О прогнозе рынка легковых автомобилей » Элитный трейдер
Элитный трейдер

О прогнозе рынка легковых автомобилей

25 июля 2023 Блинов Сергей
Ниже приведён прогноз рынка легковых автомобилей России до 2030 года по разным прогнозным моделям.

Базовый сценарий: рынок вырастет до 1 млн. в 2023 году и до 1,5 млн. в 2024 году.

Динамика рынка легковых автомобилей

Рынок легковых автомобилей в России подвержен сильным колебаниям.

График 1. Рынок легковых автомобилей в 1997-2022 годах

О прогнозе рынка легковых автомобилей


Попробуем выявить взаимосвязь рынка с макропоказателями и построить на этой основе прогнозную модель.

Реальный ВВП

Связь рынка с реальным ВВП есть, но не очень тесная.

График 2. Реальный ВВП и рынок легковых автомобилей



Если убрать из рассмотрения годы «аномально» высоких объёмов рынка 2006-2008 и 2010-2014, а также 2022 год, как аномально низкий из-за ухода западных производителей, то связь становится более тесной (график 3).

График 3. Взаимосвязь реального ВВП и рынка легковых автомобилей кроме лет высокого спроса



Корреляция – более 90%, R-квадрат 0,84.

Построенная на этой зависимости модель даёт результаты, показанные на графике 4.

График 4.



Для построения прогноза необходимы данные по ВВП (прогноз) до 2030 года.

Прогноз правительства предполагает в 2023-2026 годах рост ВВП на 1,2%; 2,0%; 2,6%; 2,8%, соответственно. Для 2027 и последующих годов примем рост ВВП 2026 года (+2,8%).

При такой динамике ВВП рынок легковых автомобилей вырастет по модели к 2030 году до 1,86 млн. единиц (график 5).

График 5.



Можно предполагать, что фактический рынок может оказаться как ниже значений по модели (например, в 2023 году восстановится примерно до 1млн.), так и выше, как это бывало в прошлом.

Но, исключая экстремальные ситуации, подобные уходу в 2022 году западных производителей и введению импортных ограничений, прогноз по реальному ВВП можно воспринимать как некий базовый спрос, нижнюю границу этого спроса.

ВВП в долларах по текущему курсу

ВВП в долларах по текущему курсу (далее $ВВП) учитывает такой важный (как минимум, в прошлом) показатель, как курс рубля по отношению к доллару.

$ВВП и рынок легковых автомобилей приведены на графике 6.

График 6.



Достаточно сравнить график 6 с графиком 2, чтобы увидеть, что $ВВП лучше объясняет взлёты и падения рынка легковых автомобилей примерно с 2009 года.

С 2009 по 2021 год связь рынка легковых с СВВП особенно тесная, корреляция более 90%, R-квадрат 0,85 (график 7).

График 7.



Рассчитанные по такой модели значения рынка с 2009 по 2021 год показывают хорошее совпадение с фактом (график 8).

График 8.



Сложность в использовании такой модели в том, что нужен прогноз ВВП в долларах на период прогнозирования, например, до 2030 года.

Воспользуемся прогнозом МЭР до 2026 года, в котором есть и прогноз номинального ВВП и прогноз курса доллара (таблица 1).

Таблица 1.



Две нижние строки таблицы (объём ВВП в долларах США и прирост к прошлому году; обведены красным) рассчитаны нами.

Для прогноза на 2027-2030 годы примем, что ВВП в долларах продолжит расти как в 2025-2026 годах, то есть на 5% в год.

Если подставить значения ВВП в долларах из таблицы 1 в модель, то мы получим следующий прогноз до 2030 года (график 9).

График 9.



По этому прогнозу рынок в 2026 году вырастет до 2,8 млн. штук (это повторение исторического рекорда 2008 года), а к 2032 году вырастет до 3,9 млн.

Такой прогноз выглядит излишне оптимистичным.

Для удобства числовые значения обоих прогнозов (по реальному ВВП и по ВВП в долларах) приведены в таблице 2.

Таблица 2.



Попробуем на этой основе предположить реалистичную картину рынка на ближайшие 2-3 года.

Оценка полученных результатов

Оба прогноза (по реальному ВВП и по ВВП в долларах) приведены на графике 10.

График 10.



Прогноз по модели «ВВП реал» можно считать неким базовым спросом, ниже которого рынок опускается лишь в экстремальных ситуациях наподобие 2022 года.

Прогноз по модели «$ВВП» можно считать верхней границей возможного спроса. Выходу на эту границу, как представляется, могло бы способствовать снятие импортных ограничений (как на поставку готовых автомобилей, так и поставку комплектующих для их производства); возвращение части зарубежных производителей и запуск их производственных мощностей в России.

Кроме того, для реализации этого прогноза необходимо исполнение прогноза МЭР по курсу рубля. В случае ослабления рубля прогноз по модели «$ВВП» будет пересматриваться в сторону понижения.

Прогноз на ближайшие годы

По нашей оценке, в 2023 году рынок может вырасти до 1 млн., причём зависеть это будет в большей степени от возможности насыщения рынка. То есть, ограничения будут со стороны предложения, а не спроса.

В 2024 году рынок выйдет на базовый уровень порядка 1,5 млн.

Далее, в зависимости от обстоятельств, рынок может как расти постепенно по траектории прогноза «ВВПреал» до отметки 1,8 млн., так и время от времени подниматься вверх до 2 млн. или даже выше.

Графически такой сценарий может выглядеть так, как показано на графике 11 темно-синей пунктирной линией.

График 11.



Резюме:

1. Восстановление рынка до 1,5 млн., по нашей оценке, произойдёт быстро, в течение 2023-2024 годов.

2. В дальнейшем рынок будет находиться в диапазоне 1,5 – 2 млн. автомобилей.

=============

Этот прогноз я подготовил 22 мая, попросили уважаемые люди. Делюсь с вами результатами.
О том, что рынок может вырасти до 1 млн. я уже писал в начале мая

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter