11 ноября 2024 Financial Times
Резкий рост инфляции после пандемии COVID-19 оставил токсичное наследие для правительств стран с развитой экономикой
Неудовлетворённость потребителей высокими ценами продолжает наносить ущерб правительствам стран с развитой экономикой, даже несмотря на то, что уровень инфляции снижается до нормальных значений. Резкое увеличение расходов, происходящее раз в поколение, оставляет после себя негативное наследие для действующих политиков.
Согласно результатам экзит-полов, недовольство экономической ситуацией стало ключевым фактором, повлиявшим на выбор избирателей-республиканцев на выборах в США на этой неделе, что привело к поражению вице-президента Камалы Харрис от рук Дональда Трампа.
Действующие власти в таких странах, как Великобритания и Япония, также понесли потери на выборах в этом году, отчасти из-за недовольства высокой стоимостью жизни.
Опросы показывают, что влияние инфляции также сыграет свою роль на национальных выборах в следующем году, в том числе в Германии и Канаде.
«Скачку цен нужно время, чтобы пройти через электоральную пищеварительную систему», — сказал Роберт Форд, профессор политологии в Университете Манчестера. «Для обычных избирателей инфляция действительно заканчивается только тогда, когда они привыкают к новому уровню цен. Мы пока не достигли этой точки».
Средний уровень инфляции в группе богатых стран ОЭСР упал до самого низкого уровня с лета 2021 года в сентябре, последнем месяце, по которому доступен полный набор данных. Сейчас он колеблется около целевого показателя центральных банков в 2 процента в более чем половине стран-членов ОЭСР, включая Великобританию, Италию, Францию и Канаду.
Но, несмотря на это, потребительская уверенность остаётся на 1,7% ниже допандемического уровня по всей группе, что отражает недовольство высокой стоимостью жизни. Хотя заработные платы сейчас растут быстрее цен, реальные доходы во многих крупных экономиках только что превзошли допандемический уровень.
Средние уровни цен в странах ОЭСР в сентябре 2024 года были примерно на 30 процентов выше, чем в декабре 2019 года, до того как появление COVID-19 вызвало ряд потрясений и мер реагирования, которые в сочетании с конфликтом России и Украины спровоцировали инфляционный всплеск.
«Потребители смотрят, сколько они тратят на счета за коммунальные услуги или на еженедельные покупки продуктов, и приходят к выводу, что эти расходы не снижаются, поэтому кризис стоимости жизни всё ещё продолжается», — сказал Пол Дейлс, экономист консалтинговой компании Capital Economics.
Цены на продукты питания выросли примерно на 50 процентов по сравнению с декабрем 2019 года, а рост средней почасовой заработной платы отстаёт примерно в половине стран ОЭСР.
«Потребители (и избиратели) склонны запоминать уровни цен», — сказал Пол Дейлс, экономист консалтинговой компании Capital Economics. Он отметил, что старые цены остаются в памяти людей на 18 месяцев и более, а более высокие цены считаются «несправедливыми».
Изабелла Вебер, профессор экономики Массачусетского университета в Амхерсте, заявила, что исторические исследования показывают, что «всплески инфляции могут дестабилизировать» целые общества и политические системы.
Она отметила, что последний эпизод особенно опасен, поскольку развитые экономики не привыкли к высокой инфляции с 1970-х годов, а скачок цен был обусловлен в основном товарами первой необходимости, такими как продукты питания, жильё, энергоносители и транспорт.
По её словам, когда работающие люди ложатся спать голодными, «они теряют доверие к системе и очень злятся на государство».
В Германии, которая движется к внеочередным выборам в начале следующего года после того, как канцлер Олаф Шольц отказался от своей трёхсторонней коалиции, главными политическими победителями инфляционного всплеска стали антиправительственные партии как слева, так и справа.
Крайне правая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) и крайне левый альянс «Сахра Вагенкнехт» (BSW) рассчитывают получить четверть всех голосов — уровень поддержки экстремистов, беспрецедентный с 1920-х годов.
Согласно опросу, проведённому Infratest Dimap по заказу общественной телерадиокомпании ARD и опубликованному в прошлом месяце, в то время как 44 процента немцев обеспокоены тем, что они не смогут позволить себе свой нынешний образ жизни, среди сторонников BSW и AfD этот показатель возрастает до 75 и 77 процентов соответственно.
Крайне правая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) и крайне левый альянс «Сахра Вагенкнехт» (BSW) рассчитывают получить четверть всех голосов — уровень поддержки экстремистов, беспрецедентный с 1920-х годов.
Согласно опросу, который был проведён Infratest Dimap по заказу общественной телерадиокомпании ARD и опубликован в прошлом месяце, 44% немцев обеспокоены тем, что не смогут позволить себе привычный образ жизни. Среди сторонников BSW и AfD этот показатель достигает 75% и 77% соответственно.
В Канаде, где в следующем году пройдут федеральные выборы, лидер консервативной оппозиции Пьер Пуальевр использует кризис стоимости жизни в качестве инструмента против премьер-министра Джастина Трюдо.
Хотя инфляция сейчас составляет всего 1,6%, эта тактика, похоже, работает. Около 34% канадцев назвали рост расходов своим главным приоритетом в опросе Leger, проведённом в сентябре.
По данным опроса Angus Reid, только каждый пятый канадец ожидает улучшения своего финансового положения в течение следующих 12 месяцев.
Даже там, где реальная заработная плата превысила допандемический уровень, высокие цены остаются острой политической темой.
Почти 90% опрошенных британцев заявили, что кризис стоимости жизни является «самой важной проблемой, с которой сталкивается Великобритания», несмотря на то, что общий уровень инфляции снизился до трёхлетнего минимума в 1,7%.
Рейчел Ривз, канцлер лейбористской партии, заявила в четверг, что она «не питает иллюзий относительно масштаба проблем, с которыми сталкиваются домохозяйства».
Себастьян Дуллиен, директор по исследованиям Института макроэкономической политики в Дюссельдорфе, аналитического центра, финансируемого немецкими профсоюзами, отметил, что разногласия в объяснениях роста цен и заработной платы также усиливают недовольство.
Работники объясняют недавний рост доходов своим упорным трудом, в то время как более высокие цены обусловлены внешними факторами, на которые они не могут повлиять.
«Многие люди, по-видимому, воспринимают внезапный рост стоимости жизни как несправедливый и опасаются потерять контроль над своей жизнью», — сказал Даллиен.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу