4 октября 2024 БКС Экспресс
Чаще всего нефть и другие углеводороды добывают на суше, потому что это сравнительно просто. Однако ресурсы исчерпаемые, поэтому компании и государства все чаще смотрят в сторону океанов и возводят там специальные платформы — ведь под водой, которая покрывает три четверти планеты, находятся огромные залежи энергоресурсов.
История вопроса
Первое бурение скважины в море для добычи углеводородов произошло в 1897 г. недалеко от острова Саммерленд в Калифорнии в акватории Тихого океана. В СССР первая морская скважина была пробурена в 1925 г. в бухте Ильича около города Баку на искусственно созданном острове.
Позже, в 1934 г., советский инженер Николай Тимофеев организовал кустовое бурение скважин в Каспийском море. Этот метод, впоследствии получивший широкое применения во всем мире, состоит в следующем: возводится общая опора, к ней примыкают специальные основания, с которых производится бурение сразу нескольких скважин.
Таким образом, добычу можно осуществлять сразу из нескольких скважин. Их количество может превышать 20 штук. В дальнейшем этот метод стали применять для добычи в условиях ограниченного пространства — в болотах, с нефтяных морских платформ и т.п.
Первая в мире нефтяная платформа под названием «Нефтяные камни» (названа в честь месторождения) была возведена в Каспийском море в 1949 г. в СССР на территории Азербайджана. Ее построили на металлических эстакадах. Со временем платформа разрослась. В 1958 г. рядом с месторождением был построен поселок, а также в течение нескольких десятилетий возведены разные производственные помещения — нефтесборные пункты, газовые компрессоры, а также подводные нефтепроводы.
Кстати, «Нефтяные камни» попали в Книгу рекордов Гиннеса как старейшая нефтяная платформа. Она функционирует до сих пор.
После этого морское бурение скважин стало стремительно развиваться в разных странах. В частности, крупные месторождения углеводорода найдены в Мексиканском заливе, Северном море, Персидском заливе, озере Маракайбо в Венесуэле и Гвинейском заливе.
Сейчас промышленная добыча нефти в море осуществляется на глубине около 200 метров. Добывать углеводороды из более низких точек пока нерентабельно, поскольку это дорого. В России нефтяные платформы есть в судоверфях Калининграда, Астрахани, Выборга и Северодвинска.
Сколько нефти под водой
Наша планета за миллиарды лет постепенно меняла свой облик под действием разных геологических факторов. Там, где раньше были огромные океаны, теперь суша, а другие места, наоборот, со временем были затоплены и теперь оказались на морском дне. Поэтому очевидно, что растения и газовые залежи, оказавшиеся под давлением и ставшие в итоге нефтью и природным газом, нужно искать не только там, где нет воды.
Ученые и исследователи прекрасно это понимают, поэтому выяснили, что в мировом океане может быть сосредоточено до 70% мировых запасов нефти. При этом добыча нефти и газа из-под воды занимает чуть больше трети в общем объеме.
Месторождения открывают не только в шельфовых зонах и побережьях, но и в глубоких и сверхглубоких водах. Так, в начале XX века ученые сообщали, что 50% от вновь открытых крупных залежей приходились именно на морское дно. Тогда предполагаемый объем извлекаемых запасов оценивался в 170 млрд баррелей.
В этой ситуации вполне логичен вопрос: а почему тогда чаще не добывать углеводороды в океане? Дело в том, что стоимость строительства специальных платформ на воде достаточно высока. И чем глубже находятся залежи, тем дороже возведение такой конструкции. На суше это сделать проще и дешевле. Поэтому предпочтение пока отдают наземных скважинам.
Однако, по оценкам специалистов, доступные запасы «на земле» достаточно быстро сокращаются. Поэтому логично, что с истощением этих месторождений объемы морской добычи должны постепенно увеличиваться.
Как работают платформы
Добыча нефти в море — задача тяжелая и далеко не всегда экономически целесообразная. Но технологии продолжают активно развиваться. За десятки лет развития морской добычи было придумано несколько разновидностей платформ для добычи углеводородов на просторах Мирового океана.
Они различаются в зависимости от глубины залегания природных ресурсов:
1 — наклонные скважины. Если месторождение находится недалеко от берега, скважины бурятся с суши под наклоном, что значительно удешевляет процесс добычи.
2 — стационарные платформы. Возводятся, если глубина залегания нефти составляет не более 40 метров. Эти конструкции считаются наиболее простыми, поскольку мелководье вполне позволяет закрепить их на дне с помощью свай и бетонных блоков.
3 — плавучая платформа с опорами. Эти конструкции находятся на плаву, при этом дополнительно ко дну их крепят на опоры. Максимальная глубина залегания для добычи с такой конструкции — 80 метров.
4 — погружные платформы. При более глубокой добыче закрепить платформу на дне достаточно проблематично, поэтому установки удерживают на воде с помощью комплекса якорей и плавучих понтонов. После буксировки платформы к месту бурения последние заполняют водой, из-за чего они погружаются ниже поверхности уровня моря.
5 — буровые суда. Применяются при сверхглубоком бурении. Чаще всего используются для разведки запасов углеводородов на большой глубине и научных исследований. Для добычи не применяются.
Когда тип установки выбран, на нее доставляют буровую вышку и все необходимое оборудование. После чего на первом этапе происходит забуривание: устанавливается обсадная колонна, которая будет защищать механизмы от давления под толщей воды. По мере погружения добавляются обсадные колонны меньшего размера, пока не будет достигнута необходимая глубина бурения.
Затем следует установка блока превентеров. Когда обсадные трубы закрепили и зацементировали, на дне моря над ними располагают устье скважины и опускают водоотделяющую колонну и другие механизмы, которые не позволяют морской воде попадать внутрь.
http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
История вопроса
Первое бурение скважины в море для добычи углеводородов произошло в 1897 г. недалеко от острова Саммерленд в Калифорнии в акватории Тихого океана. В СССР первая морская скважина была пробурена в 1925 г. в бухте Ильича около города Баку на искусственно созданном острове.
Позже, в 1934 г., советский инженер Николай Тимофеев организовал кустовое бурение скважин в Каспийском море. Этот метод, впоследствии получивший широкое применения во всем мире, состоит в следующем: возводится общая опора, к ней примыкают специальные основания, с которых производится бурение сразу нескольких скважин.
Таким образом, добычу можно осуществлять сразу из нескольких скважин. Их количество может превышать 20 штук. В дальнейшем этот метод стали применять для добычи в условиях ограниченного пространства — в болотах, с нефтяных морских платформ и т.п.
Первая в мире нефтяная платформа под названием «Нефтяные камни» (названа в честь месторождения) была возведена в Каспийском море в 1949 г. в СССР на территории Азербайджана. Ее построили на металлических эстакадах. Со временем платформа разрослась. В 1958 г. рядом с месторождением был построен поселок, а также в течение нескольких десятилетий возведены разные производственные помещения — нефтесборные пункты, газовые компрессоры, а также подводные нефтепроводы.
Кстати, «Нефтяные камни» попали в Книгу рекордов Гиннеса как старейшая нефтяная платформа. Она функционирует до сих пор.
После этого морское бурение скважин стало стремительно развиваться в разных странах. В частности, крупные месторождения углеводорода найдены в Мексиканском заливе, Северном море, Персидском заливе, озере Маракайбо в Венесуэле и Гвинейском заливе.
Сейчас промышленная добыча нефти в море осуществляется на глубине около 200 метров. Добывать углеводороды из более низких точек пока нерентабельно, поскольку это дорого. В России нефтяные платформы есть в судоверфях Калининграда, Астрахани, Выборга и Северодвинска.
Сколько нефти под водой
Наша планета за миллиарды лет постепенно меняла свой облик под действием разных геологических факторов. Там, где раньше были огромные океаны, теперь суша, а другие места, наоборот, со временем были затоплены и теперь оказались на морском дне. Поэтому очевидно, что растения и газовые залежи, оказавшиеся под давлением и ставшие в итоге нефтью и природным газом, нужно искать не только там, где нет воды.
Ученые и исследователи прекрасно это понимают, поэтому выяснили, что в мировом океане может быть сосредоточено до 70% мировых запасов нефти. При этом добыча нефти и газа из-под воды занимает чуть больше трети в общем объеме.
Месторождения открывают не только в шельфовых зонах и побережьях, но и в глубоких и сверхглубоких водах. Так, в начале XX века ученые сообщали, что 50% от вновь открытых крупных залежей приходились именно на морское дно. Тогда предполагаемый объем извлекаемых запасов оценивался в 170 млрд баррелей.
В этой ситуации вполне логичен вопрос: а почему тогда чаще не добывать углеводороды в океане? Дело в том, что стоимость строительства специальных платформ на воде достаточно высока. И чем глубже находятся залежи, тем дороже возведение такой конструкции. На суше это сделать проще и дешевле. Поэтому предпочтение пока отдают наземных скважинам.
Однако, по оценкам специалистов, доступные запасы «на земле» достаточно быстро сокращаются. Поэтому логично, что с истощением этих месторождений объемы морской добычи должны постепенно увеличиваться.
Как работают платформы
Добыча нефти в море — задача тяжелая и далеко не всегда экономически целесообразная. Но технологии продолжают активно развиваться. За десятки лет развития морской добычи было придумано несколько разновидностей платформ для добычи углеводородов на просторах Мирового океана.
Они различаются в зависимости от глубины залегания природных ресурсов:
1 — наклонные скважины. Если месторождение находится недалеко от берега, скважины бурятся с суши под наклоном, что значительно удешевляет процесс добычи.
2 — стационарные платформы. Возводятся, если глубина залегания нефти составляет не более 40 метров. Эти конструкции считаются наиболее простыми, поскольку мелководье вполне позволяет закрепить их на дне с помощью свай и бетонных блоков.
3 — плавучая платформа с опорами. Эти конструкции находятся на плаву, при этом дополнительно ко дну их крепят на опоры. Максимальная глубина залегания для добычи с такой конструкции — 80 метров.
4 — погружные платформы. При более глубокой добыче закрепить платформу на дне достаточно проблематично, поэтому установки удерживают на воде с помощью комплекса якорей и плавучих понтонов. После буксировки платформы к месту бурения последние заполняют водой, из-за чего они погружаются ниже поверхности уровня моря.
5 — буровые суда. Применяются при сверхглубоком бурении. Чаще всего используются для разведки запасов углеводородов на большой глубине и научных исследований. Для добычи не применяются.
Когда тип установки выбран, на нее доставляют буровую вышку и все необходимое оборудование. После чего на первом этапе происходит забуривание: устанавливается обсадная колонна, которая будет защищать механизмы от давления под толщей воды. По мере погружения добавляются обсадные колонны меньшего размера, пока не будет достигнута необходимая глубина бурения.
Затем следует установка блока превентеров. Когда обсадные трубы закрепили и зацементировали, на дне моря над ними располагают устье скважины и опускают водоотделяющую колонну и другие механизмы, которые не позволяют морской воде попадать внутрь.
http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу