Российские власти запланировали сразу несколько налоговых новаций для нефтегазового сектора, информация о различных мерах появилась в СМИ. В частности, Минфин предложил увеличить налог на прибыль для «Транснефти» до 40% - сообщение об этом привело к обвалу акций компании. Кроме того, предлагается обнулить НДПИ для газа и конденсата с Ямала, используемых для производства СПГ. А для нефтепереработки намечена корректировка демпфера и возможность получения инвествычета при более позднем завершении модернизации НПЗ. Как все эти меры скажутся на компаниях нефтегазовой отрасли, чего ожидать по финрезультатам и дивидендам, какие компании сектора выглядят интересными в свете последних новостей? Finam.ru подготовил обзор.
Удар по «Транснефти»
Налог на прибыль для «Транснефти» сейчас составляет стандартные 20% и с января 2025 года, как и для прочих компаний, должен был вырасти до 25%. Однако, по данным РБК, для «Транснефти» планируется увеличить ставку до 40%. Акции компании накануне обвалились на 9%, а сегодня падают еще на 4%. Эксперты сходятся во мнении, что повышение налога станет ударом для нее.
Как полагает аналитик «Финама» Сергей Кауфман, из налоговых новаций действительно влияет на котировки только новость о возможном росте налога на прибыль для «Транснефти» (и, возможно, для НМТП как для дочки «Транснефти»). «Повышение ставки налога с 25% до 40% при прочих равных снижает прибыль и дивиденды на 20%. При ставке в 40% дивиденд «Транснефти» за 2025 год может составить лишь 155 руб. на акцию, что соответствует 13% доходности - нейтральное значение для сектора. Также отметим, что ранее некоторые инвесторы рассчитывали на рост нормы выплат дивидендов у «Транснефти», однако рост налоговой нагрузки ставит крест на подобной перспективе», - прокомментировал Кауфман. Он также отмечал, что если изменения налогового режима подтвердятся, целевая цена по привилегированным акциям «Транснефти» в 1 691 руб. будет снижена не менее чем на 20%.
Аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев в комментарии для Finam.ru высказал мнение, что власти, видимо, решили компенсировать отменный дополнительный НДПИ «Газпрома» (в размере 600 млрд руб.) с помощью повышения налоговой нагрузки на другие компании. «Если по итогам 2024 года дивиденд по бумаге «Транснефти» составит около 200 руб. (что соответствует дивидендной доходности 16% по текущим котировкам), то с введением налога на прибыль дивиденд составит примерно 150 руб. на одну акцию (текущая дивидендная доходность 12%). Таким образом, акции «Транснефти» потенциально могут скорректироваться в направлении 1000 руб. за одну акцию, чтобы оценочные мультипликаторы и дивидендная доходность сохранились на прежних (привычных) уровнях», - оценил Климентьев.
Он также напомнил, что ранее для расчета нефтяных налогов применялось правило «Brent минус дисконт», введенное весной 2023 года на фоне значительных скидок на российскую нефть из-за санкций. Оно устанавливало минимальный уровень, ниже которого налоги не могли рассчитываться. Однако со временем дисконты на российскую нефть стабилизировались, и формула утратила актуальность.
Согласно действующему законодательству, с 1 января 2025 года расчет будет производиться по новой формуле: «Urals на базисе поставки FOB + $2 за баррель». Здесь $2 отражают условные расходы на транспортировку нефти из российских портов в северной и южной частях страны до европейских портов, добавил эксперт.
Другие налоговые новации
Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на текст поправок, Минфин также предлагает обнулить НДПИ для газа и конденсата, которые добываются на участках, полностью или частично расположенных на Ямале. Условием является то, что эти газ и конденсат должны использоваться для производства СПГ. Также добыча должна идти из залежей, отнесенных к ачимовским и юрским продуктивным отложениям. Согласно документу, обнулить налог планируется с 2028 года до достижения накопленного объема в 130 млрд кубометров и 15 млн тонн конденсата в совокупности по всем участкам недр, но не позднее 31 декабря 2037 года.
А ТАСС написало, что Минфин предлагает корректировку демпфирующего механизма, а также возможность получения инвестиционного вычета при завершении планов по модернизации НПЗ в более поздние сроки. В случае, если компания инвестировала более 100 млрд руб. до конца 2028 года, получение инвестиционной надбавки продлевается на 2031 и 2032 годы.
По данным агентства, министерство предлагает разделить учет выплат по демпферу отдельно на бензины и дизель, если цена по одному виду топлива на бирже превысила установленный норматив: для бензинов - на 10%, для дизеля - на 20%. В случае превышения этого уровня компании не смогут получать выплату по демпферу. Также Минфин предлагает уточнить порядок расчета демпфера, в результате выплаты могут быть снижены при реализации на внутреннем рынке менее 40% произведенного бензина, дизеля и нафты, а также в случае возврата произведенного топлива.
Как отметил Климентьев, сейчас демпфер обнуляется превышении внутренних цен либо на дизель, либо на бензин. В планах разделить «обнуление демпфера» по каждому из видов моторного топлива. «Пока сложно сказать, как перспективные изменения скажутся на отрасли. Основным фактором, влияющим на цены акций нефтяников, является цена на нефть марки Brent, которая находится под давлением из-за уменьшения стимулов китайской экономики и снижения прогнозов по будущему спросу от ОПЕК», - прокомментировал аналитик «Цифра брокер».
Кауфман считает, что разделение учета демпферных выплат по бензину и дизелю является логичным шагом, но эффекта на акции от него ждать не стоит. Обнуление демпферных выплат из-за роста оптовых цен является экстраординарной ситуацией и за последнее время она наблюдалась только по итогам сентября 2023 года, напомнил эксперт.
Продление сроков модернизации НПЗ, по его мнению, может быть связано с эффектом санкций, из-за которых модернизация неизбежно замедляется. Такое решение умеренно позитивно для компаний с наиболее эффективной нефтепереработкой – «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», считает аналитик «Финама».
Отметим, что недавно нефтегазовый сектор также пережил «встряску» на фоне сообщения издания Wall Street Journal со ссылкой на анонимые источники, что Россия якобы изучает план слияния «Роснефти» с «ЛУКОЙЛом» и «Газпром нефтью». Однако эксперты сразу отмечали, что такое слияние вряд ли произойдет.
«Мы считаем, что принудительное слияние трех компаний маловероятно по двум причинам. Во-первых, слухи о таких мегаслияниях возникают каждые два-три года, начиная как минимум с 2007 г. Обычно Роснефть «приобретает» либо «ЛУКОЙЛ», либо «Сургутнефтегаз». На сегодняшний день, как видно, ни одна из этих сделок не состоялась. Во-вторых, маркетинг Роснефти и так достаточно эффективен, особенно если учесть, что значительная часть экспорта ее нефти идет в Китай напрямую по трубопроводу с долгосрочным контрактом без крупного дисконта к мировым ценам на нефть. Кроме того, ничто не мешает «Роснефти» и «Газпром нефти» заключить с «ЛУКОЙЛом» маркетинговые соглашения. Наконец, столь крупное слияние всегда сопряжено с риском временного снижения производительности при объединении команд и операций. Это может свести на нет любые теоретические краткосрочные преимущества», - отмечал аналитик «БКС Мир Инвестиций Рональд Смит.
В итоге «Роснефть» опровергла информацию о возможности слияния, заявив, что «предполагаемые намерения не имеют никакого отношения к действительности и не подчиняются никакой вменяемой бизнес-логике».
Интересные компании сектора
Как отмечает Сергей Кауфман, локально российские нефтяники находятся в неплохом положении: на фоне стремительного ослабления рубля цены на нефть держатся у отметки 6000 руб. за баррель, а достаточно низкая долговая нагрузка уменьшает негативный эффект от жесткой ДКП.
Аналитики «Финама» сохраняют позитивный взгляд на акции «ЛУКОЙЛа». Компания имеет отрицательный чистый долг, оценивается всего в 1,9 EV/EBITDA 2024E и на горизонте 12 месяцев, по оценкам экспертов, может принести инвесторам более 15% дивидендной доходности. Целевая цена по акциям «ЛУКОЙЛа» составляет 8 395 руб.
«Также выделяем акции «Роснефти», наша целевая цена по ним составляет 669,7 руб. «Роснефть» стабильно выплачивает 50% прибыли в виде дивидендов дважды в год. По нашим расчетам, объем дивидендов на горизонте 12 месяцев может составить 66 руб. на акцию, что соответствует 14,3% доходности. Также «Роснефть» выделяется в секторе потенциалом роста бизнеса за счет развития проекта «Восток Ойл» и постепенным снижением долговой нагрузки», - заключил Кауфман.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Удар по «Транснефти»
Налог на прибыль для «Транснефти» сейчас составляет стандартные 20% и с января 2025 года, как и для прочих компаний, должен был вырасти до 25%. Однако, по данным РБК, для «Транснефти» планируется увеличить ставку до 40%. Акции компании накануне обвалились на 9%, а сегодня падают еще на 4%. Эксперты сходятся во мнении, что повышение налога станет ударом для нее.
Как полагает аналитик «Финама» Сергей Кауфман, из налоговых новаций действительно влияет на котировки только новость о возможном росте налога на прибыль для «Транснефти» (и, возможно, для НМТП как для дочки «Транснефти»). «Повышение ставки налога с 25% до 40% при прочих равных снижает прибыль и дивиденды на 20%. При ставке в 40% дивиденд «Транснефти» за 2025 год может составить лишь 155 руб. на акцию, что соответствует 13% доходности - нейтральное значение для сектора. Также отметим, что ранее некоторые инвесторы рассчитывали на рост нормы выплат дивидендов у «Транснефти», однако рост налоговой нагрузки ставит крест на подобной перспективе», - прокомментировал Кауфман. Он также отмечал, что если изменения налогового режима подтвердятся, целевая цена по привилегированным акциям «Транснефти» в 1 691 руб. будет снижена не менее чем на 20%.
Аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев в комментарии для Finam.ru высказал мнение, что власти, видимо, решили компенсировать отменный дополнительный НДПИ «Газпрома» (в размере 600 млрд руб.) с помощью повышения налоговой нагрузки на другие компании. «Если по итогам 2024 года дивиденд по бумаге «Транснефти» составит около 200 руб. (что соответствует дивидендной доходности 16% по текущим котировкам), то с введением налога на прибыль дивиденд составит примерно 150 руб. на одну акцию (текущая дивидендная доходность 12%). Таким образом, акции «Транснефти» потенциально могут скорректироваться в направлении 1000 руб. за одну акцию, чтобы оценочные мультипликаторы и дивидендная доходность сохранились на прежних (привычных) уровнях», - оценил Климентьев.
Он также напомнил, что ранее для расчета нефтяных налогов применялось правило «Brent минус дисконт», введенное весной 2023 года на фоне значительных скидок на российскую нефть из-за санкций. Оно устанавливало минимальный уровень, ниже которого налоги не могли рассчитываться. Однако со временем дисконты на российскую нефть стабилизировались, и формула утратила актуальность.
Согласно действующему законодательству, с 1 января 2025 года расчет будет производиться по новой формуле: «Urals на базисе поставки FOB + $2 за баррель». Здесь $2 отражают условные расходы на транспортировку нефти из российских портов в северной и южной частях страны до европейских портов, добавил эксперт.
Другие налоговые новации
Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на текст поправок, Минфин также предлагает обнулить НДПИ для газа и конденсата, которые добываются на участках, полностью или частично расположенных на Ямале. Условием является то, что эти газ и конденсат должны использоваться для производства СПГ. Также добыча должна идти из залежей, отнесенных к ачимовским и юрским продуктивным отложениям. Согласно документу, обнулить налог планируется с 2028 года до достижения накопленного объема в 130 млрд кубометров и 15 млн тонн конденсата в совокупности по всем участкам недр, но не позднее 31 декабря 2037 года.
А ТАСС написало, что Минфин предлагает корректировку демпфирующего механизма, а также возможность получения инвестиционного вычета при завершении планов по модернизации НПЗ в более поздние сроки. В случае, если компания инвестировала более 100 млрд руб. до конца 2028 года, получение инвестиционной надбавки продлевается на 2031 и 2032 годы.
По данным агентства, министерство предлагает разделить учет выплат по демпферу отдельно на бензины и дизель, если цена по одному виду топлива на бирже превысила установленный норматив: для бензинов - на 10%, для дизеля - на 20%. В случае превышения этого уровня компании не смогут получать выплату по демпферу. Также Минфин предлагает уточнить порядок расчета демпфера, в результате выплаты могут быть снижены при реализации на внутреннем рынке менее 40% произведенного бензина, дизеля и нафты, а также в случае возврата произведенного топлива.
Как отметил Климентьев, сейчас демпфер обнуляется превышении внутренних цен либо на дизель, либо на бензин. В планах разделить «обнуление демпфера» по каждому из видов моторного топлива. «Пока сложно сказать, как перспективные изменения скажутся на отрасли. Основным фактором, влияющим на цены акций нефтяников, является цена на нефть марки Brent, которая находится под давлением из-за уменьшения стимулов китайской экономики и снижения прогнозов по будущему спросу от ОПЕК», - прокомментировал аналитик «Цифра брокер».
Кауфман считает, что разделение учета демпферных выплат по бензину и дизелю является логичным шагом, но эффекта на акции от него ждать не стоит. Обнуление демпферных выплат из-за роста оптовых цен является экстраординарной ситуацией и за последнее время она наблюдалась только по итогам сентября 2023 года, напомнил эксперт.
Продление сроков модернизации НПЗ, по его мнению, может быть связано с эффектом санкций, из-за которых модернизация неизбежно замедляется. Такое решение умеренно позитивно для компаний с наиболее эффективной нефтепереработкой – «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», считает аналитик «Финама».
Отметим, что недавно нефтегазовый сектор также пережил «встряску» на фоне сообщения издания Wall Street Journal со ссылкой на анонимые источники, что Россия якобы изучает план слияния «Роснефти» с «ЛУКОЙЛом» и «Газпром нефтью». Однако эксперты сразу отмечали, что такое слияние вряд ли произойдет.
«Мы считаем, что принудительное слияние трех компаний маловероятно по двум причинам. Во-первых, слухи о таких мегаслияниях возникают каждые два-три года, начиная как минимум с 2007 г. Обычно Роснефть «приобретает» либо «ЛУКОЙЛ», либо «Сургутнефтегаз». На сегодняшний день, как видно, ни одна из этих сделок не состоялась. Во-вторых, маркетинг Роснефти и так достаточно эффективен, особенно если учесть, что значительная часть экспорта ее нефти идет в Китай напрямую по трубопроводу с долгосрочным контрактом без крупного дисконта к мировым ценам на нефть. Кроме того, ничто не мешает «Роснефти» и «Газпром нефти» заключить с «ЛУКОЙЛом» маркетинговые соглашения. Наконец, столь крупное слияние всегда сопряжено с риском временного снижения производительности при объединении команд и операций. Это может свести на нет любые теоретические краткосрочные преимущества», - отмечал аналитик «БКС Мир Инвестиций Рональд Смит.
В итоге «Роснефть» опровергла информацию о возможности слияния, заявив, что «предполагаемые намерения не имеют никакого отношения к действительности и не подчиняются никакой вменяемой бизнес-логике».
Интересные компании сектора
Как отмечает Сергей Кауфман, локально российские нефтяники находятся в неплохом положении: на фоне стремительного ослабления рубля цены на нефть держатся у отметки 6000 руб. за баррель, а достаточно низкая долговая нагрузка уменьшает негативный эффект от жесткой ДКП.
Аналитики «Финама» сохраняют позитивный взгляд на акции «ЛУКОЙЛа». Компания имеет отрицательный чистый долг, оценивается всего в 1,9 EV/EBITDA 2024E и на горизонте 12 месяцев, по оценкам экспертов, может принести инвесторам более 15% дивидендной доходности. Целевая цена по акциям «ЛУКОЙЛа» составляет 8 395 руб.
«Также выделяем акции «Роснефти», наша целевая цена по ним составляет 669,7 руб. «Роснефть» стабильно выплачивает 50% прибыли в виде дивидендов дважды в год. По нашим расчетам, объем дивидендов на горизонте 12 месяцев может составить 66 руб. на акцию, что соответствует 14,3% доходности. Также «Роснефть» выделяется в секторе потенциалом роста бизнеса за счет развития проекта «Восток Ойл» и постепенным снижением долговой нагрузки», - заключил Кауфман.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу