22 октября 2024 БКС Экспресс
Товары и услуги для пожилых людей могут стать следующим крупным азиатским трендом после поп-культуры, пишет региональное информагентство Nikkei Asia.
«Серебряная экономика» — один из динамично развивающихся секторов в этом регионе. И связано это в первую очередь с демографическими процессами и их экономическими последствиями.
Социальный риск…
Уровень рождаемости в Сингапуре и Южной Корее в 2023 г. упал до рекордно низкого значения. Резкое сокращение рождаемости на протяжении последних пяти лет фиксирует и правительство Китая. Кроме того, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) стремительно ускоряется старение населения. К 2050 г. четверть жителей АТР — в том числе Китая, Японии, Вьетнама, Индонезии, Таиланда, Малайзии, Сингапура, Новой Зеландии — будет старше 60 лет, доля пожилых вырастет по сравнению с нынешним значением почти вдвое.
К 2072 г. их доля может достичь 47,7%, что, к примеру, поставит Южную Корею на первое место по этому показателю среди 38 стран ОЭСР. К этому времени средняя продолжительность жизни в этой стране, по прогнозам аналитиков, составит 91 год. Возрастной порог в 90 лет превысит и Япония.
…или рыночная возможность
Все больше азиатских компаний осознают перспективу продвижения товаров и услуг для пожилых людей и адаптируются к демографическим тенденциям. Исследование института AgeTech & Silver Economy при Университете Кёнхи, прогнозирует, что к 2030 г. объем рынка, ориентированного на людей старшего возраста, в Южной Корее составит 168 трлн вон, или $128 млрд. Для сравнения: в 2020 г. этот сегмент достиг 72,8 трлн вон, или $53,14 млрд.
По данным Shinsegae Department Store, корейского универмага класса люкс, по сравнению с 2020 г. активность покупателей старше 60 лет выросла на 61,4%. При этом пожилые клиенты выбирают те же товары что и представители молодого поколения, а не те, которые принято воспринимать, как «возрастные».
«Двадцать лет назад компании были сосредоточены на предоставлении услуг по уходу за пожилыми людьми, находящимися на иждивении. Теперь рынок смещается в сторону обслуживания людей, которые в пожилом возрасте стремятся к новому образу жизни», — говорит Пак Ён Рана, профессор Каннамского университета.
Развитие торговли, ориентированной на старший возраст, в Корее пока не достигло уровня других азиатских стран. В Японии, по данным аналитиков, этот сегмент экономики может вырасти до $1,1 трлн к 2030 г. Серебряная экономика Китая уже сейчас оценивается примерно в $966 млрд, кроме того, китайские пенсионеры демонстрируют самую высокую среди азиатских стран покупательную способность.
Начать в любом возрасте
«Лицом» нового расцветающего делового сектора Nikkei Asia называет 81-летнюю кореянку Чхве Сун Хва, которая соревновалась с 31 претенденткой в финале национального конкурса красоты и планировала представить Корею на «Мисс Вселенная». Чхве начала заниматься модельным бизнесом в 72 года — после долгих лет на низкооплачиваемой работе на фабрике и воспитания детей и внуков. Тогда она работала сиделкой в больнице, поэтому дефиле репетировала в коридорах между палатами. Теперь она появляется на разворотах модных журналов и на показах мод по всей стране.
Активное долголетие
Один из собеседников Nikkei отмечает, что модельный бизнес может стать своего рода «флагманом» для других форм коммерческой деятельности. Местные модельные ассоциации организуют профессиональные тренинги и регулярные дефиле для людей в возрасте 70–80 лет, приглашают их участвовать в профессиональных показах.
Среди других направлений аналитики называют туризм. Так, рынок зарубежных путешествий для корейцев 60+ растет быстрее, чем общий рынок выездных поездок — 8,8% против 3,9% в год. Еще десять лет назад расходы на туристические маршруты для пожилых людей или на совместные семейные поездки с возрастными родителями брали на себя дети, а сейчас турагентства рассматривают путешественников старшего возраста как самостоятельную категорию потребителей.
При этом туры и услуги адаптируются сразу на любого туриста, в отрасли больше не принято дополнительно маркировать продукты выражениями вроде «специально для пожилых». Так индустрия подчеркивает важность поддержания здоровья и активного долголетия — люди 60+ могут выбирать те же программы, что и младшее поколение, не ограничиваясь турами для своей возрастной группы.
Школа, рэп и принцессы
Развивается также и сфера образования — для тех, кто хочет освоить новые профессиональные навыки и рабочие специальности, повысить уровень правовой и финансовой грамотности. Кроме того, в некоторых провинциях школы, вынужденные закрываться из-за низкой рождаемости и переселения местных жителей в более крупные города, принимают в качестве учеников людей старшего возраста.
Теперь некоторые из них с небывалой смелостью реализуют свои мечты. К примеру, 82-летняя Пак Чом Сон, которая в детстве была лишена возможности посещать школу. Женщина не просто выучилась читать и писать. Вместе с подругами они начали писать стихи и исполнять рэп — о своей сельской жизни и фермерских буднях, объединившись в группу «Суни и семь принцесс». Группе всего год, но они уже завирусились на просторах сети, участвуют в телевизионных шоу, выступают на мероприятиях по всей стране.
Пак Чом Сон, лидер группы «Суни и семь принцесс» перед выступлением на городском празднике
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба