16 апреля 2024 1ПРАЙМ
Снижение государственного внешнего долга связано с переориентацией государственных заимствований на внутренний рынок. Для этого правительство Российской Федерации и Банк России приняли ряд мер стимулирующего характера, которые позволили повысить привлекательность внутренних источников финансирования. Такая политика позволяет минимизировать риски, связанные с обслуживанием и рефинансированием государственного долга и направлена на сохранение финансового суверенитета.
При анализе государственного внешнего долга на душу населения очевидна понижательная динамика, которая наблюдается с 2014 года, периода обострения геополитической обстановки. Этот этап характеризовался изменением политики внешних заимствований и постепенным переходом на внутренний рынок.
С 2022 г. сокращение государственных внешних заимствований усиливается, что продиктовано ужесточением санкционного режима недружественных стран. Данная тенденция продолжается и в 2024 г., поэтому сегодня мы видим рекордное с конца нулевых годов сокращение величины государственного внешнего долга и, соответственно, его размеров в расчете на душу населения. Квартальные показатели задают общую динамику текущего года, поэтому с большой долей вероятности данная тенденция продолжится до конца 2024 г.
Прямой зависимости между величиной государственного долга и долговой нагрузкой домохозяйств нет. Однако следует учитывать, что сокращается только внешний долг, который составляет порядка 20% совокупного государственного долга, а государственный долг в целом, включая внутренний, имеет обратную тенденцию.
Увеличение величины госдолга приводит к росту расходов бюджета на его обслуживание, которые по прогнозам Минфина России в 2024 г. должны составить 2291,3 млрд руб., а к 2026 г. – 3316,1 млрд руб. Такие расходы сравнимы с расходами на национальную экономику и национальную безопасность, причем в 2 раза больше расходов на здравоохранение и на образование. Поэтому расходы на обслуживание государственного долга можно рассматривать как отвлечение бюджетных денег от других приоритетных для экономики и социальной сферы направлений.
Россия сегодня входит в число стран с самым низким уровнем государственного долга в целом и внешнего долга в частности. С одной стороны это свидетельствует о способности поддержания финансового суверенитета, но с другой стороны для государства есть риск блокирования от внешнего мира, что крайне нежелательно.
Взвешенный подход Правительства Российской Федерации и Банка России, в рамках которого тестируются возможности привлечения внешних заимствований в валютах дружественных стран, позволяет судить о конструктивности и многосторонности проводимой долговой политики. Однако риски вторичных санкций, ограничения в трансграничных платежах и высокая волатильность валют дружественных стран сегодня не позволяют переориентировать государственный долг на другие рынки.
Светлана Фрумина
И.о. завкафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова
http://1prime.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
При анализе государственного внешнего долга на душу населения очевидна понижательная динамика, которая наблюдается с 2014 года, периода обострения геополитической обстановки. Этот этап характеризовался изменением политики внешних заимствований и постепенным переходом на внутренний рынок.
С 2022 г. сокращение государственных внешних заимствований усиливается, что продиктовано ужесточением санкционного режима недружественных стран. Данная тенденция продолжается и в 2024 г., поэтому сегодня мы видим рекордное с конца нулевых годов сокращение величины государственного внешнего долга и, соответственно, его размеров в расчете на душу населения. Квартальные показатели задают общую динамику текущего года, поэтому с большой долей вероятности данная тенденция продолжится до конца 2024 г.
Прямой зависимости между величиной государственного долга и долговой нагрузкой домохозяйств нет. Однако следует учитывать, что сокращается только внешний долг, который составляет порядка 20% совокупного государственного долга, а государственный долг в целом, включая внутренний, имеет обратную тенденцию.
Увеличение величины госдолга приводит к росту расходов бюджета на его обслуживание, которые по прогнозам Минфина России в 2024 г. должны составить 2291,3 млрд руб., а к 2026 г. – 3316,1 млрд руб. Такие расходы сравнимы с расходами на национальную экономику и национальную безопасность, причем в 2 раза больше расходов на здравоохранение и на образование. Поэтому расходы на обслуживание государственного долга можно рассматривать как отвлечение бюджетных денег от других приоритетных для экономики и социальной сферы направлений.
Россия сегодня входит в число стран с самым низким уровнем государственного долга в целом и внешнего долга в частности. С одной стороны это свидетельствует о способности поддержания финансового суверенитета, но с другой стороны для государства есть риск блокирования от внешнего мира, что крайне нежелательно.
Взвешенный подход Правительства Российской Федерации и Банка России, в рамках которого тестируются возможности привлечения внешних заимствований в валютах дружественных стран, позволяет судить о конструктивности и многосторонности проводимой долговой политики. Однако риски вторичных санкций, ограничения в трансграничных платежах и высокая волатильность валют дружественных стран сегодня не позволяют переориентировать государственный долг на другие рынки.
Светлана Фрумина
И.о. завкафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова
http://1prime.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу