БРИКС возрождается? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


БРИКС возрождается?

22 мая 2023 Project Syndicate
Экономические трудности и внутренние разногласия долгое время загоняли в угол амбиции БРИКС стать движущей силой в вопросах дипломатии и глобальных финансов, способной при этом бросить вызов международным институтам, возглавляемым Западом. Неужели в этом деле что-то наконец меняется?

Было время, когда все говорили о группе быстрорастущих развивающихся экономик с огромным потенциалом. Но БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка – столкнулась с трудностями в процессе трансформации от стран, предлагающих перспективные классы активов, до игроков, которые создали союз, способный влиять на политику и сферу финансов во всем мире. Это, наконец, меняется?

Начало истории БРИКС датируется ноябрем 2001 года. Эту аббревиатуру придумал Джим О’Нил, который тогда возглавлял отдел глобальных экономических исследований Goldman Sachs Asset Management. Об этом он написал в своей статье под названием «Миру нужен более эффективный экономический БРИК» (изначально в данную группу не входила Южная Африка).

В то время мир столкнулся с такими проблемами, как лопнувший пузырь доткомов и террористическими атаками 11 сентября. На фоне этих событий О’Нил и разглядел огромный потенциал БРИК, подчеркивая, что рост ВВП входящих в эту группу стран значительно ускорится в последующие десятилетия.

Одновременно с этим Китай и Индия действительно проживали период быстрого подъема своих экономик, а Россия ощущала поддержку растущих цен на свои ресурсы и в целом восстанавливалась от постсоветского кризиса 1990-х годов.

Темпы роста в странах БРИК настолько мощно опережали аналогичные показатели развитых экономик, что это подвигло О'Нила сделать смелый прогноз. Так, в 2003 году он прогнозировал, что БРИК к 2040 году может обогнать группу из шести крупнейших развитиях экономик по размеру совокупного ВВП.

А пока мир ожидал, что члены БРИК будут процветать, некоторые высказывали сомнения об их дальнейшем объединении. Дело в том, что тогда и сейчас они представляют собой сочетание неустойчивых демократий и откровенных автократий, каждая со своей собственной отличительной экономической структурой. Кроме того, двое из членов - Китай и Индия - уже долгое время продолжают споры из-за приграничных территорий без каких-либо признаков компромисса.

Но, как показала практика, страны БРИКС рассматривали свое экономическое объединение как возможность расширить глобальное влияние, создав альтернативу международным институтам, возглавляемым Западом. И какое-то время казалось, что они добиваются в этом успеха.

Вступление Южной Африки, которая впоследствии стала крупнейшей экономикой континента, в 2010 году придало группе больший вес. К 2014 году Новый банк развития, созданный БРИКС, стал считаться альтернативой Всемирному банку. А уже через год страны БРИКС подписали Соглашение о поддержке для того, чтобы оказывать помощь своим членам, которые испытывают фактическое или потенциальное краткосрочное давление на платежный баланс.

С экономической точки зрения, БРИКС процветает и по сей день, по крайней мере, если брать в расчет их совокупный ВВП. И хотя КНР - единственный член БРИКС, который может похвастаться серьезным ростом своей экономики, вся группа обошла «Большую семерку» по вкладу в мировой ВВП (если рассчитывать по паритету покупательской способности). Более того, объемы торговли, которая осуществляется между членами группы, растут ускоренными темпами. Однако прогресс, касающийся более серьезных амбиций БРИКС, кажется, забуксовал.

Только недавние изменения могут указывать, что объединению необходимо снова не упустить момент для движения вперед. Так, недавно его страны-участницы обсудили «дедолларизацию» своей торговли. А некоторые из них даже увидели для себя возможность создания новой валюты внутри БРИКС. По мнению экспертов, сама идея «дедолларизации», по сути, не нова, а вот собственная валюта БРИКС может «потенциально узурпировать власть» американской банкноты, или, по крайней мере, «пошатнуть ее трон».

Помимо этого, БРИКС, кажется, совершает «камбэк» в плане представления себя в качестве платформы для сотрудничества по широкому кругу вопросов, в том числе по климатическим изменениям, глобального развития, а также вопросам, требующим участия мировых держав. По факту 19 стран, включая Аргентину, Турцию и Саудовскую Аравию, уже проявили интерес к вопросу присоединения к БРИКС. Заявки на их участие в группе будут рассматриваться в августе на саммите в Южной Африке.

Хотя институциональная структура группы остается недостаточно развитой, мотивы, которые привели к ее созданию, не иссякли, - и вряд ли это произойдет в ближайшее время. На деле страны БРИКС и все те, кто хочет вступить в ряды организации, похоже, как никогда едины и движимы одной идей - обидой.

Развивающиеся экономики возмущены обременительными условиями, навязанными им институтами, в которых доминирует Запад. Они устали от так называемых двойных стандартов, которые касаются жизненно-важных политических вопросов, в частности, «зеленого» перехода. Они не желают проявлять толерантность к попыткам «сдержать» их экономическое развитие с помощью требований охраны окружающей среды или ограничений на обмен технологиями. Возможно, то, что они подозрительно относятся к западным нормам и ценностям, главным образом, связано с тем, что для них это нечто иное, как фиговый листик, прикрывающий корыстное поведение западных стран.

Неспособность - или нежелание - Запада реформировать глобальное управление, чтобы развивающиеся экономики, такие как Китай и Индия, имели большее влияние, усугубили эти недовольства. В конце концов призывы к реформам в последние десятилетия звучат все громче и громче. Отсчет можно начать приблизительно с 1999 года, когда была сформирована «Большая двадцатка». Это произошло после финансового кризиса в Азии, который пришелся на 1997-98 годы. Тогда министры финансов и управляющие центральными банками начали проводить регулярные встречи на высоком уровне. Не относящиеся к Западу представители очень хотели быть услышанными.

Но обещания Запада провести эти реформы окончились ничем. И сейчас появившиеся на их месте альтернативы в виде банков развития и валют кажутся все более привлекательными для всех тех, кто чувствует себя обделенным. БРИКС пытается построить новый мировой порядок «кирпич за кирпичиком», и привлекательность их дела среди других недовольных стран растет.

Поэтому сейчас нужно задуматься, что произойдет, если такие страны, как Аргентина или Саудовская Аравия, присоединяться к этому проекту. БРИКС+, формат, который официально обозначил Пекин, мог бы во многом способствовать продвижению альтернативного мировоззрения и институциональной системы. Это те же цели, которые Китай преследует в рамках своей масштабной транснациональной инициативы "Пояс и путь" (BRI).

Конечно, в настоящее время нельзя быть уверенным в том, что БРИКС способна осуществить все свои амбициозные планы. Пока никто из участниц группы не собирается прекращать ставить национальные интересы на первое место, хотя именно это долгое время и сдерживало развитие БРИКС. Даже китайскую инициативу BRI сравнивают с «новой формой империализма» - едва ли это лучший способ заручиться поддержкой друзей на годы вперед.

Да и в целом долгие годы группа не демонстрировала способности к подлинному глобальному лидерству. Общие претензии к Западу - законные или нет - не могут сами по себе создать новый миропорядок. Важное значение имеет последовательный подход к управлению миром, опирающийся на четко сформулированные ценности. Но страны БРИКС ничего подобного не предлагали.

И в то же время возрождение БРИКС вызывает тревогу. Для Запада растущее влияние БРИКС - важный урок. Для того чтобы нынешний мировой порядок оставался актуальным, институты, которые его поддерживают, должны будут измениться.

http://www.project-syndicate.org/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter