На текущей неделе Минфин России привёл данные о динамике и структуре Фонда национального благосостояния. Что сейчас происходит с ФНБ и будет далее, достаточен ли для покрытия дефицита бюджета, какие есть связанные с ним риски , удастся ли его пополнять, может ли он полностью израсходоваться в ближайшее время, какое воздействие оказывает на бюджет, инфляцию и курс рубля?
Бюджет всё склонен к убытку.
И чтоб не снизить «кубышку»
Нам Фонд бы так и наречь:
«Финансы Надо Беречь!»
На начало 2023 года объём ФНБ был 10,4 трлн руб. ($148,4 млрд), или 7,8% ВВП, по данным Минфина. Из них ликвидные активы, то есть средства на банковских счетах в Банке России – 6,1 трлн руб. ($87,2 млрд). Фонд активно расходуется в последнее время. За 2022 год его объём сократился на 3,1 трлн руб.
Только за декабрь он снизился на 1 трлн руб., или на 8,8%. Ликвидная часть уменьшилась на 1,5 трлн руб., почти на 20%. В эту сумму вошло , в частности, то, что Минфин реализовал за месяц валюты «недружественных» стран – полностью фунты и йены, и три четверти имевшихся евро. Эти средства поступили в рублях на финансирование дефицита бюджета.
Причём интересно вот что. Данные валюты находились на счетах, которые были заблокированы санкциями. Поэтому продать валюту на рынке было нельзя. В результате их реализация, очевидно, прошла по-бухгалтерски. Валюты внутренними операциями формально перешли со счетов ФНБ, вероятно, на собственные счета ЦБ, который взамен перечислил Минфину рубли на соответствующую сумму. Фактически это близко к пополнению бюджета за счёт новых выпущенных эмиссионных денег.
С 13 января по новому бюджетному правилу Минфин продаёт юани для компенсации недополученных нефтегазовых доходов бюджета. Возможные противоречия и последствия данного решения мы отмечали ранее в Finversia. Сумма данных интервенций на ближайший месяц определена в 54,2 млрд руб. Вероятно, такое расходование продолжится в ближайшие месяцы. Ведь пополнение ФНБ планируется только при превышении цены нефти Urals $62-63 /барр. Но, например, в декабре 2022 года она в среднем составила $50,5, а за период с 15 декабря до 14 января – $46,8, по оценке Минфина.
При планируемом дефиците бюджета на год 2,9 трлн руб. (2% ВВП) увеличение ФНБ вряд ли возможно в текущем году. Наоборот, он будет активно расходоваться именно в целях частичного покрытия данного дефицита.
Для этого могут быть задействованы не только ликвидные средства – «живые» деньги на счетах, но и вложения. По данным Минфина, на 1 января 2023 года в составе ФНБ в Банке России было размещено 10,5 млрд евро, 309,7 млрд китайских юаней, 554,9 т золота в обезличенной форме, 274,8 млн руб. Кроме того, есть большие объёмы вложений в ценные бумаги, например, Сбербанка, РЖД, акции российских компаний , осуществляющих из бюджетных средств инфраструктурные проекты.
Объём даже только ликвидной части ФНБ в 6,1 трлн руб. в разы больше планируемого дефицита бюджета 2,9 трлн руб. в 2023 году, 2,2 трлн руб. в 2024 году. Это показывает, что средства Фонда не будут полностью израсходованы в ближайшие годы. Для покрытия дефицита по-прежнему станут использоваться и обширные иные источники. В частности, активное привлечение средств в гособлигации – ОФЗ, дивиденды и иные выплаты госкомпаний, вероятное увеличение налогов. Не исключена и эмиссия средств со стороны ЦБ в той или иной форме.
За 2023 год в таких условиях ликвидная часть Фонда может сократиться на 2-2,1 трлн руб., до суммы 4 трлн руб. А к концу 2024 года – до 2,3 трлн руб., по оценке Минфина.
Однако есть высокие риски превышения дефицита бюджета над текущими проектировками. В частности, на 2023 год в них заложена цена нефти Urals в размере $70,1/барр. При добыче примерно 10 млн барр/сутки и среднем курсе доллара 68,3 руб., нефтегазовые доходы в год предполагаются 8,9 трлн. руб. Из которых 0,9 трлн руб. подлежат перечислению в ФНБ.
Но в сценарных проектировках самого Минфина при том же объёме добычи и цене $50/барр, нефтегазовые доходы снижаются на целых 2,1 трлн руб., до 6,8 трлн руб. (Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 года и на плановый период 2024 И 2025 годов). В таком случае, речь будет идти о значительном превышении дефицита бюджета над запланированным. Он может составить не 2,9 трлн руб., а порядка 5 трлн руб. Речь может идти не о пополнении ФНБ, а о его дополнительном снижении сверх плана, на суммы в зависимости от текущей конъюнктуры.
Данная ситуация, наряду с другими факторами – важный драйвер для усиления инфляции по сравнению с планом ЦБ РФ 5-7% в 2023 году и 4% в 2024 году. Она в реальности, по нашим грубым оценкам, может достигать 8-10% и 5-6% соответственно по годам. При этом и курс доллара окажется заметно выше заложенного в бюджет, и может составить 72-75 руб/дол.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Бюджет всё склонен к убытку.
И чтоб не снизить «кубышку»
Нам Фонд бы так и наречь:
«Финансы Надо Беречь!»
На начало 2023 года объём ФНБ был 10,4 трлн руб. ($148,4 млрд), или 7,8% ВВП, по данным Минфина. Из них ликвидные активы, то есть средства на банковских счетах в Банке России – 6,1 трлн руб. ($87,2 млрд). Фонд активно расходуется в последнее время. За 2022 год его объём сократился на 3,1 трлн руб.
Только за декабрь он снизился на 1 трлн руб., или на 8,8%. Ликвидная часть уменьшилась на 1,5 трлн руб., почти на 20%. В эту сумму вошло , в частности, то, что Минфин реализовал за месяц валюты «недружественных» стран – полностью фунты и йены, и три четверти имевшихся евро. Эти средства поступили в рублях на финансирование дефицита бюджета.
Причём интересно вот что. Данные валюты находились на счетах, которые были заблокированы санкциями. Поэтому продать валюту на рынке было нельзя. В результате их реализация, очевидно, прошла по-бухгалтерски. Валюты внутренними операциями формально перешли со счетов ФНБ, вероятно, на собственные счета ЦБ, который взамен перечислил Минфину рубли на соответствующую сумму. Фактически это близко к пополнению бюджета за счёт новых выпущенных эмиссионных денег.
С 13 января по новому бюджетному правилу Минфин продаёт юани для компенсации недополученных нефтегазовых доходов бюджета. Возможные противоречия и последствия данного решения мы отмечали ранее в Finversia. Сумма данных интервенций на ближайший месяц определена в 54,2 млрд руб. Вероятно, такое расходование продолжится в ближайшие месяцы. Ведь пополнение ФНБ планируется только при превышении цены нефти Urals $62-63 /барр. Но, например, в декабре 2022 года она в среднем составила $50,5, а за период с 15 декабря до 14 января – $46,8, по оценке Минфина.
При планируемом дефиците бюджета на год 2,9 трлн руб. (2% ВВП) увеличение ФНБ вряд ли возможно в текущем году. Наоборот, он будет активно расходоваться именно в целях частичного покрытия данного дефицита.
Для этого могут быть задействованы не только ликвидные средства – «живые» деньги на счетах, но и вложения. По данным Минфина, на 1 января 2023 года в составе ФНБ в Банке России было размещено 10,5 млрд евро, 309,7 млрд китайских юаней, 554,9 т золота в обезличенной форме, 274,8 млн руб. Кроме того, есть большие объёмы вложений в ценные бумаги, например, Сбербанка, РЖД, акции российских компаний , осуществляющих из бюджетных средств инфраструктурные проекты.
Объём даже только ликвидной части ФНБ в 6,1 трлн руб. в разы больше планируемого дефицита бюджета 2,9 трлн руб. в 2023 году, 2,2 трлн руб. в 2024 году. Это показывает, что средства Фонда не будут полностью израсходованы в ближайшие годы. Для покрытия дефицита по-прежнему станут использоваться и обширные иные источники. В частности, активное привлечение средств в гособлигации – ОФЗ, дивиденды и иные выплаты госкомпаний, вероятное увеличение налогов. Не исключена и эмиссия средств со стороны ЦБ в той или иной форме.
За 2023 год в таких условиях ликвидная часть Фонда может сократиться на 2-2,1 трлн руб., до суммы 4 трлн руб. А к концу 2024 года – до 2,3 трлн руб., по оценке Минфина.
Однако есть высокие риски превышения дефицита бюджета над текущими проектировками. В частности, на 2023 год в них заложена цена нефти Urals в размере $70,1/барр. При добыче примерно 10 млн барр/сутки и среднем курсе доллара 68,3 руб., нефтегазовые доходы в год предполагаются 8,9 трлн. руб. Из которых 0,9 трлн руб. подлежат перечислению в ФНБ.
Но в сценарных проектировках самого Минфина при том же объёме добычи и цене $50/барр, нефтегазовые доходы снижаются на целых 2,1 трлн руб., до 6,8 трлн руб. (Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 года и на плановый период 2024 И 2025 годов). В таком случае, речь будет идти о значительном превышении дефицита бюджета над запланированным. Он может составить не 2,9 трлн руб., а порядка 5 трлн руб. Речь может идти не о пополнении ФНБ, а о его дополнительном снижении сверх плана, на суммы в зависимости от текущей конъюнктуры.
Данная ситуация, наряду с другими факторами – важный драйвер для усиления инфляции по сравнению с планом ЦБ РФ 5-7% в 2023 году и 4% в 2024 году. Она в реальности, по нашим грубым оценкам, может достигать 8-10% и 5-6% соответственно по годам. При этом и курс доллара окажется заметно выше заложенного в бюджет, и может составить 72-75 руб/дол.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу