Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Магнит опережает конкурентов » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Магнит опережает конкурентов

23 июня 2023 Тинькофф Банк | Магнит
Розничная сеть поделилась долгожданными финансовыми и операционными результатами за 2022 год и первый квартал 2023-го.

После рекордного второго квартала рост выручки замедлился во второй половине года, при этом по итогу всего 2022-го Магнит стал лидером по росту выручки среди отчитавшихся ритейлеров.

Магнит опережает конкурентов


Существенный вклад внес эффект от консолидации сети Дикси, которую Магнит приобрел летом 2021-го.

В первом квартале 2023-го лидером по росту выручки стала X5 Group. Лента и О’кей по-прежнему отстают по темпам роста продаж.



Сравним основные причины, которые стали драйверами роста выручки каждого ритейлера по итогу периодов.

Результаты за 2022 год
X5 Group продемонстрировала прирост сопоставимого трафика выше конкурентов, даже несмотря на реструктуризацию магазинов сети Карусель. Такой результат доказывает верный подход управляющих к принятию решений относительно открытия новых магазинов и привлечения клиентов.

Скромный рост LFL-трафика Магнита на 1,6% обусловлен завершением выхода на проектную мощность многих магазинов. Другими словами, посещаемость практически достигла целевого значения.



Fix Price в прошлом году продемонстрировала самый большой прирост среднего чека, что было ожидаемо, поскольку рост цен на товары второй необходимости, как правило, быстрее перекладывается на потребителя. Рост среднего чека был определяющим фактором и для выручки Магнита. Ритейлеру удалось переложить инфляцию на покупателей.



По сумме торговых площадей Лента и О’кей расширялись медленнее всего в прошлом году.



Существенный рост выручки Магнита был обусловлен повышением плотности продаж (выручка с 1 кв. м магазина).



Результаты за первый квартал 2023 года
Результаты по сопоставимому трафику показали практически идентичную динамику прошлого года.



На фоне замедления инфляции в первом квартале все ритейлеры показали замедление роста цен. При этом Магнит оказался лидером по увеличению среднего чека в первом квартале.



Fix Price продолжает активно расширять торговые площади. При этом ритейлер показал самое существенное снижение плотности продаж в годовом сопоставлении.



Лента и О’кей показали падение плотности продаж в первом квартале.



О чем это говорит?

Магнит продолжает демонстрировать высокую конкурентоспособность. Ритейлер стал лидером по росту выручки и среднего чека по итогу прошлого года.
Ритейлер продолжает расширять свою сеть и по итогу 2022 года показал самый высокий рост плотности продаж, что говорит об эффективном использовании площадей и открытии новых магазинов.
Очевидно, что главным конкурентом компании является X5 Group, но у каждого ритейлера есть свои достоинства, что позволяет создавать условия на рынке, способствующие ускоренному развитию сектора.

Сегменты выручки

Выручку приносят две сети: Магнит и Дикси. При этом в сеть Магнит входит несколько форматов.

Компания стремится диверсифицировать каналы продаж, тестирует различные форматы и адаптируется под спрос. При этом основная доля выручки приходится на формат у дома, который пользуется наибольшим спросом среди потребителей согласно многочисленным исследованиям.

Тестирование различных каналов привело к следующим результатам.

В 2022 году магазины формата дрогери показали самый высокий рост сопоставимых продаж благодаря росту среднего чека. При этом в первом квартале 2023-го сопоставимый трафик упал, что привело к падению LFL-продаж. Это соотносится с падением реальных располагаемых доходов населения, в результате чего потребитель склонен сокращать покупки товаров второй необходимости.
В первом квартале 2023-го LFL-трафик Дикси сократился, поскольку многие магазины сети уже вышли на целевые показатели посещаемости, поэтому показывают слабую динамику трафика.
Из позитивного стоит отметить, что Магниту удалось нарастить трафик в сегменте супермаркетов, поскольку данный формат, как правило, менее востребованный, чем магазины у дома. Таким образом, компании удается выбирать подходящие места для открытия новых точек.

Что с финансами?

Ожидаемо лидером по маржинальности по EBITDA является Fix Price из-за высокой доли непродовольственных товаров. О’кей не публикует квартальные финансовые показатели, только полугодовые. А Магнит и X5 Group демонстрируют практически равнозначный показатель рентабельности, который при этом выше, чем у О’кей и Ленты.



При замедлении инфляции и снижении реальных доходов населения показатель маржинальности является ключевым в 2023 году, поскольку потенциал повышения среднего чека ограничен.



Что делает Магнит для сохранения и роста рентабельности?

Тестирует новые форматы магазинов для привлечения новых категорий клиентов, увеличения охвата в различных локациях и добавления новых ниш товаров.
Повышает промоактивность и проводит маркетинговые акции для поддержания трафика в магазинах. Однако стоит отметить, что это оказывает понижательное давление на цены.
Расширяет систему лояльности, которая дает положительные результаты. По статистике, около 44% покупателей посещает два и более формата магазинов. Средний чек активного пользователя карты лояльности в 1,8 раза выше, чем у покупателя без карты.
Компания активно наращивает собственное производство, что позволяет предлагать клиентам качественные товары по привлекательным ценам. Также это оказывает позитивный эффект на рентабельность. Доля товаров под собственной маркой составляла 16% от общих продаж в 2021 году.Развивает онлайн-канал, хотя пока товарооборот онлайн-коммерции составляет лишь 1,7% от общих продаж компании.
Автоматизирует бизнес-процессы и оптимизирует расходы на персонал.
Улучшает условия аренды и реструктурирует неэффективные магазины.

Как обстоят дела с прибылью?

По итогу прошлого года чистая прибыль сократилась на 42% г/г. Основное негативное влияние оказал четвертый квартал, который стал убыточным.



Себестоимость росла быстрее выручки.
Существенно увеличились коммерческие, общехозяйственные и административные расходы из-за роста затрат на амортизацию и роста резервов под обесценение нескольких активов, по которым ожидается потенциальное снижение денежных потоков. Таким образом, часть из этих расходов окажет разовый эффект на прибыльность компании.
Выросли прочие расходы из-за выбытия основных средств и нематериальных активов.
Увеличились процентные расходы по кредитам и займам.

Долг и выкуп акций

На данный момент долговая нагрузка ниже среднего уровня за последние два года. На прошлой неделе компания объявила о выкупе 10 млн акций у нерезидентов по цене 2 215 рублей. Если Магнит будет покупать свои бумаги по цене ниже рынка, то ритейлер сможет получить прибыль в размере около 24 млрд рублей (или 272 рублей за акцию после выкупа). Для выкупа акций потребуется 22 млрд рублей, при этом у компании достаточно ликвидности: на балансе находилось 315 млрд рублей денежных средств по состоянию на 31.12.2022.



А что с акциями?

На данный момент акции торгуются на уровне средних исторических значений по мультипликатору P/E. Для расчета использовалась прибыль для расчета которой не учитывались неденежные расходы на выбытие гудвилла в четвертом квартале, в размере 25 млрд рублей.





У компании нет инфраструктурных препятствий для выплаты дивидендов, но для принятия последних требуется решение совета директоров, который все еще не сформирован. В любом случае выплата может быть отложена, поскольку компания направит ликвидность на выкуп акций, а также на расширение торговых сетей.

Ну и что?

Ритейлер работает в защитной отрасли и является бенефициаром турбулентности на рынке, поэтому мы рекомендуем инвестору формировать в портфеле долю акций в секторе товаров первой необходимости. Магнит является одним из наших фаворитов в данной отрасли.
Хотя инфляция замедляется в этом году, есть риск ее роста к концу 2023-го.
Явно прослеживается тенденция к росту доли федеральных сетей и поглощению региональных ритейлеров. Это будет способствовать увеличению доли рынка компании.
Если компания сможет решить вопрос формирования совета директоров, то она сможет вернуться в первый котировальный список Мосбиржи, что добавит позитива бумагам.
Акции торгуются справедливо относительно исторических значений по скорректированному мультипликатору P/E.

Мы сохраняем идею на покупку акций Магнита с целевой ценой на уровне 6 200 рублей за акцию. Потенциал роста с текущих уровней — +27%.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу