28 сентября 2024 ИХ "Финам" Колесникова Алла
Бюджет России на ближайшую трехлетку вновь будет дефицитным, с ростом расходов на оборону и безопасность. Правительство планирует наращивать госдолг и повышать ненефтегазовые доходы. Аналитики предупреждают о возможном росте инфляции и дефиците кадров, если доля военных расходов продолжит расти. Жесткая монетарная политика сохранится до 2026 года, а рынок ждут сложные времена. Finam.ru изучил мнения экономистов о новом проекте бюджета на 2025 и плановые 2026-2027 годы.
Бюджет снова будет дефицитным
Бюджет на 2025 год вновь планируется дефицитный, следует из опубликованной Кабмином информации. Представляя проект в правительстве, министр финансов Антон Силуанов назвал три приоритета бюджета: финансовое обеспечение расходов на оборону и безопасность, в том числе на "специальную военную операцию", обеспечение технологического лидерства, социальная поддержка граждан. По его словам, все необходимые расходы на эти цели учтены в бюджете на предстоящее трехлетие.
В 2025 году доходы федерального бюджета вырастут на 12% до 40,296 трлн руб., а расходы повысятся до 41,469 трлн руб. Причем, по данным Bloomberg, расходы на национальную оборону и внутреннюю безопасность, как прогнозируется, составят около 40% от общих бюджетных расходов России в 2025 году. По данным агентства, проект закона о бюджете предполагает увеличение расходов на оборону до пика в 13,2 трлн руб. или 6,2% ВВП в 2025 году. В 2026 году ожидается небольшое сокращение – до 12,8 трлн руб. (5,6% ВВП). Расходы по засекреченным или неуказанным статьям, некоторые из которых могут быть включены в другие статьи, вырастут в 2025 году до 12,9 трлн рублей. Стоит отметить, что в полном объеме официально проект бюджета пока не опубликован.
"Глобально ничего удивительного в этом бюджете нет. Его направляют расходы: чем больше планируются расходы, тем больше нужно брать из экономики налогов и сборов", - комментирует Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала "Китайская угроза".
Дефицит бюджета составит 0,5% от ВВП, то есть примерно 1,1 трлн руб. Текущим законом о бюджете на 2024-2026 гг. предусмотрен дефицит в 2025 году в размере 0,4% ВВП.
В пределах трехлетки дефицит бюджета не превысит 1% ВВП. Этого собираются достичь за счет более высоких ненефтегазовых доходов от введения прогрессивного подоходного налога и ожидаемого увеличения поступлений от налога на добавленную стоимость, а также акцизов и импортных пошлин. Доля ненефтегазовых поступлений в общем объеме увеличится до 73%.
Как отмечает Bloomberg, предполагаемый дефицит бюджета может оказаться оптимистичным, если судить по пересмотренному прогнозу правительства на текущий год. Теперь прогнозируется, что дефицит бюджета на 2024 год составит 1,7% ВВП, что на 0,6 процентного пункта больше, чем в поправках, представленных в июне.
По мнению Евгения Когана, инвестбанкира, автора Telegram-канала bitkogan, объявленное увеличение расходов может вызвать опасения относительно роста инфляции. Все дело - в структуре госрасходов.
"Увеличение доли военных затрат может привести к дальнейшему оттоку рабочей силы из гражданских секторов экономики, что усугубит проблему дефицита кадров на рынке труда. Кроме того, военное производство, не создавая потребительских товаров, формирует дополнительный спрос на сырьевые ресурсы, энергию и другие производственные факторы, что может оказать дополнительное давление на цены", - комментирует Коган. Эксперт добавляет, что Центробанк и в следующем году будет сдерживать инфляцию путем замедления кредитования через высокую ключевую ставку. Цель будет достигнута, но ценой торможения экономики.
Для исполнения бюджетных задач Минфин также планирует наращивать госдолг. Валовый план заимствований на 2025 год – 4,8 трлн руб., в 2026-ом – 5,1 трлн, в 2027-ом – 5,3 трлн руб. К 2027 году государственный долг вырастет до 18% ВВП с 15% в 2023 году.
"Даже при первичном нулевом балансе бюджета (когда государство не занимает ни на какие расходы кроме обслуживания долга) уровень госдолга к ВВП растет, так как значение процентных ставок выше темпов роста ВВП (долг/ВВП – числитель растет быстрее знаменателя даже при отсутствии новых долгов)", - комментирует Коган.
До 1 октября в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проект бюджета на 2025-2027 годы необходимо направить в Государственную Думу. А 7 октября проект обсудит Совет Федерации, к участию приглашены главы Минфина и Счетной палаты.
Бюджет и рынок
Зная новые параметры бюджета на 2025 год, можно предположить, каким будет уровень инфляции в будущем году. Также можно прогнозировать ключевую ставку, ставки по кредитам и депозитам в банках, оценить рыночные перспективы.
Увеличение расходов бюджета России в 2025 году может привести к росту инфляции и вынудить Центральный банк поддерживать высокие процентные ставки дольше, считают аналитики.
Заложенные доходы в размере 40,3 трлн рублей являются проинфляционными и предполагают уровень инфляции выше 4,5%, прогнозируемых Минэкономики, считает главный экономист "Альфа-Банка" Наталия Орлова.
Главный экономист "Т-Инвестиций" Софья Донец оценивает нейтральный уровень расходов в 40 трлн рублей. Превышение на 1,5 трлн рублей может добавить 0,5% к росту ВВП и 0,7-0,8% к инфляции в следующем году, что поднимает их до 1,5% г/г и 4,6% г/г, соответственно, отмечает Донец.
Параметры бюджета снимают ряд проинфляционных рисков с повестки, однако жесткая монетарная политика сохранится до 2026 года, считают аналитики "Промсвязьбанка".
"Это говорит в пользу того, что максимальным уровнем, до которого может быть повышена ставка, окажутся 20%. Условия для начала смягчения ДКП могут сформироваться к середине 2025 года", - уверены в ПСБ.
По прогнозу ПСБ, средняя ключевая ставка в 2025 году может оказаться даже выше текущего года – 18,3% против 17,5% в 2024 году (с учетом повышения в октябре ставки до 20%).
В ВТБ ожидают в следующем году ставку 19%, если инфляция будет держаться около 6%.
Аналитики "Финама" ожидают начала снижения ключевой ставки не ранее, чем в 1 полугодии 2025 года, при этом если ЦБ сохранит оценку развития экономики в рамках своего базового сценария, то средняя ключевая ставка в 2025 году снизится с 17%+ в 2024 году до 14-16%, и к концу 2025 году ключевая ставка может снизиться до 12-13%.
"Если же регулятор перейдет к парадигме развития экономики по проинфляционному сценарию (в соответствии с проектом ОНДКП), то средняя ключевая ставка в 2025 году (16-18%) может остаться на уровне или даже выше средней ключевой ставки 2024 года, а основной этап смягчения ДКП придется лишь на 2026 год. Уточним прогноз по итогам октябрьского опорного заседания ЦБ", - комментирует Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам".
Жесткая денежно-кредитная политика играет в пользу флоатеров, благоприятная конъюнктура для которых сохранится и в следующем году, тогда как покупка длинных ОФЗ-ПД остается рискованной. Классические госбумаги будут доходнее флоатеров только при резком снижении ключевой ставки, что маловероятно в ближайшие три года.
"В условиях повышенных инфляционных рисков рекомендуется применять защитные методы инвестирования. Для этого подходят облигации с плавающим процентом, привязанным к RUONIA. При сохранении ключевой ставки на текущем уровне активы могут принести доход в размере около 15-16 % за год. В качестве альтернативы могут быть рассмотрены корпоративные облигации с плавающим купоном, привязанным к RUONIA или ставке ЦБ РФ. Доходность таких активов с высоким рейтингом может превысить 17% годовых", - комментирует Сергей Погудин, руководитель направления очного обучения УЦ "Финам".
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Бюджет снова будет дефицитным
Бюджет на 2025 год вновь планируется дефицитный, следует из опубликованной Кабмином информации. Представляя проект в правительстве, министр финансов Антон Силуанов назвал три приоритета бюджета: финансовое обеспечение расходов на оборону и безопасность, в том числе на "специальную военную операцию", обеспечение технологического лидерства, социальная поддержка граждан. По его словам, все необходимые расходы на эти цели учтены в бюджете на предстоящее трехлетие.
В 2025 году доходы федерального бюджета вырастут на 12% до 40,296 трлн руб., а расходы повысятся до 41,469 трлн руб. Причем, по данным Bloomberg, расходы на национальную оборону и внутреннюю безопасность, как прогнозируется, составят около 40% от общих бюджетных расходов России в 2025 году. По данным агентства, проект закона о бюджете предполагает увеличение расходов на оборону до пика в 13,2 трлн руб. или 6,2% ВВП в 2025 году. В 2026 году ожидается небольшое сокращение – до 12,8 трлн руб. (5,6% ВВП). Расходы по засекреченным или неуказанным статьям, некоторые из которых могут быть включены в другие статьи, вырастут в 2025 году до 12,9 трлн рублей. Стоит отметить, что в полном объеме официально проект бюджета пока не опубликован.
"Глобально ничего удивительного в этом бюджете нет. Его направляют расходы: чем больше планируются расходы, тем больше нужно брать из экономики налогов и сборов", - комментирует Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала "Китайская угроза".
Дефицит бюджета составит 0,5% от ВВП, то есть примерно 1,1 трлн руб. Текущим законом о бюджете на 2024-2026 гг. предусмотрен дефицит в 2025 году в размере 0,4% ВВП.
В пределах трехлетки дефицит бюджета не превысит 1% ВВП. Этого собираются достичь за счет более высоких ненефтегазовых доходов от введения прогрессивного подоходного налога и ожидаемого увеличения поступлений от налога на добавленную стоимость, а также акцизов и импортных пошлин. Доля ненефтегазовых поступлений в общем объеме увеличится до 73%.
Как отмечает Bloomberg, предполагаемый дефицит бюджета может оказаться оптимистичным, если судить по пересмотренному прогнозу правительства на текущий год. Теперь прогнозируется, что дефицит бюджета на 2024 год составит 1,7% ВВП, что на 0,6 процентного пункта больше, чем в поправках, представленных в июне.
По мнению Евгения Когана, инвестбанкира, автора Telegram-канала bitkogan, объявленное увеличение расходов может вызвать опасения относительно роста инфляции. Все дело - в структуре госрасходов.
"Увеличение доли военных затрат может привести к дальнейшему оттоку рабочей силы из гражданских секторов экономики, что усугубит проблему дефицита кадров на рынке труда. Кроме того, военное производство, не создавая потребительских товаров, формирует дополнительный спрос на сырьевые ресурсы, энергию и другие производственные факторы, что может оказать дополнительное давление на цены", - комментирует Коган. Эксперт добавляет, что Центробанк и в следующем году будет сдерживать инфляцию путем замедления кредитования через высокую ключевую ставку. Цель будет достигнута, но ценой торможения экономики.
Для исполнения бюджетных задач Минфин также планирует наращивать госдолг. Валовый план заимствований на 2025 год – 4,8 трлн руб., в 2026-ом – 5,1 трлн, в 2027-ом – 5,3 трлн руб. К 2027 году государственный долг вырастет до 18% ВВП с 15% в 2023 году.
"Даже при первичном нулевом балансе бюджета (когда государство не занимает ни на какие расходы кроме обслуживания долга) уровень госдолга к ВВП растет, так как значение процентных ставок выше темпов роста ВВП (долг/ВВП – числитель растет быстрее знаменателя даже при отсутствии новых долгов)", - комментирует Коган.
До 1 октября в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проект бюджета на 2025-2027 годы необходимо направить в Государственную Думу. А 7 октября проект обсудит Совет Федерации, к участию приглашены главы Минфина и Счетной палаты.
Бюджет и рынок
Зная новые параметры бюджета на 2025 год, можно предположить, каким будет уровень инфляции в будущем году. Также можно прогнозировать ключевую ставку, ставки по кредитам и депозитам в банках, оценить рыночные перспективы.
Увеличение расходов бюджета России в 2025 году может привести к росту инфляции и вынудить Центральный банк поддерживать высокие процентные ставки дольше, считают аналитики.
Заложенные доходы в размере 40,3 трлн рублей являются проинфляционными и предполагают уровень инфляции выше 4,5%, прогнозируемых Минэкономики, считает главный экономист "Альфа-Банка" Наталия Орлова.
Главный экономист "Т-Инвестиций" Софья Донец оценивает нейтральный уровень расходов в 40 трлн рублей. Превышение на 1,5 трлн рублей может добавить 0,5% к росту ВВП и 0,7-0,8% к инфляции в следующем году, что поднимает их до 1,5% г/г и 4,6% г/г, соответственно, отмечает Донец.
Параметры бюджета снимают ряд проинфляционных рисков с повестки, однако жесткая монетарная политика сохранится до 2026 года, считают аналитики "Промсвязьбанка".
"Это говорит в пользу того, что максимальным уровнем, до которого может быть повышена ставка, окажутся 20%. Условия для начала смягчения ДКП могут сформироваться к середине 2025 года", - уверены в ПСБ.
По прогнозу ПСБ, средняя ключевая ставка в 2025 году может оказаться даже выше текущего года – 18,3% против 17,5% в 2024 году (с учетом повышения в октябре ставки до 20%).
В ВТБ ожидают в следующем году ставку 19%, если инфляция будет держаться около 6%.
Аналитики "Финама" ожидают начала снижения ключевой ставки не ранее, чем в 1 полугодии 2025 года, при этом если ЦБ сохранит оценку развития экономики в рамках своего базового сценария, то средняя ключевая ставка в 2025 году снизится с 17%+ в 2024 году до 14-16%, и к концу 2025 году ключевая ставка может снизиться до 12-13%.
"Если же регулятор перейдет к парадигме развития экономики по проинфляционному сценарию (в соответствии с проектом ОНДКП), то средняя ключевая ставка в 2025 году (16-18%) может остаться на уровне или даже выше средней ключевой ставки 2024 года, а основной этап смягчения ДКП придется лишь на 2026 год. Уточним прогноз по итогам октябрьского опорного заседания ЦБ", - комментирует Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам".
Жесткая денежно-кредитная политика играет в пользу флоатеров, благоприятная конъюнктура для которых сохранится и в следующем году, тогда как покупка длинных ОФЗ-ПД остается рискованной. Классические госбумаги будут доходнее флоатеров только при резком снижении ключевой ставки, что маловероятно в ближайшие три года.
"В условиях повышенных инфляционных рисков рекомендуется применять защитные методы инвестирования. Для этого подходят облигации с плавающим процентом, привязанным к RUONIA. При сохранении ключевой ставки на текущем уровне активы могут принести доход в размере около 15-16 % за год. В качестве альтернативы могут быть рассмотрены корпоративные облигации с плавающим купоном, привязанным к RUONIA или ставке ЦБ РФ. Доходность таких активов с высоким рейтингом может превысить 17% годовых", - комментирует Сергей Погудин, руководитель направления очного обучения УЦ "Финам".
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу