13 ноября 2024 ИХ "Финам" Аседова Наталия
Принятый в марте 2022 года мораторий на прозрачность сведений о российских компаниях в связи с санкциями Запада был отменен 4 июля прошлого года в рамках постановления правительства №1102. С тех пор некоторые компании вернулись к раскрытию своих балансов и отчетностей, однако другие, напротив, получили возможность либо частично, либо полностью закрывать данные. Произошло это благодаря указам Владимира Путина. По состоянию на 11 ноября этого года 118 компаний получили от президента право самостоятельно определять объем раскрываемой информации о своей деятельности.
Первый указ был подписан президентом 27 ноября 2023 года, и в общем списке из 46 компаний тогда оказались «Роснефть» и ряд ее дочерних предприятий, в том числе «Башнефть». Следующий указ вышел 5 марта 2024 года, и перечень пополнился «Газпромом», «Газпромбанком», «Газпром нефтью», а также рядом других дочерних компаний газового концерна. На тот момент в общем списке уже было 94 компании. Дальнейшее расширение списка произошло 22 августа этого года - в него вошли «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), «Транснефть» и ряд ее дочерних предприятий. А вчера, 11 ноября, стало известно о том, что «Сургутнефтегаз», «НОВАТЭК», «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» также смогут самостоятельно определять объем раскрываемой ими информации.
Стоит заметить, что аналогичные привилегии доступны также экономически значимым организациям (ЭЗО), которых, согласно правительственному перечню, на сегодняшний день девять. В первую редакцию перечня вошли структуры «Альфа-банка», Х5, «Азбуки вкуса» и «Акрона», а позднее были добавлены еще три компании - в обновленный перечень попало МКАО «Хайлэнд Голд», ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Невский ССЗ), входящее в ОСК и табачный дистрибутор АО «Торговая компания «Мегаполис».
В марте 2022 года ЦБ разрешил российским банкам, микрофинансовым организациям, страховым компаниям и НПФ не раскрывать «чувствительную к санкционному риску» информацию. Однако финансовые организации по-прежнему обязаны отчитываться перед регулятором в установленном законом порядке.
Эти решения нарушают нормальное функционирование рынка капитала. Инвесторам все труднее оценивать потенциал и риски компаний, а также прогнозировать их прибыль или дивиденды.
О последствиях для эмитентов задумывается и Московская биржа. Так, в рамках «Уральской конференции НАУФОР — 2024» глава наблюдательного совета торговой площадки Сергей Швецов заявил, что Мосбиржа выступила за создание семейства индексов публичных компаний. По его словам, это поощрит эмитентов, которые в нынешних условиях находят возможности для раскрытия информации. «Понятные и объективные основания того, что информация сегодня не всегда раскрывается. Но у рынка тоже есть некие пределы. И вот эта инерция, по которой рынок живет, она все равно исчерпаема. Поэтому есть инициативы, и, наверное, они правильные, создать параллельное семейство индексов, которые будут состоять только из фишек публичных обществ, которые надлежащим образом раскрывают информацию, следуют своим обещаниям», - приводит его слова РБК.
При этом замминистра финансов РФ Иван Чебесков полагает, что баланс в раскрытии информации эмитентами о своей деятельности и ограничениями контрсанкционного характера в целом найден. Как сообщал в сентябре «Интерфакс», Чебесков заявил журналистам, что баланс в раскрытии, с одной стороны, должен защищать их от излишних санкционных рисков, а с другой - предоставлять инвесторам информацию, без которой рынок капитала просто не будет функционировать нормально.
Банк России, в свою очередь, настаивает на том, что для поддержания доверия инвесторов принципиально важным является наличие качественной, достоверной информации, поэтому раскрытие таких данных эмитентами ценных бумаг просто необходимо. Примечательно, что положения о необходимости раскрытия информации об оценках справедливой стоимости эмитента и размещаемых ценных бумаг ЦБ включил в обновленный текст проекта «Основных направлений развития финансового рынка РФ на 2025 год и период 2026 и 2027 годов».
Тем не менее, несмотря на все опасения ЦБ, Московской биржи и Минфина, тренд на закрытие информации все равно продолжается. В частности, в конце июля 2024 года премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минфину, Банку России и Минэкономразвития рассмотреть предложения Совета Федерации о возможности изменения объема информации, которую компании вправе не раскрывать в своей отчетности. При этом сведения о том, что именно предлагалось сенаторами, отсутствуют.
В начале сентября ФАС России также выступила со своими предложениями. Ведомство предложило сократить объем раскрытия информации в электроэнергетике, особенно теми субъектами, которые работают на приграничных территориях. Согласно данному проекту, ПАО «Форвард Энерго» и ПАО «Юнипро», а также сетевые компании, работающие на новых и приграничных территориях, смогут получить право не раскрывать свою отчетность и инвестиционные программы.
Пока трудно сказать наверняка, когда все вернется в привычное русло, поскольку санкционные риски продолжают влиять на российских эмитентов, и действующий режим раскрытия информации все еще не устраивает ряд компаний. Но отчетности, которые российские компании публикуют по МСФО, теперь появятся на едином информационном ресурсе - в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО) ФНС России. Добавление консолидированной отчетности, по мнению Минфина, позволит комплексно анализировать деятельность компаний и существенно повысит информационную обеспеченность пользователей.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Первый указ был подписан президентом 27 ноября 2023 года, и в общем списке из 46 компаний тогда оказались «Роснефть» и ряд ее дочерних предприятий, в том числе «Башнефть». Следующий указ вышел 5 марта 2024 года, и перечень пополнился «Газпромом», «Газпромбанком», «Газпром нефтью», а также рядом других дочерних компаний газового концерна. На тот момент в общем списке уже было 94 компании. Дальнейшее расширение списка произошло 22 августа этого года - в него вошли «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), «Транснефть» и ряд ее дочерних предприятий. А вчера, 11 ноября, стало известно о том, что «Сургутнефтегаз», «НОВАТЭК», «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» также смогут самостоятельно определять объем раскрываемой ими информации.
Стоит заметить, что аналогичные привилегии доступны также экономически значимым организациям (ЭЗО), которых, согласно правительственному перечню, на сегодняшний день девять. В первую редакцию перечня вошли структуры «Альфа-банка», Х5, «Азбуки вкуса» и «Акрона», а позднее были добавлены еще три компании - в обновленный перечень попало МКАО «Хайлэнд Голд», ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Невский ССЗ), входящее в ОСК и табачный дистрибутор АО «Торговая компания «Мегаполис».
В марте 2022 года ЦБ разрешил российским банкам, микрофинансовым организациям, страховым компаниям и НПФ не раскрывать «чувствительную к санкционному риску» информацию. Однако финансовые организации по-прежнему обязаны отчитываться перед регулятором в установленном законом порядке.
Эти решения нарушают нормальное функционирование рынка капитала. Инвесторам все труднее оценивать потенциал и риски компаний, а также прогнозировать их прибыль или дивиденды.
О последствиях для эмитентов задумывается и Московская биржа. Так, в рамках «Уральской конференции НАУФОР — 2024» глава наблюдательного совета торговой площадки Сергей Швецов заявил, что Мосбиржа выступила за создание семейства индексов публичных компаний. По его словам, это поощрит эмитентов, которые в нынешних условиях находят возможности для раскрытия информации. «Понятные и объективные основания того, что информация сегодня не всегда раскрывается. Но у рынка тоже есть некие пределы. И вот эта инерция, по которой рынок живет, она все равно исчерпаема. Поэтому есть инициативы, и, наверное, они правильные, создать параллельное семейство индексов, которые будут состоять только из фишек публичных обществ, которые надлежащим образом раскрывают информацию, следуют своим обещаниям», - приводит его слова РБК.
При этом замминистра финансов РФ Иван Чебесков полагает, что баланс в раскрытии информации эмитентами о своей деятельности и ограничениями контрсанкционного характера в целом найден. Как сообщал в сентябре «Интерфакс», Чебесков заявил журналистам, что баланс в раскрытии, с одной стороны, должен защищать их от излишних санкционных рисков, а с другой - предоставлять инвесторам информацию, без которой рынок капитала просто не будет функционировать нормально.
Банк России, в свою очередь, настаивает на том, что для поддержания доверия инвесторов принципиально важным является наличие качественной, достоверной информации, поэтому раскрытие таких данных эмитентами ценных бумаг просто необходимо. Примечательно, что положения о необходимости раскрытия информации об оценках справедливой стоимости эмитента и размещаемых ценных бумаг ЦБ включил в обновленный текст проекта «Основных направлений развития финансового рынка РФ на 2025 год и период 2026 и 2027 годов».
Тем не менее, несмотря на все опасения ЦБ, Московской биржи и Минфина, тренд на закрытие информации все равно продолжается. В частности, в конце июля 2024 года премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минфину, Банку России и Минэкономразвития рассмотреть предложения Совета Федерации о возможности изменения объема информации, которую компании вправе не раскрывать в своей отчетности. При этом сведения о том, что именно предлагалось сенаторами, отсутствуют.
В начале сентября ФАС России также выступила со своими предложениями. Ведомство предложило сократить объем раскрытия информации в электроэнергетике, особенно теми субъектами, которые работают на приграничных территориях. Согласно данному проекту, ПАО «Форвард Энерго» и ПАО «Юнипро», а также сетевые компании, работающие на новых и приграничных территориях, смогут получить право не раскрывать свою отчетность и инвестиционные программы.
Пока трудно сказать наверняка, когда все вернется в привычное русло, поскольку санкционные риски продолжают влиять на российских эмитентов, и действующий режим раскрытия информации все еще не устраивает ряд компаний. Но отчетности, которые российские компании публикуют по МСФО, теперь появятся на едином информационном ресурсе - в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО) ФНС России. Добавление консолидированной отчетности, по мнению Минфина, позволит комплексно анализировать деятельность компаний и существенно повысит информационную обеспеченность пользователей.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу