Все везде и сразу. Грозит ли банкротство Silicon Valley Bank крахом всей системы? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Все везде и сразу. Грозит ли банкротство Silicon Valley Bank крахом всей системы?

14 марта 2023 ИХ "Финам" Аседова Наталия

Департамент финансовой защиты и инноваций Калифорнии оповестил на днях о закрытии ориентированного на работу со стартапами Silicon Valley Bank (SVB), что стало самым громким крахом в банковской сфере США со времен финансового кризиса 2008 года. Вслед за ним о банкротстве сообщили также Silvergate и Signature Bank. Основной причиной наблюдающихся проблем в американской банковской системе стало агрессивное повышение ключевой ставки ФРС, за которым последовало снижение стоимости облигаций.

Чтобы не допустить паники на рынке Федеральная корпорация по страхованию вкладов и ФРС США пообещали создать фонд для защиты депозитов в других банках. На сегодня запланировано внеочередное закрытое заседание Федрезерва, на котором будут в первую очередь определены авансовые и учетные ставки, по которым банкам предоставляется финансирование. На фоне проблем банковского сектора США снижаются сегодня не только американские акции, под давлением оказались и европейские бумаги.

Стоит ли ждать системного кризиса в банковской сфере США? Расползется ли кризис по всей планете? Каким еще банкам грозит существующая проблема? Изменится ли политика ФРС? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.

Почему схлопнулся SVB?

О закрытии SVB, являющимся 16-м по величине банком в США, стало известно в субботу, 11 марта. Ранее, а именно 8 марта, банк сообщил о продаже практически всех имеющихся активов, а после уплаты налогов получил убыток в размере $1,8 млрд. На следующий день SVB предпринял попытку привлечь капитал в объеме $2,25 млрд, однако она не увенчалась успехом. В результате, бумаги банка обвалились более чем на 60%, а 10 марта торги его акциями были вовсе приостановлены, и банк приступил к поиску покупателя.

Как сообщает издание Financial Times, проблемы у SVB начались из-за того, что он решил разместить депозиты на сумму $91 млрд в ценные бумаги с длительным сроком погашения (ипотечные облигации и казначейские облигации США), но ввиду быстрого повышения ставки ФРС эти бумаги стоят теперь на $15 млрд меньше.

Между тем, по мнению аналитиков УК «Арикапитал», основной причиной краха банка стала рискованная политика управления портфелем ценных бумаг. По состоянию на начало 2022 года 60% пассивов банка ($125 млрд) составляли остатки на счетах до востребования, по которым банк платил 0%. Эти средства он инвестировал преимущественно в долгосрочные облигации, обеспеченные ипотекой. При этом, как заявляют эксперты, у SVB были достаточно большие операционные расходы ($3 млрд за 2021 год), поэтому учитывая, что доходность UST в 2021 году составляла менее 1%, даже ничего не платя за пассивы, SVB был вынужден инвестировать их в облигации с повышенным риском. Тем временем, на фоне повышения процентных ставок клиенты начали забирать средства со счетов до востребования (часть из них переводила их в депозиты, часть выводила из банка). Как следствие, за 2022 год объем средств на счетах SVB сократился на $45 млрд - с $125,8 млрд до $80,7 млрд. «При таких темпах оттока банк оказался вынужден продавать все остальные ликвидные активы, фиксируя по ним убытки. Несмотря на то, что банк не отражал убыток по переоценке облигаций held-to-maturity, в отчете он привел цифры - на 31.12.2022 отрицательная переоценка составила $15,1 млрд. Общий капитал SVB, отраженный в отчетности - $16 млрд. Т. е. уже на 31.12.2022 банк потерял 95% своего капитала», - подчеркивают эксперты.

Пока специалисты и аналитики финансового сектора разбирались в банкротстве SVB, стали известны интересные подробности об одном из крупных руководителей банка. Так, по данным издания Newsweek, Джозеф Джентиле (Joseph Gentile), указанный на веб-сайте SVB в качестве главного административного директора банка, ранее занимал должность главного финансового директора в Lehman Brothers и покинул его в 2007 году, до краха. Данная информация вызвала активные обсуждения в Twitter, при этом ни Джентиле, ни SVB ее пока не прокомментировали.

По данным издания Axios, США грозит кризис банковской системы, если администрации Джо Байдена не удастся спасти Silicon Valley Bank, а бывший президент США Дональд Трамп заметил, что нынешние события в американской банковской сфере рискуют обернуться новой Великой депрессией, только гораздо хуже. С аналогичными заявлениями выступил и глава комитета по финрынку РФ Анатолий Аксаков, не исключивший страшного экономического кризиса в США.

Регуляторы спешат на помощь

В минувшие выходные американские регуляторы (ФРС, Минфин США и Федеральная корпорация по страхованию вкладов (FDIC)) поспешили предпринять экстренные решения, чтобы избежать «заражения» и возникновения системного финансового кризиса.

По словам Ольги Беленькой, руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам», все клиенты Silicon Valley Bank получат средства к своим депозитам (как застрахованным, так и незастрахованным), начиная с понедельника, 13 марта. Та же мера будет принята и в отношении еще одного только что обанкротившегося банка - Signature Bank. Кроме того, ФРС запускает новую программу временного финансирования банков Bank Term Funding Program (BTFP), предлагающую предоставление кредитов на срок до одного года банкам под залог казначейских облигаций США, долговых обязательств агентств, ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, и других активов, квалифицируемых в качестве залога. По мнению эксперта, решения регуляторов должны успокоить рынки, ведь, фактически, они признали риск системного финансового кризиса и принимают меры для его купирования на ранней стадии. Более подробно о решениях ФРС, Минфина США и FDIC можно прочесть здесь.

Успокоить рынки поспешил и Байден

В ходе сегодняшнего выступления президент США заметил, что любые средства клиентов банков защищены и будут доступны уже сегодня, при этом проблемы банков не затронут деньги налогоплательщиков. По его словам, регулирование в банковской сфере будет усилено, менеджмент проблемных банков будет уволен, однако инвесторы свою компенсацию не получат.

По словам Евгения Когана, инвестбанкира, профессора НИУ ВШЭ, автора Телеграм-канала Bitkogan, в случае угрозы банковского кризиса главный стимул власти — убеждать людей, что угрозы нет, потому что кризис рождается из паники, а, следовательно, речь Байдена ничего не значит.

Это можно заметить и по картине, которая наблюдается сегодня на фондовом рынке США. Торги акциями ряда банков приостанавливаются. Среди них First Republic Bank, Charles Schwab, Customers Bancorp, Western Alliance Bancorp и Regions Financial Corporation.

Что значит крах SVB для банковской системы США и всего мира?

По словам Дмитрия Полевого, директора по инвестициям «Локо-Инвест», банкротство SVB вряд ли означает проблемы всего сектора, во всяком случае, пока. «Покупать длинные US-Treasuries и ипотечные бумаги за счет средств до востребования – изначально весьма сомнительная стратегия «упавших» банков, крупные же банки под пристальным вниманием с прошлого кризиса, да и сезон отчетностей только что завершился, вряд ли тут системная проблема», - подчеркивает эксперт.

Между тем аналитики УК «Арикапитал» спешат успокоить, что крах SVB вряд ли станет событием аналогичным банкротству Lehman Brothers в 2008 году, и поэтому вкладчикам Bank of America и подобных можно не опасаться за свои депозиты. При этом эксперты не исключают, что подобные проблемы могут вскрыться и в других банках. «По сути, банк делал все правильно для эпохи нулевых ставок. Просто она слишком резко закончилась. Случай с SVB сделает банковских аналитиков гораздо более внимательными к деталям отчетности. Не исключено, что в ближайшее время мы увидим продолжение истории», - полагают они.

О том, что крупные банки США находятся под меньшим риском, заявляет и Игорь Герасимов, аналитик по международным рынкам акций «БКС Мир инвестиций». Эксперт поясняет, что американские банки отображают стоимость имеющихся у них облигаций несколькими способами: часть облигаций оценивается по рыночной цене (сколько облигации стоят сейчас) по mark-to-market методологии и маркируются как AFS (available for sale) и как HFT (held for trading); а гораздо большая часть облигаций учитывается по стоимости покупки (по амортизационной стоимости, HTM – held to maturity – «удерживаемые до погашения») и не переоценивается по текущей рыночной стоимости. Эти облигации учитываются по такому принципу, исходя из логики того, что банк будет держать их до погашения, не будет продавать по текущей рыночной стоимости и не выручит прибыль или убыток, если цена облигации на рынке вырастет или упадет. «Убыток по таким облигациям учитывается как нереализованный (некорректно говорить, что он «неучтенный» - его учитывают, но не признают, поскольку он не реализован, т.е. это «бумажный убыток»). Суммарно этот убыток для американских банков составляет сейчас порядка $620 млрд. Проблемы возникают, когда банк сталкивается с оттоком средств клиентов с депозитов и текущих счетов. Эти средства проинвестированы в облигации, и если оттоки средств превышают располагаемую в краткосрочных инструментах (на счетах в ФРС, в виде краткосрочных векселей) сумму, то банк может быть вынужден начать продавать «удерживаемые до погашения» инструменты, чтобы рассчитаться с вкладчиками. Поскольку эти облигации сейчас сильно упали в цене (ориентировочно на 20% за год, если использовать как барометр ETF TLT), банк несет колоссальные убытки и не имеет возможности рассчитаться со всеми вкладчиками, что является классическим примером bank run и банкротства банка. Данные проблемы являются общими для всех банков США, однако гораздо больший риск несут региональные банки небольшого и среднего размера с неустойчивой базой клиентов», - заявляет Герасимов. По его словам, в павших банках ситуация была именно такой: венчурные фонды и инвесторы в криптовалюты оказались менее надежными вкладчиками, и с их стороны наблюдался повышенный отток средств, тогда как крупные банки находятся под меньшим риском, поскольку имеют более устойчивую базу вкладчиков - их падение сейчас наименее вероятно. При этом отдельные банки, например JPMorgan Chase, имеют возможность укрепления собственной рыночной доли за счет того, что он воспринимается как более надежный.

В то же время Игорь Герасимов предупреждает, что если предпринимаемых государством и регуляторами мер окажется недостаточно, то под риском может оказаться, в общем-то, вся экономика и все отрасли, как это было в финансовый кризис 2008 года. «Тем не менее, пока ситуация сконцентрирована в региональных банках, и государство уже принимает меры по контролю ситуации и расчетам с вкладчиками SVB, поскольку без этого под угрозой находится, в частности, жизнеспособность всей венчурной среды «Кремниевой долины»», - заметил эксперт, отвечая на вопросы Finam.ru.

Ольга Беленькая, в свою очередь, подчеркивает, что финансовые регуляторы США отреагировали своевременно, прежде всего, за счет объявления новой программы финансирования банков сроком до года, которая позволит банкам получить рефинансирование под залог высоколиквидных активов по их номинальной стоимости. В результате, банки не будут вынуждены экстренно продавать активы в рынок по любой цене, чтобы выполнить обязательства перед клиентами. По словам эксперта, это важное решение, которое существенно снижает риски набегов на банки, неконтролируемого падения стоимости рыночных активов, и цепной реакции развития финансового кризиса, как это было в 2008 году. Соответственно, банки не лишатся возможности кредитовать экономику, что могло бы привести к кризису.

Тем не менее, как отмечает Беленькая, с реализацией процентного риска (обесценение ценных бумаг, недвижимости и других активов) в результате резкого ужесточения ДКП ФРС и других мировых центральных банков сталкиваются не только банковские институты США, которых спасает ФРС. Схожие проблемы, по ее словам, относятся, например, и к европейским банкам, а также к небанковским институциональным инвесторам, которые под новую программу не попадают. Кроме того, резкое повышение стоимости заимствований за последний год неизбежно будет приводить к росту корпоративных дефолтов, особенно это относится к высокорисковым заемщикам (high yield), что будет сказываться и на кредитных портфелях банков, и на росте безработицы, которая пока находится на минимальном уровне. «По мере роста процентных ставок в основных мировых валютах сложнее становится обслуживать и рефинансировать внешний долг заемщикам из стран EM. Так или иначе, происходящее может усилить аргументы тех руководителей ФРС, которые обратят внимание на риски переусердствовать с повышением ставок. До сих пор главной угрозой считалось недостаточно существенное ужесточение ДКП, чтобы добиться устойчивого снижения инфляции к цели», - заявляет эксперт «Финама».

В целом многие эксперты сходятся во мнении относительно того, что цепной реакции пока ждать не стоит. По словам Евгения Когана, ФРС оперативно вмешалась, а опыт 2008 года все-таки чему-то научил. «Алгоритм действий на подобные случаи у регулятора есть, и это немного успокаивает», - заявляет эксперт.

Аналитики Freedom Finance Global, тем временем, полагают, что совокупность проблем управления балансом и риск-менеджмента является, скорее, единичным случаем в индустрии, поскольку современная банковская система США отличается более высокими требованиями к капиталу в результате реформы регулирования и принятия закона после кризиса 2008 года, а также обладает более высоким уровнем резервов на абсорбирование потенциальных убытков. По данным на 10 марта, объем средств на депозитах в коммерческих банках США сократился с пиковых значений апреля 2022 года на 2,87%, до $17,6 трлн, тогда как текущий коэффициент ликвидности для индустрии хотя и снизился с максимума 2021 года в 38,56, но соответствует средним значениям 2012–2019 годов. «С учетом устойчивости банков мы не ожидаем распространения цепной реакции. Полагаем, что основным краткосрочным риском для банковской системы США является потенциальный отток средств корпоративных клиентов со счетов региональных банков в пользу более крупных (JPMorgan, Bank of America, Citigroup, Wells Fargo). Это может оказать давление на маржу региональных банков, поскольку вклады юридических лиц отличаются большими объемами в сравнении с балансами физических лиц. В дальнейшем в конкуренции за привлечение и удержание средств клиентов банки, вероятнее всего, будут пересматривать ставки по вкладам. В результате более высокие ставки отразятся в увеличении стоимости обслуживания депозитов, что отразится в замедлении роста процентной маржи и выступит фактором сдерживания прибыли. По итогам 2022 года чистая процентная прибыль банков США выросла на 20% г/г. Соответственно, в текущем году темпы могут замедлиться до 9-11%», - заключили эксперты.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter