Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
13% годовых от каршеринга » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

13% годовых от каршеринга

13 июля 2023 Тинькофф Банк | Делимобиль
У Делимобиля есть два выпуска облигаций, один из которых выглядит крайне привлекательно. В этом обзоре проанализируем компанию и разберемся, в чем привлекательность ее облигаций.

О компании

Делимобиль (ООО «Каршеринг Руссия») — это оператор крупнейшего сервиса каршеринга в России. Он может похвастаться самым большим автопарком и самой широкой географией присутствия. По оценке самой компании, а также исходя из данных департамента транспорта Москвы и Росстата, на конец 2022-го Делимобиль занимал около 50% рынка каршеринга в Москве. Аудитория сервиса насчитывает 8,4 млн зарегистрированных пользователей (+18% г/г), из которых 490 тысяч пользуются сервисом ежемесячно (MAU).

Компания имеет хороший кредитный рейтинг А+(RU) от АКРА, который был подтвержден в мае 2023-го с прогнозом «стабильный». Рейтинг обусловлен высокой оценкой бизнес-профиля, которая, в свою очередь, связана с наличием у компании собственных технологических разработок, инфраструктуры и парка автомобилей, которые позволяют выстраивать шеринговую экономику.

Автопарк компании насчитывает почти 20 тысяч автомобилей и имеет широкий фокус на массовом сегменте, что позволяет проводить быструю экспансию:

экономкласс — 82%;
комфорт-класс — 12%;
премиум-класс — 5%;
грузовые — 1%.

О рынке

Российский рынок каршеринга довольно молодой. Первый каршеринг появился только в конце 2012-го и исключительно в Москве, а более массовое распространение привычной сегодня модели началось лишь в 2015 году.

На данный момент услуги каршеринга предоставляют уже 18 операторов. Самые крупные из них по количеству поездок в российских городах-миллионниках — Яндекс Драйв, Делимобиль, Ситидрайв (бывший YouDrive) и BelkaCar. По данным Tinkoff Data, эта «большая четверка» охватывает 99% всего рынка каршеринга, при этом концентрация все еще остается на крупнейших городах страны — Москве и Санкт-Петербурге. Это создает огромные перспективы для расширения сервисов в других регионах России.

13% годовых от каршеринга


Делимобиль прогнозирует, что объемы рынка совместного использования транспортных средств в России вырастут до 1,2 трлн рублей по итогам 2025 года. Таким образом, у компании большой потенциал для развития, учитывая ее выручку в размере 15,2 млрд рублей за прошлый год.

О финансах

Компания находится на стадии роста, как и весь рынок в целом. В РФ сейчас 38 городов с населением 500 тысяч человек и более, а бизнес компании охватывал только 10 городов на конец 2022 года. Это оставляет высокий потенциал для расширения в рамках стратегии компании.

Число активных пользователей в месяц (MAU) росло по мере экспансии бизнеса в новые города. При этом менеджменту удается эффективно наращивать показатель средней выручки на одного пользователя (ARPU) с течением времени.



Это привело к стремительному росту выручки. За период 2018–2022 годов она увеличилась более чем в три раза. Учитывая планы по дальнейшей экспансии, рост выручки будет сохраняться на высоком уровне.



В 2021 году бизнес вышел в плюс по скорректированной EBITDA. А в прошлом году маржинальность по этому показателю достигла 25%, увеличившись за год на 290 б. п.

Бизнесу удается генерировать положительный свободный денежный поток (FCF) последние два года, несмотря на немалые затраты на расширение. Стоит отметить, что модель расширения подразумевает быстрый рост за счет привлечения финансового лизинга



Среди крупных акционеров, которые оказывают поддержку бизнесу Делимобиля, можно выделить ВТБ Капитал («дочка» ВТБ). Он косвенно владеет долей в компании в размере 13,4% через Nevsky Property Finance. В случае необходимости Делимобиль может получать срочную поддержку от этого акционера.



О рисках

Еще в 2020 году бизнес Делимобиля был убыточен на операционном уровне и пока остается убыточным на уровне чистой прибыли. Существенный вклад в убытки вносят процентные расходы. Сам эмитент отмечает, что рост ставок может привести к увеличению стоимости обслуживания долга. Это, в свою очередь, снизит прибыль до налогообложения, которая и так находится в отрицательной зоне. Но тут стоит отметить, что сейчас коэффициент покрытия процентных платежей (EBITDA/процентные расходы) находится на неплохом уровне — 1,9х. Скорее всего, этот коэффициент будет и дальше расти по мере наращивания операционной эффективности.

Долговая нагрузка выглядит высокой, так как большая часть автопарка компании (почти 80%) находится в финансовом лизинге. Это сильно увеличивает размер долговых обязательств и влияет на вышеуказанные процентные расходы. Коэффициент долг/EBITDA сейчас на уровне 3,9х (чистый долг/EBITDA — 3,6х). Но и тут есть одно но. Почти 44% долговых обязательств — это необеспеченные займы, которые получены от связанной стороны (акционеров) и проценты по которым начисляются, но не выплачиваются. Если исключить их из расчета скорректированного долга, то уровень долговой нагрузки (скорректированный чистый долг/EBITDA) снижается до умеренных 2,0х.



Учитывая риски, указанные выше, сохраняется высокая зависимость от акционеров и их поддержки. Такой риск весьма характерен для бизнесов, которые находятся в фазе роста и активно привлекают инвестиции.

Об облигациях

У Делимобиля есть два выпуска облигаций с погашением в 2025 году (RU000A1052T1) и в 2026-м (RU000A106A86). Наиболее интересно выглядит выпуск Делимобиль 1Р-02 с погашением в 2026-м, который предлагает доходность 13,3% годовых. Спред между доходностью этого выпуска и доходностью ОФЗ с аналогичной дюрацией составляет порядка 430 б.п. Это намного больше среднего спреда для выпусков с аналогичным кредитным рейтингом и дюрацией (средний спред для таких бумаг гораздо ниже 200 б. п.).

С момента начала торгов среднедневной объем оборота Делимобиль 1Р-02 составил впечатляющие 60,6 млн рублей. Это очень хороший результат для бумаги второго уровня листинга.



Облигации Делимобиля входят в перечень РИИ (Рынка инноваций и инвестиций) и попадают под льготу долгосрочного владения РИИ. Благодаря этому инвестор, который владеет облигациями Делимобиля непрерывно в течение не менее одного года, может избежать удержания налога на доход, который он получит в результате роста стоимости бумаг.

Ну и что?

Делимобиль стремительно расширяет бизнес и вместе с этим умудряется повышать операционную эффективность. За счет этого молодая компания в плюсе по EBITDA уже с 2021 года.

При необходимости компания может рассчитывать на поддержку со стороны крупных акционеров. Однако это может нести и риски — изменение долей собственности в будущем и, как следствие, изменение корпоративного управления.

Высокий спред у второго выпуска облигаций компании (Делимобиль 1Р-02) может, на наш взгляд, транслироваться в рост стоимости этой бумаги.
Если компания сможет и дальше расширять бизнес текущими темпами (для чего есть все необходимые вводные), ее кредитоспособность (показатели долговой нагрузки и коэффициент покрытия процентных платежей) может улучшиться.

Мы рекомендуем добавить облигации Делимобиль 1Р-02 (RU000A106A86) в портфель инвесторам, толерантным к риску. Другие торговые идеи на российском рынке можете найти в нашей стратегии-2023.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу