Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
У угольных компаний вагон проблем: российский уголь плохо продается и падает в цене » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

У угольных компаний вагон проблем: российский уголь плохо продается и падает в цене

27 сентября 2024 Тинькофф Банк Шаболкин Сергей
Отечественные угольщики оказались в центре идеального шторма

Маржинальность российского угля упала: при экспорте через порты Дальнего Востока угольщики получают околонулевой доход с тонны угля, а при продаже через порты Северо-Запада — убыток. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные издания Argus.

Основные причины: падение мировых цен на уголь, проблемы в оплате российских поставок и рост транспортных расходов. Это привело к тому, что с июля 2023 по июнь 2024 года прибыль российских угольщиков упала до 52 млрд рублей, тем самым кратно снижая поступления доходов в бюджет страны от налогов и прочих сборов. С июля 2022 по июнь 2023 года их прибыль составляла 461 млрд рублей — то есть падение почти в девять раз.

У угольных компаний вагон проблем: российский уголь плохо продается и падает в цене


Как меняются спрос на российский уголь и его стоимость

В консалтинговой фирме Neft Research считают, что на стоимость угля влияют проблемы в строительном секторе Китая. Коксующийся уголь используют для производства стали, которая, кроме прочего, нужна для строительства зданий.

Но в 2021 году страна достигла пика производства и покупок недвижимости, после чего наступил систематический спад в строительной отрасли. Это привело к тому, что спрос на сталь уменьшается, и, следовательно, Китай может импортировать меньше коксующегося угля. А производителям этого сырья, чтобы сохранить объемы производства и сбыта, приходится идти на уступки в цене. В том числе и российским угольщикам, ведь Китай — важный для них рынок: в 2023 году на него приходилось около 47% от всех экспортных поставок.



Объем импорта угольной продукции в Китай, млрд долларов



Но основное падение экспорта российского угля в Китай пришлось на менее ценные и дешевые марки каменного угля. Объемы его продаж с января по август 2024 года сократились на 27% год к году, до 23,1 млн тонн, а цена — на 27% год к году, до 100 $ за тонну. При этом Китай стал покупать такого угля больше, но не в России, а других странах. Скорее всего, на это повлияли введенные еще в декабре 2023 года китайские пошлины на различные марки российского угля.

Чуть лучше ситуация с импортом коксующегося угля из России: объемы поставок с января по август 2024 года выросли на 17% год к году, до 17,6 млн тонн, но средняя цена упала на 18% год к году, до 152 $ за тонну. Как утверждают источники «Коммерсанта», к концу августа цены на коксующийся уголь снизились до 130 $ за тонну.

На фондовом рынке торгуются акции «Распадской» и «Мечела». Первая продает марки коксующегося угля, и около 64% продаж за 2023 год приходилось на Азиатско-Тихоокеанский регион, который включает в себя Китай. Выручка «Мечела» зависела от продаж коксующегося угля на 4%, на прочие марки угля приходилось 19%. При этом компания не раскрывала данные продаж по регионам. Но, учитывая, что у нее есть кредиты в китайских юанях, возможно, она также поставляет продукцию на китайский рынок.

Объем импорта из России основных марок угля в Китай, млрд долларов



Что еще влияет на угольную отрасль

Проблемы с поставками и падение цен не единственные, с которыми столкнулась угольная отрасль. Сейчас ей приходится преодолевать еще несколько вызовов.

Затруднения с импортом оборудования. Часть техники и запчастей для добычи угля не производится в стране. А импортировать оборудование стало дороже и труднее.

Трудности с проведением платежей. Деловые издания указывают, что у иностранных покупателей и банков возникают трудности при работе с российскими угольными компаниями. Так, проблемы платежей с Китаем привели к появлению комиссии до 1,5% от суммы трансакции, говорит собеседник «Коммерсанта».

Клиенты требуют дополнительных скидок. Возможно, покупателям удается продавливать российские компании и получать большие скидки из-за риска подпасть под санкции. А издание Argus утверждает, что некоторым сырьевым трейдерам вообще стало невыгодно торговать российским углем и они переключились на продажу индонезийского и южноафриканского сырья.

Трудности с логистикой. Министр энергетики РФ оценивает недостаток пропускной способности восточного направления железной дороги в 130—140 млн тонн в год, из которых 2/3 приходится на уголь. К концу 2024 года пропускная способность железнодорожных путей может вырасти с 173 до 180 млн тонн в год. Но этого недостаточно, чтобы кратно увеличить объемы продаж для угольной отрасли, а эффект от расширения и обновления путей будет виден только в 2025 году.

Налоговая политика. Экспортеры энергетического угля, к которому относится и каменный, добились отсрочки уплаты экспортной пошлины до 1 декабря 2024 года. При этом экспортеры коксующегося угля продолжат платить ее, так как в состоянии получать прибыль. Чтобы и им не платить пошлины, курс должен упасть до 80 ₽ за доллар. На «Мечел» такая фискальная политика повлияет минимально, а вот «Распадской» придется раскошелиться на налоги на добычу полезных ископаемых.

При этом с 1 января 2025 года экспортные пошлины заменят на увеличенный налог на добычу полезных ископаемых в виде надбавки в 10% для производителей коксующегося и энергетического угля. Но Минфин заявляет, что при нынешних ценах надбавка работать не будет, потому что пороговая цена начинается в 120 $ за тонну для марок энергетического угля и в 167 $ за тонну для марок коксующегося.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу