусть небольшие, 5-8%, но в условиях военного времени птички-невелички и грибы-лисички внушают надежду, что первый эшелон справится с проблемами не только сокрытия отчетности, но перечисления сгенерированного денежного потока акционерам. Лишь бы власть не придумала и для них новый налог.
Перейдя на отраслевой уровень, мы видим довольно четкое разделение российских компаний на два лагеря: циклические компании на вершине пика и стабильные внутренние сектора. С поправкой на восемь раундов санкций, которые отразились на всех, даже не упомянутых в санкционных списках. Плюс появились бенефициары импортозамещения из числа IT-структур, как «Яндекс», VK, «Позитив», которые заберут оставленный ушедшими западными игроками рынок электронной рекламы, торговли и безопасности.
Циклические компании
Высокие цены на базовые товары и дешевый рубль в первом квартале 2022 года позволили сырьевым компаниям показать рекордные выручки. Бенефициары – нефтегазовые компании: «Газпром», «Новатек», «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть». Из химической отрасли можно выделить «Фосагро», «Акрон», НКНХ, среди угольщиков «Распадскую» и «Мечел», а еще «ГлобалТранс», если обратить внимание на транспорт.
Именно такой сценарий рассматривался автором в качестве основного с 2020 года. И все бы, в соответствии с заветами Егора Летова, пошло бы по плану, но вмешался фактор геополитики, сделавший невероятную вещь. Компании показали доходы на уровне и выше, чем предполагалось, а котировки ценных бумаг полетели, как в песне «Чижа»: «Вижу в небе белую черту – мой «Фантом» теряет высоту».
Со второго квартала 2022 года экономическая активность в мире стала замедляться, а сырьевые цены перешли к стагнации и возращению к нормальности. Пока это не коснулось газовиков, но при нормализации отношений с Европой (или падении ее экономики), неизбежно снизятся и цены на природный газ.
С другой стороны инфляция издержек, рост ставок мировых центробанков и санкционное давление на российскую экономику приносят горькие плоды – денежный поток перестает расширяться и начинает подсыхать, а акционеры так и не увидели дивидендного дождя, справедливо ожидавшегося ими в последние годы.
Но здесь есть нюанс: невозможность выплат дивидендов акционерам-нерезидентам, логистические пробки при перечислении денег через недружеские депозитарии, вылились в ускоренное погашение долговых обязательств. Снижение и обнуление долгов у компаний позволяет надеяться пусть на небольшой, но стабильный денежный поток от сырьевиков «не на вершине цикла». То есть хорошие сырьевые бизнесы становятся курочками, способными принести яичко не только к Христову, но и к Юрьеву дню. В отличие от предыдущих циклов, в фазу снижения они войдут с крепкими балансами и вероятно не уйдут в убыток.
Самый яркий пример – «Распадская», компания погасившая большой долг и способная зарабатывать 5-10 рублей в квартал на акцию даже в низкой фазе цикла. В переводе на текущую цену – это 10-18% годовой дивидендной доходности. Иметь такие цифры на дне – это очень хорошо. Плюс накопленные 80-100 рублей на акцию будут греть инвестора долгими зимними ночами, когда появится возможность выплатить дивиденды.
Пробежимся по другим бумагам. Промежуточные дивиденды «Газпрома» за 1 полугодие 2022 года автор консервативно рассматривал бы как дивиденд за два года (отмененные за 2021 и внезапные за 2022). В этом случае формальные 20% оборачиваются средними по сектору 10%. Неплохо, но с учетом рисков переориентации на Восток, а также снижения цен в будущем – немного. А с учетом изъятия 3 трлн рублей в 2022-2025 годах компания теряет потенциал увеличения стоимости в разы (еще год назад это было реально).
Из нефтянников выделим «Газпром нефть» и «Роснефть». Первая – эффективная и продвинутая госкомпания, стабильно и без фокусов выплачивающая 50% по МСФО, что транслируется в двузначную дивдоходность. К тому же материнской компании нужны деньги для выплаты повышенного на ближайшие годы НДПИ.
Вторая организация имеет шансы удвоить бизнес за счет реализации проекта «Восток ойл». Растущая компания с около двузначной дивдоходностью в период реализации инвестпроекта большая редкость.
Упавший на чьем-то маржин-колле «Сургутнефтегаз» опять, как в далеком 2008 году, оценивается значительно дешевле одной своей полумифической кубышки, из которой последние десять лет платил вполне реальные дивиденды. А нефтяной бизнес оценивается в отрицательную цифру?
«Спекулянты, вы серьезно? Опять квартиру оцениваете, как полузатопленный подвал? Даже если дивиденд «Сургута» за 2022 год обнулится, то за 2023 год дивдоходность может оцениваться в 14-20%. Мало? Мне хватит, а вам?»
Производители удобрений
«Фосагро» и «Акрон» проходят классический пик цикла. Тут без оговорок, именно поэтому такие большие квартальные дивиденды (5%), которые на горизонте пары лет с большой вероятностью уменьшатся. Сейчас покупать стратегически, на годы вперед, в дивидендный портфель, с учетом новых налогов, поздновато.
«Глобалтранс» чем-то напоминает «Распадскую». В первом полугодии идея по кратному увеличению финансовых метрик реализовалась, компания вышла на рекордные показатели за всю историю. С лета 2022 года цены на перевозки падают, долг сокращен, но не погашен. То есть возможности маневра поменьше, но запасы денежных средств на расписку сопоставимы с «Распадской». Ждем нормализации политической ситуации и выплаты накопленного.
Вторая группа в пестрых купальниках
Стабильные бенефициары высокой инфляции – компании внутреннего сектора (ритейл, электроэнергетика, а также примкнувшие к ним информационные технологии и банки).
Эти секторы могут впитать инфляцию и частично или полностью переложить ее на потребителя. Временные трудности в банках не должны смущать частного инвестора, даже списания долгов мобилизованных будут стоить предварительно 1-2% от годовой прибыли. В расчетах можно не учитывать.
Выбор между «Магнитом» и Х5 не такой простой. Х5 растет быстрее, но статус расписки и абсолютное нежелание ключевых акционеров решать проблему перерегистрации, платить дивиденды, нивелируют это преимущество. Вероятность, что «Магнит» будет делиться, значительно выше, расчетная дивдоходность – двузначная.
«Лента» потенциально может и ускориться, и платить акционерам. И удвоение бизнеса, и выплаты в соответствии с дивполитикой отнюдь не за горизонтом событий. Но надо ждать, эта идея для терпеливых.
«О`Кей» нашел точку роста в дискаунтерах, и там увеличение бизнеса достигло прямо-таки неприличных размеров. И даже дивиденды компания, единственная из сектора, заплатила. Но как! Только западным акционерам, оставив отечественных с носом.
Электроэнергетика
Здесь все стабильно. Российские генерирующие компании без иностранных акционеров платят дивиденды в 12-16% годовых. Ряд региональных сетевых компаний: «Ленэнерго», МРСК ЦП, «МРСК Центра», МОЭСК также поддержали их почин. В связи с пересмотром системы формирования доходной части бюджета сетевиков к ним могут присоединиться и другие МРСК.
В сентябре продан «Энель». Вероятно, продолжатся кулуарные торги за «Юнипро» и ТГК-1. С приходом новых владельцев возможно возвращение к прежней дивидендной политике, которая обещала дивдоходность 10-12% старыми, то есть в 2-3 раза больше новыми.
Тут основные трудности в головах. Весной обещались суперсписания и суперпроблемы у всего сектора. Однако уже к лету все оказалось не так страшно, банки вышли на прибыльный трек.
Судя по косвенным данным, Сбербанк вполне может выплатить двузначные дивиденды в 2023 году. И есть ощущение, что бюджет на них рассчитывает. Возможно, оптимистично, но младшие братья Сбербанка показывают не только хорошую прибыль, но и выплачивают более чем приличные дивиденды, например Банк «Санкт-Петербург», за счет чего отрастали на уровень февральских значений. Сбербанк имеет перспективы удвоения и даже утроения цены его акций, но для этого надо возвращаться к раскрытию отчетности или к объявлению дивидендов.
Есть ощущение, основанное исключительно на косвенных данных (отчетностей нет), что у двух компаний – «Северстали» и ММК – самое страшное уже случилось. Санкции, потерянные активы, падение объемов сбыта, курс рубля – все играет против. Возможно, с корректировкой налоговой нагрузки на металлургическую отрасль, эти две компании окончательно развернут ценовой тренд вверх.
Если же смотреть на цифры по «Металлинвесту», то падение EBITDA за 1 полугодие 2022 года составило всего 26%. Перепроданность публичных металлургов кажется запредельной. И вскоре там может начаться игра «А ну-ка, догони!».
Их хитрость оказалась под стать уму. Мы слышим о прибыльных треках банков «Сбер», но не понимаем где проходит их маршрут.
Мы радуемся рекордной выручке нефтяных компаний, как «Роснефть», но не понимаем почему такая маленькая EBITDA. В данном случае размер имеет легко просчитываемое дивидендное значение. Возникает вопрос, куда делась часть доходов. Возможно, списаны активы, сделаны резервы под их утрату или азиатские партнеры выбили гигантские скидки. Из пресс-релиза это неясно.
Зато ясно-понятно, что таким образом можно проводить практически любые бухгалтерские операции деления и вычитания, показывать любые цифры. У нас особенная стать, в Россию можно просто верить.
При этом компании второго-третьего эшелона, как пчелки, продолжают кружить над медом своего бизнеса и показывать то, что крупняк стесняется. Это проблемы со сбытом и высокими кредитными ставками, а также вопреки крупным эмитентам показывает вполне крепкие балансы. Они даже продолжают платить своим акционерам дивиденды. Пусть небольшие, 5-8%, но в условиях военного времени птички-невелички и грибы-лисички внушают надежду, что первый эшелон справится с проблемами не только сокрытия отчетности, но перечисления сгенерированного денежного потока акционерам. Лишь бы власть не придумала и для них новый налог.
Перейдя на отраслевой уровень, мы видим довольно четкое разделение российских компаний на два лагеря: циклические компании на вершине пика и стабильные внутренние сектора. С поправкой на восемь раундов санкций, которые отразились на всех, даже не упомянутых в санкционных списках. Плюс появились бенефициары импортозамещения из числа IT-структур, как «Яндекс», VK, «Позитив», которые заберут оставленный ушедшими западными игроками рынок электронной рекламы, торговли и безопасности.
Циклические компании
Высокие цены на базовые товары и дешевый рубль в первом квартале 2022 года позволили сырьевым компаниям показать рекордные выручки. Бенефициары – нефтегазовые компании: «Газпром», «Новатек», «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть». Из химической отрасли можно выделить «Фосагро», «Акрон», НКНХ, среди угольщиков «Распадскую» и «Мечел», а еще «ГлобалТранс», если обратить внимание на транспорт.
Именно такой сценарий рассматривался автором в качестве основного с 2020 года. И все бы, в соответствии с заветами Егора Летова, пошло бы по плану, но вмешался фактор геополитики, сделавший невероятную вещь. Компании показали доходы на уровне и выше, чем предполагалось, а котировки ценных бумаг полетели, как в песне «Чижа»: «Вижу в небе белую черту – мой «Фантом» теряет высоту».
Со второго квартала 2022 года экономическая активность в мире стала замедляться, а сырьевые цены перешли к стагнации и возращению к нормальности. Пока это не коснулось газовиков, но при нормализации отношений с Европой (или падении ее экономики), неизбежно снизятся и цены на природный газ.
С другой стороны инфляция издержек, рост ставок мировых центробанков и санкционное давление на российскую экономику приносят горькие плоды – денежный поток перестает расширяться и начинает подсыхать, а акционеры так и не увидели дивидендного дождя, справедливо ожидавшегося ими в последние годы.
Но здесь есть нюанс: невозможность выплат дивидендов акционерам-нерезидентам, логистические пробки при перечислении денег через недружеские депозитарии, вылились в ускоренное погашение долговых обязательств. Снижение и обнуление долгов у компаний позволяет надеяться пусть на небольшой, но стабильный денежный поток от сырьевиков «не на вершине цикла». То есть хорошие сырьевые бизнесы становятся курочками, способными принести яичко не только к Христову, но и к Юрьеву дню. В отличие от предыдущих циклов, в фазу снижения они войдут с крепкими балансами и вероятно не уйдут в убыток.
Самый яркий пример – «Распадская», компания погасившая большой долг и способная зарабатывать 5-10 рублей в квартал на акцию даже в низкой фазе цикла. В переводе на текущую цену – это 10-18% годовой дивидендной доходности. Иметь такие цифры на дне – это очень хорошо. Плюс накопленные 80-100 рублей на акцию будут греть инвестора долгими зимними ночами, когда появится возможность выплатить дивиденды.
Пробежимся по другим бумагам. Промежуточные дивиденды «Газпрома» за 1 полугодие 2022 года автор консервативно рассматривал бы как дивиденд за два года (отмененные за 2021 и внезапные за 2022). В этом случае формальные 20% оборачиваются средними по сектору 10%. Неплохо, но с учетом рисков переориентации на Восток, а также снижения цен в будущем – немного. А с учетом изъятия 3 трлн рублей в 2022-2025 годах компания теряет потенциал увеличения стоимости в разы (еще год назад это было реально).
Из нефтянников выделим «Газпром нефть» и «Роснефть». Первая – эффективная и продвинутая госкомпания, стабильно и без фокусов выплачивающая 50% по МСФО, что транслируется в двузначную дивдоходность. К тому же материнской компании нужны деньги для выплаты повышенного на ближайшие годы НДПИ.
Вторая организация имеет шансы удвоить бизнес за счет реализации проекта «Восток ойл». Растущая компания с около двузначной дивдоходностью в период реализации инвестпроекта большая редкость.
Упавший на чьем-то маржин-колле «Сургутнефтегаз» опять, как в далеком 2008 году, оценивается значительно дешевле одной своей полумифической кубышки, из которой последние десять лет платил вполне реальные дивиденды. А нефтяной бизнес оценивается в отрицательную цифру?
«Спекулянты, вы серьезно? Опять квартиру оцениваете, как полузатопленный подвал? Даже если дивиденд «Сургута» за 2022 год обнулится, то за 2023 год дивдоходность может оцениваться в 14-20%. Мало? Мне хватит, а вам?»
Производители удобрений
«Фосагро» и «Акрон» проходят классический пик цикла. Тут без оговорок, именно поэтому такие большие квартальные дивиденды (5%), которые на горизонте пары лет с большой вероятностью уменьшатся. Сейчас покупать стратегически, на годы вперед, в дивидендный портфель, с учетом новых налогов, поздновато.
«Глобалтранс» чем-то напоминает «Распадскую». В первом полугодии идея по кратному увеличению финансовых метрик реализовалась, компания вышла на рекордные показатели за всю историю. С лета 2022 года цены на перевозки падают, долг сокращен, но не погашен. То есть возможности маневра поменьше, но запасы денежных средств на расписку сопоставимы с «Распадской». Ждем нормализации политической ситуации и выплаты накопленного.
Вторая группа в пестрых купальниках
Стабильные бенефициары высокой инфляции – компании внутреннего сектора (ритейл, электроэнергетика, а также примкнувшие к ним информационные технологии и банки).
Эти секторы могут впитать инфляцию и частично или полностью переложить ее на потребителя. Временные трудности в банках не должны смущать частного инвестора, даже списания долгов мобилизованных будут стоить предварительно 1-2% от годовой прибыли. В расчетах можно не учитывать.
Выбор между «Магнитом» и Х5 не такой простой. Х5 растет быстрее, но статус расписки и абсолютное нежелание ключевых акционеров решать проблему перерегистрации, платить дивиденды, нивелируют это преимущество. Вероятность, что «Магнит» будет делиться, значительно выше, расчетная дивдоходность – двузначная.
«Лента» потенциально может и ускориться, и платить акционерам. И удвоение бизнеса, и выплаты в соответствии с дивполитикой отнюдь не за горизонтом событий. Но надо ждать, эта идея для терпеливых.
«О`Кей» нашел точку роста в дискаунтерах, и там увеличение бизнеса достигло прямо-таки неприличных размеров. И даже дивиденды компания, единственная из сектора, заплатила. Но как! Только западным акционерам, оставив отечественных с носом.
Электроэнергетика
Здесь все стабильно. Российские генерирующие компании без иностранных акционеров платят дивиденды в 12-16% годовых. Ряд региональных сетевых компаний: «Ленэнерго», МРСК ЦП, «МРСК Центра», МОЭСК также поддержали их почин. В связи с пересмотром системы формирования доходной части бюджета сетевиков к ним могут присоединиться и другие МРСК.
В сентябре продан «Энель». Вероятно, продолжатся кулуарные торги за «Юнипро» и ТГК-1. С приходом новых владельцев возможно возвращение к прежней дивидендной политике, которая обещала дивдоходность 10-12% старыми, то есть в 2-3 раза больше новыми.
Тут основные трудности в головах. Весной обещались суперсписания и суперпроблемы у всего сектора. Однако уже к лету все оказалось не так страшно, банки вышли на прибыльный трек.
Судя по косвенным данным, Сбербанк вполне может выплатить двузначные дивиденды в 2023 году. И есть ощущение, что бюджет на них рассчитывает. Возможно, оптимистично, но младшие братья Сбербанка показывают не только хорошую прибыль, но и выплачивают более чем приличные дивиденды, например Банк «Санкт-Петербург», за счет чего отрастали на уровень февральских значений. Сбербанк имеет перспективы удвоения и даже утроения цены его акций, но для этого надо возвращаться к раскрытию отчетности или к объявлению дивидендов.
Есть ощущение, основанное исключительно на косвенных данных (отчетностей нет), что у двух компаний – «Северстали» и ММК – самое страшное уже случилось. Санкции, потерянные активы, падение объемов сбыта, курс рубля – все играет против. Возможно, с корректировкой налоговой нагрузки на металлургическую отрасль, эти две компании окончательно развернут ценовой тренд вверх.
Если же смотреть на цифры по «Металлинвесту», то падение EBITDA за 1 полугодие 2022 года составило всего 26%. Перепроданность публичных металлургов кажется запредельной. И вскоре там может начаться игра «А ну-ка, догони!».
http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба